eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Яровой Александр Владимирович

После окончания архитектурного факультета Харьковского инженерно-строительного института (ХИСИ) по специальности архитектор я работал в институте «Укргорстройпроект». А в кружок меня (как и многих других) вовлек А.П. Буряк, который несет всю полноту ответственности за распространение вируса методологии в Харькове и его окрестностях.

Дело было так. Когда у меня возникла мысль об аспирантуре (1973 г.), я четко осознал, что не имею никакого понятия о том, что такое научная работа и чем она отличается от проектирования. К этому времени Саша, уже аспирант, организовал какой-то семинар. А так как он был моим единственным другом, имевшим отношение к науке, то я решил посмотреть, чем они там занимаются.

В ту пору члены харьковского кружка – В. Горожанкин, Е. Ремизова и мы с Буряком – были архитекторами и работали над своими диссертациями, а в ММК, на заседания которого время от времени «наезжал» Саша, уже полным ходом разрабатывалась теория проектирования и дизайна. Поэтому мы основное внимание уделяли вопросам общей и прикладной (частной) методологии. Я тогда мало чего соображал в ней и, как сейчас понимаю, в теории проектирования тоже, но мне это было интересно, и я не заметил, как вошел в эту новую для меня жизнь.

В результате через два года, впервые попав на семинар, который вел Г.П. Щедровицкий, я уже регулярно участвовал во всех подольских (кроме первого) и новоуткинских (кроме первого) совещаниях, а также в тех мероприятиях ММК (когда удавалось вырваться из Харькова), которые проводились в Москве, Горьком и Киеве. На подольском «этапе» мое участие ограничивалось работой над докладами и статьями в соавторстве с Буряком, он же тогда и докладывал. То время, до конца 70-х, я определил бы как период прикрепления к методологическому движению, или периодом ученичества.

К 80-му году я завершил работу над первым вариантом диссертации, которую могу без натяжки назвать методологической, и, приехав на очередную «Утку», сделал первый самостоятельный доклад. Его темой была модель системы профессиональной архитектурной деятельности, в основу которой я положил модель общественной системы О.И. Генисаретского. Доклад или, точнее, его обсуждения, которыми руководил Георгий Петрович (он меня тогда поддержал), продолжались не один день (распечатанные с магнитофона стенограммы тех обсуждений  хранятся у меня до сих пор). После этого я развил сформированные тогда представления в диссертации («Становление и развитие профессиональной организации в архитектуре ХШ – ХХ вв.»), которую защитил в Московском ЦНИИ теории и истории архитектуры (1988 г.). На основе той же модели я разработал и читал курс лекций «История профессиональной деятельности и мышления в архитектуре».

Второй период истории харьковской группы связан с оргдеятельностными играми и разработками новых подходов к профессиональной подготовке студентов. В это время состав нашей группы полностью обновился: в основном в нее входили аспиранты-архитекторы и «примкнувшие» к ним психологи, придерживавшиеся взглядов В.В. Давыдова. Изменилось и направление работы. Много усилий тратилось на осмысление целей методологического движения, на освоение понятий и моделей – сначала теоретико-деятельностного, а затем и системо-деятельностного подходов. Этот период завершился проведением уникального педагогического эксперимента (1985-96 гг.), наряду с А. Буряком я был одним из его организаторов и участников (назову также Ю. Воробьева, М. Заику, А. Шило).

Его целью было внедрение и демонстрация эффективности принципов методологической организации в высшем образовании. Особое внимание уделялось использованию принципов ОДИ в практической подготовке студентов. Уникальность эксперимента определялась тем, что то была единственная по тем временам попытка радикальной смены сложившихся принципов подготовки, проведенная на полном цикле обучения, от первого курса до дипломного проекта.

С 1981 г. – член Союза архитекторов СССР.

В 1996 г. я эмигрировал в США. Живу и работаю архитектором в Нью-Йорке.

С методологическим приветом всем бывшим коллегам.

Основные публикации:

- От способа к методике (в соавторстве с А.П. Буряком) – ХГУ, Харьков, 1978.

- Некоторые методологические вопросы моделирования системы архитектурной деятельности. – В сб. Теоретические и практические проблемы применения системных методов в архитектуре. – Киев, 1980.

- Проектная установка в ренессансной культуре. – Сб. Труды 38-й научно-технической конференции ХИСИ, 1984.

- Высшее образование: историческая эволюция и управление развитием. – Философские проблемы современного естествознания. № 57. – Киев: Вища школа, 1984.

- Становление и развитие профессиональной организации в архитектуре ХШ–ХХ вв. – Автореф. дис. канд. архит. – Москва, 1987.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44