eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Злотников Игорь Волдемарович

Родился в Риге, коренной рижанин в нескольких поколениях. Но в 1976 г. меня с непонятной силой потянуло в Москву. Я ушел из Рижского политехнического института (отделения прикладной математики) и отправился поступать на факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова: была необъяснимая уверенность – там есть для меня что-то очень важное. В абитуре познакомился с Андреем Сучилиным (будущим замечательным музыкантом, дипломником А.А. Тюкова и зятем М.К. Мамардашвили), который, собственно, и произнес впервые для меня магическое слово – методология – и фамилию: Щедровицкий.

Тогда я не поступил в МГУ, но однозначно решил – буду учиться методологии. И когда после службы в армии в 80-м поступил на психфак, стал искать – где «на неё» учат? К счастью, в ДАС (общежитие МГУ) был методологический кружок, который вел Сережа Самошкин, ученик О.С. Анисимова и И.И. Ильясова.

В то время Олег Сергеевич и Ислам Имранович, каждый по-своему и как я сейчас понимаю – в оппозиции к ГП, пытались организовать практическое освоение учебной деятельности и методологического мышления студентами. Оба осуществляли свои варианты введения в методологию: Ильясов – с позиции психологической теории деятельности, Анисимов – с помощью методологических схем на материале сложных текстов.

На семинарах Самошкина мы разбирали плюсы и минусы каждого из наших Учителей, и это было замечательной практикой рефлексии и понимания. Оказаться в ситуации содержательного спора двух классных педагогов (и Анисимов, и Ильясов, с моей точки зрения, одни из немногих реальных Учителей методологии) очень способствовало нашему развитию. В итоге мы выбрали метод первого, а второй, несколько задетый нашим выбором, посоветовал мне читать ГП в подлиннике и очень внимательно (за что я ему до сих пор благодарен).

Поэтому мое первое знакомство с Георгием Петровичем случилось через тексты (личное – гораздо позднее), но мое вхождение в методологию началось именно в 80-м году. На семинарах Анисимова наша группа (в разные годы – С.Самошкин, И. Постоленко, А. Михайлов, С. Викулов, Л. Алексеева, В. Сиротский и др.) достаточно детально прорабатывала метод работы с текстом, техники схематизации, основные методологические схемы и другие системодеятельностные понятия и представления. За четыре года интенсивной работы, причем и в других семинарах (тогда на факультете психологии случалось много разных событий, и мы остро ощущали, что грядут большие перемены – была удивительная атмосфера свободы и поиска) я сознательно готовился к своей первой ОДИ. Так случилось, что это оказалась – И-37: «Проектирование вуза нового типа для г. Пущино».

После нее я был захвачен тем практическим настроем на делание, которым было пронизано всё в той игре. На этом этап ученичества у Анисимова для меня закончился. Именно практическая направленность методологии ГП, которая потом превратилась в «игры на перестройку», стала причиной моего ухода из семинара Олега Сергеевича. В 85-м я закончил МГУ по кафедре возрастной психологии (школа проф. П.Я.Гальперина, руководитель диплома А.Г. Лидерс) и, вернувшись в Ригу с очень сильным перестроечным задором, организовал методологический семинар. Спустя год он трансформировался в «Факультет социального творчества и ОД игр» при Центре научно-технического творчества молодежи. В рамках этого факультета в 1985-86 гг. я развернул программу подготовки латвийских игротехников и методологов (в разное время в ней участвовали М. Строжев, А. Вилцанс, А. Шарипо, И. Рожкалне, Б. Зельцерман и др.). Летом 86-го мы, при содействии москвичей (О. Анисимов, С. Самошкин, И. Постоленко, Л. Алексеева, П. Мейтув, А. Михайлов, В. Ткаченко, В. Буторин и др.) провели первую самостоятельную игру по теме «Разработка программы работ МЖК-2». А осенью я (при содействии О.С. Анисимова) поступил в аспирантуру Института психологии к Я.А. Пономареву, который очень заинтересованно поддержал тему моей диссертации «Исследование социального творчества в ОДИ».

После такой серьезной подготовки я, наконец, был представлен лично ГП, хотя и по очень курьезному поводу: ему, прослышав о нашей методологической активности в Риге, позвонил Президент АН Латвии и потребовал разъяснений. Меня в срочном порядке разыскали и представили Георгию Петровичу. После рассказа о наших «подвигах» он предложил мне участвовать в играх в составе его команды.

Я был вне себя от счастья. И четыре года практически непрерывно участвовал в его 14 «больших» ОДИ. А также в экспериментальных мероприятиях С.В. Попова и П.Г. Щедровицкого (выборы Штаба ЦК ВЛКСМ на БАМе, разработка программы развития ВПЛ «Артек», по развитию коммунального хозяйства в Риге и др.). А также у Ю.В. Громыко, Н.Г. Алексеева, Л.М. Карнозовой, А.А. Тюкова, О.С. Анисимова, Н.Ф. Андрейченко, Б.Г. Хасана, А.Е. Левинтова, Т.Н. Сергейцева, Р.Г. Шайхутдинова. Всем им я благодарен за радость совместного делания – на мой взгляд, самого важного, что дает методология.

В 1988 г. я вновь вернулся в Ригу, где директор Западного филиала ВНИЭРХ Б.М. Ярнов создал первую в Латвии профессиональную Лабораторию методологии управления (пригласив работать в ней И. Постоленко, С. Зайчика, Г. Кисвянцева, Э. Мехтиева, В. Мацкевича, Д. Мацнева, М. Строжева и др.). За два годы мы провели более 10 значимых стратегических мероприятий в системе рыбного хозяйства Латвии, Литвы, Калининградской области, а также острова Сахалин, в основу которых легли методологические, игротехнические и управленческие разработки.

С 1990 г., когда перестройка дошла до своего логического завершения, я решил попробовать себя в новой области делания – в бизнесе (в разных финансовых организациях и банках Крыма, России, Украины и Латвии). Что же до методологии, то мне в те годы удалось организовать и спродюсировать региональное исследование А.Е. Левинтова по проблемам развития Крыма.

В 99-м я закончил Магистратуру экономического факультета МГУ и защитил магистерскую диссертацию по экономике. Но желание делать что-то практически не было удовлетворенно. Именно оно, можно даже сказать – страсть, которая (сформировавшись за годы освоения методологии с ее игровой практикой, осталась, наверное, на всю жизнь) заставила меня в прошлом году уйти на время из банковского бизнеса и совместно с Валерием Белоконем создать Балтийский институт стратегических исследований (БИСИ).

С сентября 2004 г. в Риге вновь работает методологический семинар. Работает сайт БИСИ – www.bisi.lv. При содействии БИСИ состоялись несколько Чтений SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS Сергея Мазура. Издано 2 выпуска Альманаха к Семинарам (http://shh.neolain.lv). C ноября 2005 г. я вернулся в банковский бизнес – меня пригласили в новый бизнес-проект в Латвийский Сбербанк (Latvijas Krājbanka).

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44