eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Зубарев Александр Константинович

Все началось с совета «посетить очень интересную игрушку» (он исходил от милейшей женщины, которая поводила деловые игры с партийно-комсомольским активом района). «Игрушкой» оказалась первая в Калининграде «большая» ОД игра («Внедрение игровых методов обучения в ИПК, вузах и техникумах»). Чтобы попасть на нее мне (тогда 1-му секретарю райкома комсомола с рекомендацией в ленинградскую ВПШ и перспективой соответствующего роста) пришлось не просто испрашивать разрешения в горкоме партии, но и нарушить иерархию, «прыгая» через голову прямого начальника (участия в игре не одобрившего). Что меня побудило рисковать (в середине 80-х это могло кончиться весьма плачевно), я не помню, но «добро» для себя и моих подчиненных я получил, познакомился с методологией в лице Г.П. Щедровицкого и его команды. Так 87-й год стал для меня знаковым и переломным.

Я всегда интересовался и неплохо знал философию (конечно, марксистско-ленинскую). Но на 3-й день игры, когда на этапе (как потом узнал) проблематизации, в дискуссии всплыли «Тезисы о Фейербахе», Георгий Петрович предложил мне прочитать их «открытыми глазами». Я прочитал – назло этому щуплому и едкому руководителю непонятного действа под названием ОДИ. И в этот момент что-то в голове щелкнуло: я понял всю глубину мысли, «упакованной» в тезисах. Понял также, что и ГП всё это уже давно знает и понимает. До того я его опасался: хваткий и цепкий взгляд, манера вести дискуссию, жесткость и колкость в оппонировании, точность и четкость формулировок не только завораживали, вызывая восхищение, но и – опасение: не дай бог оказаться с ним один на один в прямом столкновении. После пробуждения «понималки» стало легче.

В перерыве я рискнул удержать его за рукав и спросить: не боится ли он, что его теория может быть использована «нашими врагами» или людьми беспринципными? ГП цепко посмотрел на меня, ответил: не боюсь… подумал и добавил (воспроизвожу по смыслу): чтобы понять и усвоить СМД методологию, надо войти в культуру мировой мысли, меньше читать интерпретаторов Маркса, знакомиться с первоисточниками, например, с ранним Марксом и другими гигантами философской мысли, а для вас, калининградцев, в первую очередь освоить Канта. Правда, для этого придется предварительно понять Гегеля, Аристотеля и др. Как только освоите, перестанет мучить вопрос о «врагах». Затем хитро улыбнулся и задал вопрос, который, можно сказать, меня переродил: молодой человек, а чего вы собственно боитесь – подумайте…

Я подумал. Посетил несколько наших калининградских семинаров (в основном из Политехникума Г.Г. Зубарева и ИПК рыбного хозяйства) и решил провести в форме ОДИ пленум райкома комсомола, пригласив функционеров разного уровня. Через пару дней меня вызвали в райком партии и «просто предложили» (с угрозой «положить партбилет на стол») объяснить, что это за мероприятие, на котором инструкторов райкома чуть ли не с грязью смешали какие-то неизвестно откуда взявшиеся «юнцы»?! Особенно свирепствовал тот секретарь райкома (которого я «перепрыгнул»), предложив отозвать мои документы из ВПШ и исключить из партии!.. К счастью, обошлось, и еще через месяц я уехал в Питер.

Библиотека ВПШ оказалась чрезвычайно богатой: мы могли читать книги, собранные еще 1-й Думой царской России, и тексты «для служебного пользования», недоступные «простому советскому человеку». В общежитии нас селили нас по принципу «перемешивания» регионов – в комнате на двоих моим соседом оказался «литовец» (тогда житель Клайпеды) Олег Куклевский. Исхитрившись поехать на игру в Набережных Челнах на КАМАЗе (с «учебой на игротехника» у Олега Алексеева), я по возвращении долго и безуспешно пытался рассказать ему, что такое игра и с чем ее едят. В итоге подбил и его посетить «очень сильное мероприятие». Вернулся он «нашим человеком», после чего нам удалось пригласить Георгия Петровича в Ленинград, где он прочел слушателям партшколы лекции по организации, руководству и управлению (ОРУ). Как ректор на это согласился – не знаю, но согласился, более того на лекцию допустили и других питерцев.

Воодушевившись, мы с Олегом организовали в университете семинар, подтянулись ребята из какого-то технического вуза, но после несколько заседаний выдохлись. Затем мы были «делегатами» первых методологических съездов в Киеве, участвовали в рязанской игре (И-66), где познакомились… с калининградцами А. Шинкаренко, И. Левицкой, П. Ковалевым-Кривоносовым, Гимбицким.

В Рязани я окончательно понял, что ОДИ – это очень серьезно. Проектируют и ведут ее руководитель-методолог, а игротехник – инструмент в его руках. Задача игротехника – транслировать в группе замысел руководителя, помогать участникам группы осваивать мыслительные средства, организовать понимание происходящих в игре событий. Есть четкая последовательность – запуск, распредмечивание, проблематизация, поиск решения проблем, вывод участников из проблематизации на практические действия в собственной практике. А результат – это люди, снявшие «ведро» предметной повседневности и начинающие входить в мир мышления и деятельности хотя осторожно и опасливо, но самостоятельно. Задача игротехника – помочь тем, кто хочет встать на этот путь.

С таким понимаем его функций я уже на следующей игре (вновь в Калининграде, «Эксперимент и экспериментальные площадки в образовании») стал игротехником. И в ней еще много чего понял и прожил.

Методолог – особая деятельность, это человек специфического образа жизни. И ты не методолог, пока таковым тебя не признала команда ГП: для меня они были небожителями, стержнем всего игрового процесса. Поэтому о себе могу сказать – игротехник: именно этому я учился у них, а полученную квалификацию могу применять в нынешней деятельности.

Кстати, провожая Георгия Петровича после его лекций в ВПШ до поезда, я спросил его, что он думает об «отходе в сторону» иных его учеников? Ответил он метафорически: главное, чтобы у дерева были крепкие корни и ствол, тогда оно живо, ветвится, плодоносит, и хотя кто-то думает, что большая ветка – тоже дерево, но это только большая ветка!..

В Калининграде меня после ВПШ определили (весна 1989 г.) инструктором идеологического отдела горкома КПСС и в ноябре того же года… сократили, сочтя применение игротехнических приемов к руководству «нахальством».

Вскоре после завершения моей учебы в Клайпеде прошла ОДИ (1989 г.) по теме «Развитие города в условиях свободной экономической зоны» (эту тему обсуждала и группа ученых нашего города). Разумеется, я не мог пропустить эту игру. Там были проработаны понятия «город», «управление городом», «свободная зона», обсуждались вопросы истории, культуры и межкультурного взаимодействия; потом они еще более остро всплыли на очередной игре в нашем городе.

В Клайпеде был сформулирован тезис: «Город есть специфическая форма управления развитием, концентрация ОРУ, экономического и культурного потенциала региона и страны». Размышляя над ним, я пришел к выводу, что город – это форма соорганизации всех сферных процессов (в СМД методологической интерпретации). Если они «уходят», он мертвеет, превращаясь, в лучшем случае, в населенный пункт. Депрессивные территории – следствие отсутствия на них полноценного города, и даже иные экономически активные, на первый взгляд, территории при ближайшем рассмотрении оказываются тривиальными производственными площадками, но без города и соответствующей ему жизни.

После «сокращения» из горкома я подался к А.П. Шинкаренко (он начал создавать первое в области негосударственное учебное заведение – Высшую школу управления), затем перешел в городской центр НТТМ, с подачи моих бывших сослуживцев по комсомолу участвовал в выборной компании и был избран в городской совет народных депутатов. С этого момента начался самый ответственный этап в моей жизни, фактически неразрывно связанный с методологией и ОДИ.

Первое действие, которое мы осуществили – поставили аппарат Горсовета под контроль Президиума. Для этого из числа депутатов-демократов была сформирована группа «Поиск», реально – депутатская фракция (альтернативная фракции КПСС). Тут же нам, «взявшим» большинство в Президиуме, удалось пригласить П.Г. Щедровицкого, который прочёл в горсовете цикл лекций (с семинарами) и предложил несколько проектов. В итоге был создан Фонд развития Калининграда, лицей им. И. Канта, развернута программа подготовки кадров для муниципального звена управления, на пост мэра был «продвинут» один из сопредседателей нашей фракции – В.В. Шипов (ранее работавший в Минэконом- и Минрегионразвития).

Появилась возможность начать реализацию и других проектов. Обратились за помощью к ГП (в то время он отдыхал на Куршской косе, в Йодкранте), результатом чего стала ОДИ «Перспективы и программы развития города Калининграда в системе европейских и мировых хозяйственных и социокультурных связей» (осень 1991 г.). Это была последняя «большая» игра Георгия Петровича в Калининграде, да еще с международным участием.

Группу американских экспертов возглавлял г-н Феллер (потомок эмигрантов из Одессы), который признался, что при всех сложностях с переводом, процесс и результаты игры для него были неожиданно захватывающими. Тогда же я наладил деловые и дружеские контакты с поляком П. Кржижановским, председателем исполкома Союза Балтийских городов, который всемерно поддерживал меня в исполкоме Союза в транспортной комиссии. В 92-м он же, познакомив с бизнесменами из Гданьска, помог мне подготовить и подписать Договор о сотрудничестве Калининграда и Гданьска и создать «Экономическую палату Гданьск-Калининград».

К сожалению, это направление муниципальной активности всегда, а сегодня особенно, подавляется «вертикалью власти». Наше неумение использовать хорошие международные контакты – следствие косности сознания и мифа, согласно которому такие контакты – дело Правительства и МИД, тогда как вся мировая практика успешных прорывов в экономике и запуск процессов развития свидетельствует, что главная «опора», обеспечивающая запуск и управление ими – это активность городов и горожан.

Не получила институционального завершения и программа «Резерв кадров ОРУ», фонд развития трансформировался в МУП «Оргпроект». Думаю, что все неудачи обусловлены попытками «посадить» проекты на людей, не имеющих оргтехнической (менеджерской) подготовки (лицей и программа кадрового резерва) или не умеющих работать с СМД содержанием (фонд развития), хотя свою позитивную роль эти проекты сыграли.

С потерей методологической компоненты игры выродились. Я это с болью (говорю искренне) наблюдал в Калининграде: т.н. «малые игры» – это совершенно другое, имеющие к ОДИ и СМД методологии очень малое отношение. Некий мутант от генетически здорового живого организма.

Тем не менее: повлияли ли ГП, проводимые им и его сподвижниками игры и конференции на Калининград? Безусловно. В первую очередь, пробуждением людей, поверивших в мощь собственной мысли и действия.

Главное – это ощущение жизни, когда ты занимаешься Делом, можешь мыслить, «вытаскивать себя за волосы» из болота, когда дела идут «хреново» и очень противно. И ощущение хоть некоторой причастности к Делу человека по имени Г.П.Щедровицкий. Знание, что ты не одинок в своем прикосновении к «океану мышления», что есть другие, которые, так же как и ты, пытаются «жить и жизнь давать другим», двигаться и продвигать собой окружающий мир независимо от статуса и занимаемой должности.

P.S. Сейчас я директор. Создал компанию, занимающуюся проектированием (архитектура, дизайн) и разворачиваю ее в девелоперскую структуру.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44