eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Норкин Сергей Михайлович

Приглашение в словарь «ММК в лицах» для меня и лестно, и почетно, и ответственно. Возможно, кто-то сочтет мое вторжение в ряды тех, кто начинал, работал и продолжает дело Г.П. Щедровицкого и ММК, незаконным. Поначалу мне тоже показалось кощунством разместиться в этих почетных рядах: я признаю, что не заслуживаю этой чести.

Однако, «портрет» кружка, а также методологического и игрового движения, порожденного деятельностью его ветеранов, будет, на мой взгляд, неполным без тех, чьи жизненные траектории и судьбы оказались лишь слегка измененными, и изменились лишь потому, что эпоха ММК отразилась на них, оказала воздействие, что называется «в одно касание», я – один из них. К тому же, в последние годы идеи кружка находят носителей и реализаторов, не имеющих опыта «прямого» и непосредственного участия в тех славных и мощных по своему воздействию событиях. Поэтому я полагаю именно траекторию своей судьбы, жизни, деятельности и мышления примером того, как круто меняется эта траектория «в одно касание» великой мощности притяжения «живого мышления».

Этим касанием для меня была игра в Калининграде, короткий разговор с ГП по ее окончании и – о счастье! – дорога до Москвы в одном купе с Учителем. Меня осторожно предупредили, чтобы мы не задавали напряжений – игра была достаточно тяжелой для Георгия Петровича. Но и этого краткого – по меркам человеческой жизни – мгновения встречи с Великим Мыслителем оказалось достаточно, чтобы всё, связанное с эпохой реализации очередного такта развития мышления, прочно и навсегда вошло в мою жизнь, мышление и деятельность.

Началась погоня за текстами. «Строительство будущего», «Педагогика и логика», знаменитый «Кирпич», оказавшийся единственным экземпляром на всю Вологодскую область. Мне выдали его на руки, и я возил его в Институт культурологии, чтобы Н. Крюкова могла сделать копии.

Несколько педагогических конференций, слушания в городском Совете и несколько игр принудили меня провести более тщательный анализ ситуации. И оказалось, что в городе есть 5-7 человек, для которых важно и ценно то, что я обнаружил в Калининграде. Так возник Вологодский методологический семинар.

Игры «ушли» к студентам и школьникам – педагоги и управленцы перестали нас интересовать. А свою главную задачу я увидел в том, чтобы выстроить связь с тем, что осталось от ММК. Первые книги, первые Чтения, первые встречи с О.И. Генисаретским, Н.Г. Алексеевым, Ю.В. Громыко, Л.П. Щедровицким, Г.Г. Копыловым («Кентавр»), М.С. Хромченко («Вопросы методологии») и другими открыли мне и моим товарищам тексты.

Далее передо мной возникает «модуль» О.С. Анисимова. Переполненный по самое не могу его «сложными» выражениями, я вдруг поймал себя на том, что энергия модуля позволяет мне не только схематизировать происходящее в этой странной игре, но и точно определять перепады напряжения и легко противостоять любой организованности модуля.

Прожив в них несколько разных состояний и решив для себя, что в реальности такой язык, такие представления и такие сложности совершенно непригодны, я начал исследовать более широкое поле участников всей работы вокруг ММК.

Пробившись на «Семейку» П.Г. Щедровицкого, я обнаружил довольно устойчивую организацию и впервые всерьез встретился с волей Петра Георгиевича. Это было для меня очень серьезным экзаменом. И хотя на этой игре (как, кстати, и на Чтениях) я не встретил, к удивлению и сожалению, «живого мышления», кое-что я все же понял отчетливей. А именно: всё, связанное с ММК, вся его пятидесятилетняя история, весь этот «пространственно-временной кентавр» (перефразируя А. Эйнштейна) смотрит на себя, свое окружение, свою деятельность лишь в одном ракурсе – изнутри. Не имеет взгляда извне – видения той же «картины» теми, кто не прошел горнило кружка (или адептами ОДИ).

Впервые я попытался предъявить этот взгляд на Чтениях в Институте философии (2001 г.): мне дозволили говорить две минуты перед перерывом. Но мне свезло – заметив мою горячность, Л.П. Щедровицкий уделил мне столько времени, что я понял: у меня теперь есть союзник.

Это стало началом нашей дружбы. И я получил столько текстов, что уже не «выныривал» из атмосферы ММК. Записи магнитофонных лент потребовали серьезной обработки: мы нашли способ оцифровки и чистки в лучшей студии звукозаписи одного из наших телеканалов. Постепенно (случайно и специально подгадывая свои поездки в Москву) мне давали возможность выступить на семинарах в Институте природного и культурного наследия, где мне открылся (принял) круг редакторский: Л.П. Щедровицкий, А.А. Пископпель и В.Р. Рокитянский внимательно слушали мои «сногсшибательные» (как мне казалось) доклады… громя и стирая в пыль все мои «построения».

Здесь же выстроилась линия Издательства «Наследие ММК»: мое погружение в эпоху кружка перешло с уровня представлений на уровень оргдеятельностный.

Происходили перемены и в той работе, что давала мне доход и кормила. Подготовка на методологической основе Концепции страхового дела на территории Вологодской области; участие в составлении Программы развития малого и среднего бизнеса; Научно-координационный совет народнохозяйственного комплекса области; создание Фонда развития и защиты предпринимателей; проведение общественных экспертиз областных программ развития и переход к работе с крупнейшим в России изготовителем мягких контактных линз в режиме стратегического развития его деятельности – все более расширяли «контекст» моего мышления.

Участие в конференции русских диаспор (Санкт-Петербург) и доклад «Русский национальный этнокультурный парк» привели к пониманию значения сферы общего образования в ближайшем будущем. Началась работа с родительскими комитетами вологодских школ (создание общегородского родительского комитета), два года ушло на формирование Вологодского регионального общественного движения «Родительский комитет». Формулировку «Социальный заказ семьи и родителей на качество образования выпускника средней общеобразовательной школы города, социально-психологический и морально-этический климат в школе и профессиональную квалификацию педагогов» мы произносили на одном дыхании целый год, пока наконец-то убедили Управление образования подписать Соглашение. Это был первый шаг в истории взаимодействия семьи, родителей и школы в деле обучения подрастающего поколения, выведенный в юридическое пространство.

Общегородские и областные собрания родителей привели к осознанию тупика, в котором оказалась сфера образования, ее неадекватности «вызовам времени». И началась подготовка к проектированию новой современной школы.

А бизнес ждал быстрых и прибыльных решений. Изменения в оргструктуре, возникновение новых функций в сфере управления и проектирование специальных событий для региональных менеджеров и дилеров постепенно помогли организовать и провести несколько многодневных семинаров, а затем и штабную игру группы КОНКОР в Тольятти.

Возможности пригласить игротехников со стороны не было. Ограничения финансовые и коммерческой тайны вынудили готовить игротехников из среднего и высшего управленческого звена. Как они сопротивлялись!.. Четыре месяца подготовки обернулись удивлением участников: надо же, они все понимают и запросто могут разъяснить! А я падал вечером.

Игра удалась. И через месяц, «сжавшись» до одного дня, всколыхнула информационно-аналитические кадры группы «Лукойл». На семинаре с ее опытными аналитиками, имеющими отличный послужной список в «органах», я почувствовал всю мощь спроектированной мною и реализованной «машины».

Насколько я теперь понимаю, тексты не дают возможности окунуться в представления, выработанные ММК. Нужна «живая речь». Нужна коммуникация с теми, кто ощутил на себе воздействие «живого мышления». И хотя я много чего теперь понимаю и в современной методологии, и в ОДИ, и в том, что сделано или не сделано ММК, а с учениками второго года обучения, как говаривал ГП, мне пока не сравниться.

И моя жизнь теперь почти полностью подчинена тому наказу или завету, по-разному можно именовать, который получен мною от ГП. Та единственная встреча с Великим Учителем задала направления моего мышления и моей деятельности. Формально я не вхожу ни в одно из общественных объединений методологов, но фактически – по сути своей – не только вхожу, а и по мере сил работаю. И считаю, что теперь именно прагматика будет определять следующий такт развития всего того, что называю эпохой ММК.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44