eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Ковалева Татьяна Михайловна

О существовании методологического кружка и Г.П. Щедровицкого я слышала не раз, еще учась (1977-82 гг.) на математическом факультете пединститута им. В.И. Ленина. Несколько наших студентов ходили на методологические семинары, возвращались вдохновленные, но объяснить, что там происходит, никак не могли. Слушая их, я решила, что нужно когда-нибудь выбраться туда самой, когда будет время…

Был в моей студенческой жизни и такой забавный эпизод. В 78-м году меня избирали от института депутатом, по этому поводу должна была состояться встреча со студентами – представителями разных факультетов нашего института. В списке от психфака значился П.Г. Щедровицкий, но он на встречу не пришел (видимо, было еще не время) – мы встретились ровно через 10 лет.

Летом 1987 года в Ижевске состоялся большой всесоюзный педагогический фестиваль «Авторская школа», где каждый автор должен был для гостей фестиваля смоделировать жизнь в своей школе. А.Н. Тубельский (один из лидеров педагогического инновационного движения и мой учитель, у которого я была в свое время штабисткой) попросил меня помочь ему организовать эту «модельную» школьную жизнь.

В то время я работала в школе № 49 томского Академгородка завучем по экспериментальной работе, интересовалась инновационным образованием и потому с радостью приняла предложение Тубельского. На фестивале было несколько методологов, в основном, из группы Ю.В. Громыко, и я, работая в контакте с ними, уже точно поняла, что хочу познакомиться с методологией по-настоящему.

Вскоре такой случай представился. Петр Щедровицкий проводил игру в Ярославле, пригласил на нее несколько педагогов, каждому приглашенному разрешалось привезти с собой несколько коллег. И В.А. Болотов, тогда декан психолого-педагогического факультета Красноярского университета, помня с ижевского фестиваля, что я просила его помочь мне попасть на какую-нибудь оргдеятельностную игру, меня пригласил. После игры Петр предложил мне поработать с ним в качестве эксперта по образованию в ряде последующих игр и региональных семинаров. С этого момента началась моя другая жизнь.

Уже войдя в круг экспертов, постоянных участников образовательных мероприятий Школы культурной политики, я все-таки очень хотела получить образование внутри самой школы и несколько раз просила об этом Петра. Но он отказывал, говоря, что мне этого не надо, так как я – состоявшийся специалист и готовлюсь к защите кандидатской диссертации. И все же я стала студенткой ШКП, во многом благодаря поддержке Сергея Зуева, в то время директора ШКП, который тоже просил Петра о моем зачислении.

Наш набор в Школе был региональным и как бы «промежуточным», мы так до сих пор и называемся «полуторный набор» – между ШКП-1 и ШКП-2. В него вошли Гена Блинов (Красноярск), Степан Галушкин (Владивосток), Татьяна Зубарева (Междуреченск), Алексей Тупицын (Москва) и я (тогда в Томске). Команда у нас получилась сильная, и мы практически до сих пор (хотя многие из нас за это время изменили место жительства) продолжаем работать вместе в разных проектах.

Обучаясь в образовательном крыле ШКП, мы участвовали в разных педагогических проектах, семинарах, играх, постепенно определяя для себя возможные направления дальнейшей педагогической работы. Меня тогда очень сильно и, как оказалось, надолго увлекла идея тьюторской педагогики. Вместе с Наташей Рыбалкиной мы в рамках семинара образовательного крыла ШКП начали детально обсуждать концептуальные идеи тьюторства и разрабатывать программу такой деятельности.

В 91-м году, организовав в томском Академгородке первую частную школу «Эврика-развитие», я провела открытый городской конкурс тьюторов и набрала команду, состоящую, в основном, из молодых педагогов, студентов, инженеров. Петр Щедровицкий, проводя с нашей группой в Томске учебный семинар, сказал: «Я давно читаю лекции и рассказываю о тьюторстве, но, честно говоря, не ожидал увидеть здесь в Сибири живую работоспособную тьюторскую команду».

В 1996 г. мы провели в Томске первую всероссийскую тьюторскую конференцию (П.Г. Щедровицкий был ее сопредседателем), которая с тех пор стала ежегодной: в прошлом году мы отметили свое первое 10-летие.

Сегодня тьюторские команды работают во многих школах страны, а с введением в 2007 году профильного обучения в старшей школе тьюторское сопровождение учащихся в рамках выбора профиля становится обязательным. Это означает, что наша десятилетняя экспериментальная работа начинает становиться массовой практикой, что таит в себе, как мы все хорошо знаем, не только большие возможности, но и громадные опасности.

Сегодня я – профессор кафедры педагогики МПГУ (том самом институте, а сейчас университете, который заканчивала 24 года назад), по-прежнему научный руководитель томской школы «Эврика-развитие» и председатель оргкомитета тьюторских конференций, продолжаю участвовать во многих образовательных и методологических проектах. И потому для меня жизнь в методологии – это не воспоминания, а продолжающаяся реальная профессиональная жизнь.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44