eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Поливанова (Гивенталь) Светлана Борисовна

Я познакомилась с Г.П. Щедровицким в апреле 1977 г. в Алуште на конференции «Психологические проблемы пользователя ЭВМ» и с октября того же года начала участвовать в семинаре «Методологический анализ логики и математики». Георгий Петрович пригласил меня в семинар, зная, что я по образованию математик, а по роду профессиональной деятельности – программист, что соответствовало тематике семинара. В отношении методологической (и вообще гуманитарной) оспособленности я была, безусловно, новичком. Соответственно, мой статус в семинарах первых двух лет – ученик. Одновременно начался семинар по истории ММК, в котором я тоже приняла участие.

С начала 1979 и до 1984 г. семинар «по математике» проходил в моей квартире еженедельно. Первоначальный состав участников: П. Малиновский, М. Гнедовский, Е. Фрид, Н. Богомолов, С. и Н. Котельниковы; несколько позже присоединились П. Мейксон, Л. Лебедева, А. Веселов.

Вскоре после первой ОДИ семинары у меня дома стали происходить даже чаще – два, а то и три раза в неделю. Как правило, они были посвящены подготовке к очередной или анализу только что проведенной игры. «Математический» семинар стал терять интенсивность и, как следствие, участников. К 84-му он задохнулся и ГП его официально закрыл.

Несколько месяцев (в 85-м или 86-м году) я руководила «женским» семинаром (O. Глазунова, Г. Харитонова, Т. Богомолова), который затем превратился в смешанный (присоединились Г. Копылов, В. Головняк, С. Андреев и С. Попов).

Пыталась делать доклады и на домашних семинарах, и на конференциях. Все считаю неудачными. И никакого сколько-нибудь заметного содержательного вклада в СМД методологию не внесла.

В какой-то момент поняла, что тот тип дискурса, который превалировал на семинарах, мне не близок, и я вряд ли смогу им овладеть. Я имею в виду полное игнорирование содержания доклада (того, что сказано) и нескончаемый поток рефлексивных вопросов и критики (того, как сказано).

В 1984 г. я провела эксперимент: во время моего доклада по Лакатосу четыре семинара подряд я начинала доклад одной и той же фразой: «Я буду рассматривать… (что-то, не помню что) в контексте развития». Мне ни разу не удалось двинуться вперед и произнести вторую фразу. После чего я прекратила попытки делать доклады, ограничив свое участие вопросами и короткими репликами, то есть позицией «понимающего» (но отнюдь не «всепонимающего»).

Семинары у меня дома продолжали спорадически происходить до 1990 г. Но тематика и состав участников часто менялись. Это были уже «ad hoc» семинары, в связи с каким-то событием, которое требовало обсуждения.

Я думаю, что, несмотря на ничтожный содержательный вклад в методологию, моя роль в ММК была важной (и даже необходимой) как для участников семинара, так и для ГП.

Для меня участие в семинарах ММК стало способом жизни, который разительно отличался от того, как я жила до тех пор. Я приняла его безоговорочно, он стал для меня абсолютной ценностью, и я старалась сделать все от меня зависящее, чтобы поддерживать всех участников семинара, независимо от их роли, места и индивидуальных вкладов в работу. Дискуссии на семинаре были часто очень жесткими, и хотя принято было считать резкие замечания критикой «по содержанию», в реальности почти все участники воспринимали их весьма лично. И чаепития после окончания семинара на моей маленькой кухне были необходимым элементом восстановления самооценки, смены ролей и воссоздания нормальной дружелюбной атмосферы.

ГП это очень хорошо понимал и всегда поддерживал, а часто и инициировал все формы клубного общения между нами. Я также считаю, что он ценил мою преданность ММК, мой здравый смысл, мою способность оценивать ситуацию и даже мою готовность вступать с ним в конфликт каждый раз, когда мне казалось, что он не прав по отношению к тому или иному участнику семинара.

В первой игре (Новая Утка, 1979 г.) я участвовала как исследователь в группе, которой руководил А.А. Тюков. Общее количество игр – несколько десятков, точное количество назвать не могу. В них я, как правило, выполняла обязанности игротехника.

Последняя игра с ГП – в г. Свалява. После этого участвовала в ряде игр под руководством С.В. Попова (в том числе, в Байкальской экологической экспертизе).

И 1990-91 гг. начала вместе с Г. Копыловым выпускать методологический альманах «Кентавр»: я – в роли главного редактора, Гена – в роли зама. В 92-м он сменил меня на посту главреда.

В 1993 г. эмигрировала в США. Живу в Бостоне. Работаю программистом.

Всё это – о себе. А теперь – о результатах деятельности ММК, членом которого себя считаю.

Я думаю, что Кружок не реализовал свои претензии, будь то создание содержательно-генетической логики, теории деятельности или СМД подхода. Мне кажется, что синтез или сборка никогда не были сильной стороной ММК (анализ, рефлексия, изощренная техника разборки – были). Одна из причин, по крайней мере, для методологов моего «поколения», та, что почти никто из них не имел опыта профессиональной работы – ни исследовательской, как ГП, ни проектной, как Б. Сазонов или А. Раппапорт. То есть, у них просто не было ни предмета, ни действительности для осуществления сборки.

ОДИ по замыслу как раз и должны были стать тем собственно методологическим полем деятельности, куда могла бы сворачиваться методологическая рефлексия. Но захлестнувшая методологов волна игр не оставила ни времени, ни места для теоретико-методологических разработок. В результате возникла феноменология игр, но не действительность Игры. В этом смысле ОДИ так и не стали «практикой методологии».

Но главная причина «сухости» или недостаточной выразительности обобщающих текстов, включая и тексты ГП, на мой взгляд, заключается в том, что ММК был принципиально, (подчеркиваю) по сути своей, коммуникативно-рефлексивной структурой. Смыслы, порожденные в методологических дискуссиях, существовали «там и тогда». Даже зафиксированные в схемах, которые по замыслу должны были сохранять значения (здесь не место обсуждать многообразие использования схем), т.е. стать знаками и транслироваться в качестве таковых – эти смыслы и значения восстановимы лишь для тех, кто участвовал в дискуссиях ММК.

Но если, как следует из вышесказанного, не содержание или идеи, то – что же можно назвать главным результатом деятельности Кружка? На мой взгляд, главным результатом стали люди, прошедшие через ММК, и тот способ работы (и жизни), в который они были включены. В условиях пошлой, лживой, обессмысливающей любую инициативу реальности советской жизни Г.П. Щедровицкий создал оазис – осмысленную, интенсивную интеллектуальную жизнь для себя и десятков людей, работавших вместе с ним. И не только создал, а воспроизводил ее в течение 40 лет.

Люди, работавшие в ММК, обладают высочайшим интеллектуальным потенциалом, экстраординарными риторическими, аналитическими и рефлексивными способностями. Участие в играх оснастило их еще и выдающимися лидерскими навыками. Как они распорядятся тем, что приобрели в Кружке – это уже их забота: ММК за это ответственности не несет.

Но верно и обратное. Мне кажутся абсолютно бессмысленными попытки вернуть бывших участников Кружка на стезю СМД методологии. Еще более нелепо, на мой взгляд, звучат упреки в измене памяти Учителя и искажении основ Учения, которыми обмениваются бывшие члены ММК на интернетовских сайтах и в печати.

Г.П. Щедровицкий создал уникальную структуру, которая пропустила через себя множество людей. Но он создавал ее, прежде всего, для себя и «под себя». И только поэтому она стала (на время) способом жизни для других. Никто не может (и уж, конечно, не обязан) это повторить или продолжить. Люди, прошедшие школу ММК, вправе распорядиться собой – «жить и жизнь давать другим», если захотят (и смогут). Но это уже не будет продолжением истории ММК. Это будет совсем другая история. И, по-моему, это замечательно.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44