eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Фрумин Исак Давидович

Для меня всегда были значимы дискуссии по проблемам образования и развития, прежде всего в оппозиции к естественным процессам. И когда после окончания математического факультета Красноярского государственного университета, срочной службы в армии и аспирантуры в Институте им. Стеклова (Москва) я, работая в образовательной сфере и занимаясь математикой, попал на одну из ОД игр (в Литве, 1985 г.), проживание этого опыта открыло передо мной новые перспективы. Достаточно серьезно размышлять и даже организационно действовать в области образования я, конечно, начал раньше, еще до аспирантуры, участвуя в работе Красноярской краевой летней школы при университете. Но после этой игры я начал посещать методологические семинары, которые проводил Г.П. Щедровицкий и с тех пор участвую в жизни методологического сообщества.

Мы проводили своей группой (А.М. Аронов, В.А. Болотов, Б.И. Хасан и др.) семинары и игры в области образования, современной культуры, политики и управления (а я, приезжая в Москву, старался не пропускать семинары Георгия Петровича). Кроме того, мы часто проводили игры и семинары, посвященные развитию и проектированию инновационных форм в системе образования. (Борис Хасан назвал их интенсивными проблемными семинарами.) Участвовал я и в играх С.В. Попова и П.Г. Щедровицкого по проектированию образовательных институтов, где я уже работал, в том числе психолого-педагогического факультета Красноярского университета, Экспериментальной базовой школы № 106 (сейчас – гимназия «Универс»), летних школ и т.д. ОД игры, на которых проектировался Психолого-педагогический факультет, стали затем частью образовательного процесса на этом факультете, в них участвовали практически все преподаватели и студенты, и я в том числе. Большую роль в формировании общей идеологии и методологических подходов к образованию сыграли игры и в школе (БЭСШ  № 106), которой я в то время руководил.

Методологом себя не считаю, а некоторые умения и сомнения использую. Скорее даже, не умения, а привычки.

Что касается целей СМД методологии, то у меня было несколько версий на этот счет. В романтический период (примерно 1984-90 гг.) я считал, что методологи стремятся создать Касталию и запустить «Паломничество в Страну Востока». Сейчас думаю, что реальной претензией было формирование некоторой новой культуры. Она частично реализовалась.

Доктор педагогических наук, профессор Российско-Британского поствузовского университета «Московская высшая школа социальных и экономических наук»; продолжаю трудиться в сфере образования, работая в Московском представительстве Всемирного Банка.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44