eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Снитко Татьяна Николаевна

Знакомство с методологией началось для меня, можно сказать, естественным образом. Я просто «попала в хорошую компанию» и была очарована «умными мужиками».
Сначала мне повезло с научным руководителем. Виктор Петрович Литвинов предложил мне тему кандидатской, сказав: «ничего не обещаю, кроме квалифицированного руководства». Что в дальнейшем оказалось правдой. Если бы не ВПЛ, я бы, скорее всего, до лингвистической науки так и не добралась...

Работа с Литвиновым предполагала участие в проблемных семинарах, куда я также попала естественным образом. Это были, в том числе, «Теория иностранного языка» и «Герменевтика». Участие в этих семинарах я считала для себя столь значимым делом, что однажды, чтобы не пропустить семинар, отказалась от поездки в Египет (те, кто меня знают, поймут, что это была с моей стороны большая жертва). Позже, когда мне предстояло защищать кандидатскую диссертацию и в это же время готовить доклад на семинар, собственно защита отошла на второй план, а вот над докладом пришлось поломать голову.

Такое вот романтическое отношение к методологии, как, впрочем, и ко многим другим вещам в жизни, вероятно, не характеризует меня положительно, но тут уж ничего не изменить. Помню, что наблюдение за тем, как на семинарах в диалогах рождается мысль, доставляло удовольствие сродни тому, что возникает во время посещения хорошего концерта. Упомяну лишь несколько наиболее значительных имен участников семинаров: Георгий Богин, краснодарский лингвист Юрий Попов, Александр Левинтов. Наиболее хороши были диалоги Литвинова и Щедровицкого – их полилогически организованное мышление обычно выступало фокусом дальнейшего развертывания мысли...

Помимо прочего, пятигорские семинары запомнились «неформальным» общением, если вообще можно говорить о формальном общении применительно к пятигорским семинарам. У Георгия Исаевича рефлексия по поводу происходящего на семинарах выливалась в иронические стихи в жанре «рефлексивной методологической поэзии». Виктор Петрович в романтических стихах приоткрывал неведомые грани своей полилогической души. Юрий Попов чудно пел под гитару совсем не методологические песни. Георгий Петрович «содержательно присутствовал» в этом всем и этим был хорош.

Осознание того, что СМД методология в принципе представляет собой иной тип ышления, произошло также случайно. Как-то во время перерыва Георгий Петрович предложил решить «детскую задачку»: из шести спичек составить четыре треугольника. Возможность решения заключалась в переходе от «плоскостного» видения фигур к «пространственному» – задачку можно было решить, построив пирамиду. Этот простой случай не раз в дальнейшем подсказывал мне возможные решения проблем в самых разных ситуациях.

Наиболее значительным своим мыслительным прорывом, фундированным методологией, считаю нахождение способа сопоставления базовых понятий культуры в различающихся культурах Запада и Востока. Вместо обычно используемого пути – поиска возможных аналогов понятиям европейской философии в китайской философии – удалось найти принципиально иную базу сопоставления культур и, как следствие, радикально изменить список сопоставляемых понятий.

В разном качестве – игрока, игротехника, методолога – я прошла около десятка ОДИ, о чем сохраняю, опять же, романтические воспоминания. Как и у других участников, полученный опыт разнопланов, а оставшееся в памяти – как в песне у Олега Митяева: «лето (ОДИ) – это маленькая жизнь». Методологом по определению себя назвать не могу, но что-то «от методолога» в моем способе делания жизни присутствует.

Все же несвойственные женской природе попытки методологически организовывать собственное мышление должны были быть чем-то компенсированы, и это привело меня к изучению Востока. Окончив специальный факультет в ИСАА при МГУ, я перешла в «компанию востоковедов».

Поскольку я пишу этот текст, находясь в Японии (читаю лекции в Токийском университете), то позволю себе несколько замечаний «в японском духе». Тут, на Востоке, обучаясь какому-нибудь делу или искусству, важным считается «находиться в поле Учителя», поскольку только находясь рядом с Учителем, можно вырасти самому и стать на собственный путь. Мне кажется, что присутствию в мыслительном поле ГП многие и многие люди – и «доросшие» до методологов, и лишь слегка «опылившиеся» методологическими идеями – обязаны своими достижениями в самых разных областях. За что и выражаю благодарность Учителю.

Своими учителями считаю В.П. Литвинова и Г.П. Щедровицкого.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44