eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Жеглайтис Анатолий Антанович

Спустя год после окончания (1976 г.) Калининградского технического института (сейчас – университет) по специальности инженер-экономист я попал на учебную игру, которую в Юодкранте (Куршская коса) по заказу ИПК Минрыбхоза (тема – анализ ситуации в Литовском производственном объединении рыбной промышленности) проводили А. Шинкаренко и С. Григорян. Затем участвовал в следующей их игре, посвященной стратегии развития того же объединения. Но считаю, что в методологическое движение я вошел лишь со знаменитой И-60 (Калининград, 1988 г.), где по ходу обсуждения темы «Эксперимент и экспериментирование в системе образования» большое внимание было уделено различным аспектам истории, а работу методологов и игротехников отличал просветительско-проблематизирующий характер. Сначала я работал в группе И. Валитова, затем, перейдя к Н. Андрейченко, у него и остался до окончания игры, благодаря его незаурядным личным качествам: ГП был прав, говоря, что с прошлым лучше всего расставаться, смеясь…

К концу игры стало окончательно ясно, что реформирование страны невозможно без переподготовки руководящих кадров, а потому акцент образовательных программ должен быть сделан на подготовке управленцев. И через пару месяцев Г.П. Щедровицкий прочел в Калининграде цикл лекций по вопросам организации, руководства и управления (ОРУ).

В том же году я с группой калининградских игротехников отправился в Одессу на мероприятие А. Шинкаренко и Н. Андрейченко. Пользы от этого и последующих мероприятий для меня не было, для других (как я ныне квалифицирую ситуацию в Калининграде) – тоже. Вся подготовка к работе сводилась к тому, чтобы получить заказ и использовать «крышу» ИПК Минрыбхоза. Потом шли управленческие тренинги под «крышей» Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института экономики, информатики и автоматизированных систем управления рыбным хозяйством, Западный филиал которого был расквартирован в Риге, а его отделения – в Калининграде и в Клайпеде. Там по стечению обстоятельств и во многом из-за необходимости иметь ресурс свободного времени и какую-то зарплату мне пришлось отработать некоторое время, за которое мы провели деловую игру по экологии в масштабах города с большой помпой и рекламой. После чего ушел с должности начальника отдела НОТ в коллективе Клайпедской базы тралового флота.

В те годы все темы работы в республиканских (Литва, Латвия, Калининград) объединениях рыбной промышленности были одни и те же – их перевод на хозрасчёт. В общем, двигаться было не столько сложно, сколько просто некуда.

Через год после проведения выборов на РАФе ГП прочитал (1998 г.) в Риге цикл лекций по ОДИ и СМД методологии, убедительно показав, что центральная проблема ситуации лежит не в экономике, а в управлении. И сегодня я, ретроспективно оценив нашу работу в те годы, могу сказать, что у нас не было ни единого шанса работать эффективно, даже владея ресурсами, необходимыми для деятельности в регионе.

Возможно потому, что еще не была обсуждена стратегия социкультурного действия в рамках коммуникации. Региональное игротехническое и методологическое сообщество было стратифицированно по степени приближённости к ГП, тем самым – по возможностям индивидуальной работы с Учителем.

В марте 1989 г. я участвовал в И–69 (Светлогорск, Калининградская обл.) с обсуждением понятий экспериментирования и экспериментальных площадок, где Ю.Б. Грязнова произнесла, а ГП развернул ее ошеломляющий тезис: в социалистической России истории не было, нет, и не будет. Он развернул процесс самоопределения участников игры в пространстве истории, в котором только и может существовать реальность эксперимента и экспериментирования. Это был основной вопрос, который требовал сил и времени, чтобы понять сам его смысл (для всех, разумеется, по-разному).

С тех пор я участвовал в играх разных руководителей, наращивая свое понимание, главным образом, в области организации, руководства и управления (создание и развитие свободных экономических зон, предпринимательство, кооперация, социальная политика). В Школе по методологии (Паланга) мы обсуждали с литовскими коллегами из группы Сигиты Григалюнене, с Гедрой-Марией Линкайтите и Йонасом Кведаравичюсом (а также студентами из Каунаса и Шилуте) перспективы кооперации и сотрудничества.

В 2001 г. я открыл в Клайпеде представительство С.-Петербургского Института морского права, а в следующем году на Международном Форуме в С.-Петербурге выступил с докладами о перспективах российско-литовского сотрудничества в области образования и «Калининградская область: общий шанс или общая проблема» представительство. Тогда и там же открыл (при финансовой поддержке П. Щедровицкого) представительство С.-Петербургского университета водных коммуникаций.

В декабре 2003 г. на Международной конференции в Гируляе «Калининградская область в новой Европе. Социокультурный опыт вчера, сегодня, завтра» я презентовал проект «Европейский коллегиум», связав его с инновациями в образовании и именем Г.П. Щедровицкого.

В настоящий момент продолжаю быть директором Клайпедского отделения Балтийского русского института.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44