eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Семёнов Игорь Никитович

Доктор психологических наук (1993), профессор (1995) Российской Академии Госслужбы при Президенте РФ (1995) и Госуниверситета – Высшая школа экономики (2002). Лауреат Премии Президента РФ в области образования (2000), академик Академии педагогических и социальных наук (1995) и Международной академии гуманизации образования (Магдебург, 1995).

 

Я родился в семье офицера и учительницы истории, воспитывался в духе господствовавшей идеологии сталинизма, отлично учился, интересовался наукой и искусством. Формируясь в хрущевскую оттепель и пережив первую в своей жизни радикальную мировоззренческую ломку, стал убежденным шестидесятником. Поступая на отделение психологии философского факультета МГУ (1963), интересовался проблематикой творческого мышления: его профессиональное исследование веду с 1965 г. по сей день: сначала под руководством П.Я. Гальперина (руководитель курсовых работ и диплома), затем – Г.П. Щедровицкого и Н.Г. Алексеева (руководитель кандидатской диссертации). При этом я активно взаимодействовал с «выходцами» из Кружка – В.А. Костеловским, О.И. Генисаретским, Э.Г. Юдиным, Н.И. Непомнящей, И.С. Ладенко, а также Я.А. Пономаревым (он был близок к ММК в 50-е гг.).

На первых двух курсах я получил приличное университетское образование. Будучи любознательным студентом-трудоголиком, я не только штудировал массу книг по философии и психологии, но и активно посещал лекции и семинары ведущей профессуры МГУ. Важнейшим событием моей научной жизни стала интеграция в ММК как научно-методологическую школу: осенью 1965 г. Г.П. Щедровицкий читал на ф-те психологии МГУ по теории игры, и вскоре пригласил меня на свои семинары (на «Сокол»). А два года спустя я начал плотно контактировать с Н.Г. Алексеевым (он читал в МГУ спецкурс по психологии творчества), который с тех пор сразу стал моим Учителем и Другом на всю жизнь.

Слушая спецкурс и посещая семинары ГП, я пережил вторую ломку своего научного мировоззрения (с позиций системодеятельностной аксиологии, онтологии, методологии) и в своем развивающемся научно-методологическом мышлении и теоретико-экспериментальных исследованиях отошел от идеологии формирования психических процессов, свойственной адептам теории П.Я. Гальперина. А в результате интенсивного общения с Никитой Глебовичем (1968-72 гг.) пережил третью ломку научно-методологического мышления: занявшись его исследованием с системно-психологических позиций, отошел от методологии ГП, перейдя с помощью Алексеева к нормативно-деятельностной разработке логико-методологических средств экспериментально-психологического исследования решения творческих задач в целях рефлексивно-педагогического формирования способов их решения.

Обобщив цикл этих исследований в кандидатской диссертации, я стал разрабатывать проблематику рефлексивной организации МД в контексте построения концептуально-методологического обеспечения эргономического проектирования деятельности во ВНИИТЭ – сначала под руководством Э.Г. Юдина (1975-76 гг.), а затем Н.Г. Алексеева (1976-84 гг.). В результате была создана Останкинская методологическая школа, а также издано научно-методическое руководство стран-членов СЭВ «Эргономика: Принципы и рекомендации» (М. ВНИИТЭ. 1981).

Работать во ВНИИТЭ меня (тогда выпускника МГУ) еще в 68-м году приглашал сам Георгий Петрович. Он прочитал (с пометками) мой диплом и предложил мне продолжить исследование мышления с целью разработки методологических и теоретических (в т.ч. психолого-педагогических) средств дизайнерской деятельности на основе (в частности) только что изданной ротапринтом «Педагогики и логики».

Однако ГП был вынужден уйти из ВНИИТЭ, а я поступил в аспирантуру Института истории естествознания и техники, где в секторе проблем научного творчества продолжил изучение коллективного мышления средствами разрабатываемого мною метода категориально-нормативного анализа решения творческих проблем и задач. Параллельно с этим я в сотрудничестве с Н.Г. Алексеевым, Я.А. Пономаревым и Э.Г. Юдиным разрабатывал методологические проблемы психологического познания и науковедения (мои статьи в БСЭ о В.М. Бехтереве, П.П. Блонском, Л.С. Выготском, О. Кюльпе, а также «Вюрцбургская школа», «Душа», «Индивидуальность» и др.).

Все это позволило мне вести ряд семинаров по истории и методологии психологии, по экспериментальной психологии творческого мышления и рефлексии, где разрабатывались методологические средства их системодеятельностного изучения, что привело к созданию в 1970-1980-е годы научной школы рефлексивной психологии и педагогики творчества, получившей признание в отечественной и зарубежной науке.

Подчеркну, что проблематика рефлексии разрабатывалась в разных научных школах, созданных участниками ММК – Г.П. Щедровицким, В.А. Лефевром, В.В. Давыдовым, Н.Г. Алексеевым, О.С. Анисимовым, И.С. Ладенко, В.Е. Лепским, П.Г. Щедровицким. Итоги этих исследований рефлексивных процессов и проектирования рефлексивной мыследеятельности – одно из существенных достижений ММК, его оригинальный вклад в мировую научно-методологическую культуру.

В начале игрового периода развития методологического наследия ММК по приглашению Г.П. Щедровицкого я участвовал в одной из первых ОДИ (в Новой утке под Свердловском). Ее принципы и методы были мною отрефлектированы, ассимилированы и переосмыслены с позиций рефлексивной психологии творчества, а затем развиты с учетом гуманистической психологии и психотерапии К. Роджерса. Это позволило мне разработать особые психотехнологии игрорефлексики и (совместно с С.Ю. Степановым) рефлепрактики. Изучение с этих позиций механизмов и закономерностей профессионального творчества в различных сферах социальной практики (управление, менеджмент, образование и т.д.) привело к созданию рефлетехнологий активизации и развития рефлекивно-творческого потенциала профессиональной деятельности. Так возникло новое научно-практическое направление – рефлексивная акмеология развития профессионализма человека и организаций, что позволило развернуть ряд прикладных направлений оптимизации рефлексивноемких сфер профессиональной деятельности в сфере принятия управленческих решений, маркетинга, рефлеконсалтинга, а также прикладной конфликтологии, политологии и реабилитологии.

Под моим научным руководством защищено 25 кандидатских и докторских диссертаций по психологии, акмеологии и педагогике, изданы монографии, сборники и учебно-методические пособия по этим инновационным отраслям социально-гуманитарного знания. Таким образом, научно-методологическая школа ММК, пройденная мною под руководством Г.П. Щедровицкого и Н.Г. Алексеева, послужила источником создания мною с учениками и коллегами таких трех новых направлений в современном человекознании, как рефлексивная психология, рефлексивная акмеология и рефлексивная педагогика.

 

Основные публикации:

Войтик И.М., Семенов И.Н. Оценка и развитие рефлексивного мышления. Новосибирск. 2001.

Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М. 1998.

Пономарев Я.А., Семенов И.Н., Алексеев Н.Г.и др. Исследование проблем психологии творчества. М. Наука. 1983.

Семенов И.Н. Методологические проблемы системного исследования рефлексивной организации мыслительной деятельности.//Системные исследования. Ежегодник. М.1982.

Семенов И.Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач. М. 1990.

Семенов И.Н. Методологические основы Московской школы рефлексивно-гуманитарной психологии и педагогики творчества. // Методологические концепции и школы в СССР (1951-1991). Вып. 1. Новосибирск. 1992.

Семенов И.Н. Останкинская методологическая школа анализа концептуальных схем деятельности в психологии и эргономике // (Там же). Вып. 2.

Семенов И.Н. Опыт разработки и внедрения категориально-нормативного и содержательно-смыслового методов в изучение и развитие творческого мышления и рефлексии // Модели рефлексии. Новосибирск. 1995.

Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления. Запорожье. 1992.

Рефлексивный подход в психологическом обеспечении образования. / Ред. А.В. Карпов, И.Н. Семенов. М. Ярославль. 2004.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44