eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Болотов Виктор Александрович

Мое знакомство с игровым движением началось с участия в игре, которую вели Сергей Попов и Петр Щедровицкий под Красноярском в 1983 г.. К этому времени я был вполне успешным и состоявшимся доцентом Красноярского университета, членом университетского парткома.

Вслед за первой я участвовал в других играх под руководством С. Попова, П. Щедровицкого, Ю. Громыко. Фактически на каждой из них происходила проблематизация и переосмысление моих практик, в которых до того «всё было хорошо». Для начала мне пришлось преодолевать снобизм «чистого математика», для которого математика была некой самоценностью, занятия ею и преподавание – лучшими занятиями в мире, а математическое мышление – единственным способом мышления. Затем преодолевались стереотипы и штампы члена КПСС, знающего, что он живет в «правильной» стране и исповедует «правильную» идеологию. Следующим шагом была рефлексия и переосмысление практики Красноярской летней школы для одаренных детей, где талантливые физики и математики занимались строительством маленькой Касталии – вполне успешно и вполне безответственно.

Параллельно играм я слушал лекции Георгия Петровича и других членов ММК в Красноярском университете. В результате совершенно по-другому были прочитаны книги Пойя, Ортеги-и-Гассета, Лакатоса, Колингвуда, Мамардашвили, Гессе. В околоигровой среде открыл для себя Кастанеду.

Среди всех игр больше всего мне дала И-50 «Развитие краевых общественных систем и их научно-методическое обеспечение» (1985 г.), которую вел ГП в Красноярском университете. Именно на ней фактически сформировались смыслы, которые стали для меня базовыми в профессиональной деятельности, и следующие несколько лет мы с коллегами (Б.И. Хасаном, И.Д. Фруминым, А.М. Ароновым, Г.З. Асиньяровым, В.Г. Васильевым, Т.В. Окладниковой и многими другими) строили в нашем университете новый тип психолого-педагогического факультета. Для чего одновременно пришлось осваивать тексты Э.В. Ильенкова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Ж. Пиаже, К. Роджерса, А. Анастази и др.

Ряд схем и техник, которые я освоил в игровой практике и на методологических семинарах, позволяют мне уже пятый год заниматься одним из самых сложных проектов модернизации российского образования – введением единого государственного экзамена.

В настоящее время я – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, член-корреспондент Российской академии образования, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44