eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Мазур Сергей Александрович

Два года участия в рижском методологическом семинаре Игоря Злотникова – слишком короткий срок для того, чтобы быть отмеченным в словаре, отражающем персоналии методологического движения на постсоветском пространстве. Хотя не исключаю, что некоторый интерес моя деятельность может иметь с точки зрения оценки инновационных подходов ученика Г.П. Щедровицкого – Игоря Вольдемаровича, благодаря которому методологическая традиция постепенно становится частью социокультурного ландшафта Латвии.

Инновацию Злотникова я понимаю как хорошо продуманный эксперимент в ситуации возрастающей регрессии методологического движения в Латвии. Смысл инновации – включить в деятельность, связанную с развитием методологической ситуации, те элементы, которые, на первый взгляд, менее всего подходят для сложной интеллектуальной деятельности, принятой в ММК. Действительно, моя биография выдает сведения о рядовом преподавателе истории, заочно получившим образование в Даугавпилсском педагогическом институте, с почти двадцатилетним стажем в разных школах Риги. Однако именно знакомство с Игорем Злотниковым позволило обогатить мой жизненный опыт, изменить траекторию моего профессионального развития и самоопределения в целом. В 1991 г., еще задолго до знакомства с ним, в той локальной, естественно, оторванной от российской интеллектуальной жизни действительности, я стал формироваться как гуманитарий.

Мое мировоззрение складывалось в два этапа: от своеобразной позиции богостроительства – к абсолютному идеализму.

Мое богостроительство (с 1991 г. по 1997-98 гг.), конечно, нельзя поставить в один ряд с богостроительством А. Луначарского и др. Оно, впрочем, делилось на два аспекта: религиозный и философский. Первый связан с вангажским религиозным движением, которое строилось по типу первых христианских общин. Мои заслуги перед церковью были оценены двумя годами работы в Латвийской христианской миссии. Именно в это время я написал два базовых текста, регламентирующих мою деятельность: «Человек и власть в Евангелии от Матфея» и «Народ и толпа в Новом Завете». Трактуя созидательную деятельность как религиозную, позже я переложил максимы выработанной доктрины в учебное пособие для школы «Евангелие и человек», изданное Педагогическим центром «Эксперимент» в 1997 г.

Философский аспект богостроительной парадигмы моей жизни формировался юрмальским философским кружком, спонтанно возникшим благодаря преподавателю философии Алексею Романову и моему однокурснику по Даугавпилсскому институту Сергею Успенскому, которые подвергли резкой критике мое богостроительство. Разрыв с вангажским религиозным движением, а также с христианской миссией совпал с распадом юрмальского философского кружка и формированием у меня новой позиции абсолютного идеалиста с хрис ем у меня новой позиции абсолютного идеалиста. Результат этого сдвига – оставшийся в тетрадях неопубликованный текст «Смысл жизни и абсолютный идеализм». Выражением моей новой жизненной позиции стал совместный с А. Романовым тианской миссией совпал с распадом юрмальского философского кружка и с формировани проект гуманитарного семинара SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS.

Источники моего самодвижения вытекали из немецкой классической философии, прежде всего, Канта и Гегеля, частично из философии Платона. Так как еще в период богостроительства мою позицию определяли этические предпочтения, то первоначально в немецкой (кантовской) классической философии мое мышление определялось «Критикой практического разума». А так как практический разум имеет дело с целями и средствами, то встреча с методологическим движением означала для меня новый социальный эксперимент, в котором жизнедеятельные компоненты дополнялись (или уничтожались?) мыследеятельностью. Наиболее сложными вопросами, которые вытекали из позиции абсолютного идеалиста и ответы на которые я искал у Г.П. Щедровицкого, были: определяет ли наша мысль априорную природу мира (философский вопрос) и на каких основаниях должна складываться деятельность трансцендентного субъекта по отношению к эмпирическому миру (этический вопрос)?

Благодаря гуманитарной деятельности, воплотившейся в рижские Чтения SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS – http://shh.neolain.lv/ 1999-2006 гг., активные (в настоящем или прошлом) участники ММК И. Злотников, М. Строжев, А. Раппапорт и др. внесли в жизнедеятельность семинара мыследеятельностный компонент.

Сотрудничество упомянутого семинара с BISI Игоря Злотникова началось с осени 2004 г. Тогда же (04.12.2004) на гуманитарном семинаре по теме «Русский мир и Латвия: прошлое – настоящее – будущее» выступил с докладом Петр Щедровицкий. XIV Чтения благодаря организационной поддержке И. Злотникова позволили рижским гуманитариям реализовать мечту 10-летней давности – подготовить периодическое издание Альманаха SEMINARIUM HORTUS HUMANITATIS – и стали своего рода «переломными»: наконец-то, удалось решить задачу, которую еще в 1999 г. поставили учредители семинара – сформировать в Латвии интеллектуальную площадку, на которой можно было бы обсуждать актуальные гуманитарные и социальные вопросы. В решении этой задачи участвовали известные деятели методологического движения России и других стран – Александр Левинтов, Геннадий Копылов, Андрей Волков, Владимир Мацкевич, Тимофей Сергеец, Сергей Градировский.

2006 год стал для меня знаменательным из-за публикации в «Кентавре» моей статьи «Схемы в школьной истории», подготовлегнным текстом «Мышление и деятельность: конструирование схем в истории» в грантовом конкурсе Фонда «Институт развития имени Г.П. Щедровицкого», а также из-за более тесного сотрудничества с BISI Игоря Злотникова, открывающего перспективы в продолжающемся с 1999 г. моем социальном эксперименте.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44