eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Цлаф Виктор Михайлович

Причастным к методологическому движению я считаю себя с апреля 1989 г. – после участия в ОДИ «Промышленное предприятие XXI века» в Челябинске.

К тому времени я, кандидат наук (техническая кибернетика и теория информации)  заведовал (с 1980 г.) кафедрой в ИПК руководящих работников и специалистов Миннефтехимпрома СССР и уже лет 10 занимался теорией управления применительно, прежде всего, к промышленным предприятиям. То, что в то время составляло содержание этой теории (и составляет в настоящее время, если говорить об «официальных» изданиях с грифом Министерства образования и большей части переводной литературы) представляло собой, в основном, «чукотский менеджмент», построенный по принципу «что вижу – о том пою». Увидел единоначалие – записал в принципы управления, увидел оптимизацию – тоже куда-то записал. Одно с другим не стыкуется, базовых понятий нет, логика неизвестна…

Между тем, практика управления (а именно с практиками мы сталкивались в ИПК, и они ждали от нас ответов на свои вопросы) требовала системы знаний. Особенно остро вопрос о системе знаний в области управления встал во время горбачевской перестройки – многие модные тогда «демократические» лозунги не имели конкретного содержания и оказывались попросту демагогией, но в этом следовало разбираться. Например, лозунг о «замене административно-правовых методов управления экономическими»… ну, скажем, выплатить премию – это экономический метод, но для этого надо издать приказ – и как же здесь без административно-правового инструмента? И вообще, почему выплата премии – это метод? И почему экономический? И что такое метод вообще?

Вопросы множились, начата была разработка теории управленческих проблем (описание их как противоречий и поиск адекватной логической формы их представления). К началу 1989 г. у меня сложилось четкое представление, что базой для теории управления должна быть общая теория деятельности, и слухи носились, что кем-то она создана, но где ее взять? Праксиология на эту роль не очень-то годилась, и разработка категории «труд» Марксом тоже…

С другой стороны, с 1985 г. мы в ИПК активно развивали игровые формы в учебном процессе, а с 87-го и как форму управленческого консультирования. В Ярославском филиале нашего института заведовал кафедрой В.С. Дудченко, родоначальник инновационных игр (ИНИ). Когда-то он сотрудничал с Г.П. Щедровицким, в чем заключалось «сотрудничество» – точно не знаю, но, говоря очень мягко, они друг друга «не приняли» – в самых резких выражениях в оба адреса недостатка не было. Об СМД методологии у Дудченко были, как мне казалось, весьма отдаленные представления, но не хочу судить.

Как бы там ни было, его инновационные игры были не только интересным, но и чрезвычайно актуальным инструментом для 80-х: будить инновационную активность в годы брежневского застоя и рождать реализуемые инновационные идеи, мобилизовывать коллективы на их реализацию – это было очень важно в те времена. Мы освоили этот инструментарий и к весне 89-го провели уже несколько десятков игр, в том числе, в порядке консалтинга, и получили быстро реализованные полезные результаты. Все бы хорошо, но после эйфории первых игр стал мучить вопрос: игру провели, получили результат, а как это обсуждать? Как сформулировать проблемы, как строить дальнейшее развитие игр? Нужна была теоретическая база, и опять же – теория деятельности, а ее всё не было.

Третья «линия», которая привела меня в СМД методологию: еще со студенческих лет я пытался заниматься межпредметным синтезом (в частности, моя диссертация была «на стыке» кибернетики и медицины). К 1989 г. я опубликовал несколько десятков работ, в т.ч. по медицинскому приборостроению (включая вопросы клинической диагностики с помощью этих приборов), математическому моделированию, вычислительной технике, автоматизированным системам управления, теоретической и прикладной метрологии. А среди работ, по разным причинам не опубликованным, по повышению точности орбитальных измерений в космической навигации, разработке навигационных систем для скоростных океанских судов (экранопланов), автоматизации строительства гидротехнических сооружений, математической статистике и пр. В результате я уже перестал понимать, что же есть моя специальность: предметные области какие угодно, вроде бы ничего общего, но интуитивно чувствовал, что всю жизнь занимаюсь одним и тем же. И только после Челябинска понял, что это называется методологией (хотя и не СМД). Что мое дело – работа в междисциплинарных областях и построение методов там, где их нет. В этом смысле методологом считаю себя с 1963 г.

Вот с этим грузом проблем я и встретился с Георгием Петровичем. Может быть, именно потому, что я пришел в СМД методологию со своими проблемами, наши отношения с ним сложились сразу, с первой встречи, и частого (по рассказам) отторжения неофитов я не испытал.

Что изменилось в моей жизни после этого?

1. Я получил методологическую основу для построения теории управления (основные результаты опубликованы – на 1.01.2006 число опубликованных работ и научных отчетов достигло 193); работа по теории управленческих проблем была опубликована в «Вопросах методологии» (№1-2, 1998); в 99-м вышла книга «Реформирование промышленного предприятия», в основу которой положена онтологическая (на основе СМД подхода) схема промышленного предприятия, в 2004-м – «Методология современного менеджмента» (конспективно изложены основные результаты работ, выполненных в 1989-2004 гг.). Сейчас накоплено много дополнений к этой книге, которых хватит, чтобы увеличить ее объем раза в 4 (это – в планах).

Наиболее серьезными достижениями я считаю разработку онтологической схемы социально-деятельностной системы; работы по теории управленческих проблем и стратегического управления (в том числе в государственной и муниципальной сфере); концепцию адаптационного бизнес-образования (сформулировано обобщенное понятие бизнеса). Основные работы и полный список трудов размещены на сайте Самарской школы бизнеса (www.sama.ru/~sbs). Эти работы лежат в основе консалтинговой деятельности, которой я занимаюсь с 1987 г. С 99-го на их базе в Самарском госуниверситете читаются авторские курсы «Теория управления», «Маркетинг», «Основы предпринимательства».

Используя аппарат СМД методологии, я никогда не относил себя ни к ее разработчикам, ни к ее апологетам (хотя мое окружение часто видит меня именно в этой роли). Мое самоопределение – прикладная методология, в основном, для разработки теорий управления и бизнеса. При этом я уверен, что для этого социокультурная рамка, скажем так, важнее, чем мыследеятельностная. Но в любом случае, фундаментальный корпус СМД идей и схем имеет, безусловно, решающее значение для построения современной эффективной теории и практики в указанных областях.

2. Уже после первой встречи с ГП наша команда сменила тип игр, некоторые из них мы пытались провести в форме ОДИ. 1990-91 гг. были периодом интенсивной игровой работы и сплошных открытий, мы открывали для себя новый мир, расставались с мифами. Узнали многое, не прочитав об этом в книжках, которые тогда еще были под запретом, а путем логических рассуждений. Игры этого периода знаменовали для меня и моей команды начало новой жизни, новых оснований для всей нашей деятельности.

Но уже тогда появилась уверенность, что ни ИНИ, ни ОДИ в «чистом» виде для нашей группы и ее задач не подходят. С 90-го мы вели работу по их синтезу (с другими доступными нам типами игр), и летом 92-го на международной конференции (С.-Петербург) по деловым играм я доложил о таком «синтетическом» типе игр (мы называем их аналитико-инновационными сессиями), хотя реализовать его в полной мере удалось лишь в 95-м.

Мой сегодняшний статус: директор Самарской школы бизнеса (с 1992) и НИИ экономических проблем региона при Правительстве Самарской области (с 2001); доцент Самарского госуниверситета (кафедра государственного и муниципального управления, с 1999); член Всероссийской ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию (с 1990), Московского клуба консультантов по бизнесу и политике (с 1998), международной ассоциации консультантов Organization Development Institute (с 1993). Подробней на www.sama.ru/~sbs.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44