eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Цой Любовь Николаевна

Впервые я услышала о методологическом движении от В.С. Дудченко, который в 86-м году проводил семинары на философском факультете МГУ, начала ездить на его игры, через некоторое время стала главным конфликтогеном в его команде, и после очередного конфликта на очередной игре в доверительной беседе Вячеслав Сергеевич отметил мою интеллектуальную ущербность и ограниченность.

Настроение – хуже некуда: конфликт с командой игротехников, конфликт с собой, конфликт с Дудченко. После нескольких игр я уволилась с работы, потеряла всех подруг, некоторые друзья стали меня избегать. Во мне начала формироваться комплекс никчемности и неполноценности.

11 июня 1991 г. еду в метро из МГУ. Вижу: напротив сидит Г.П. Щедровицкий. Мы незнакомы, но я его как-то видела в Институте философии. Подхожу, говорю: здравствуйте, Георгий Петрович. Он здоровается и спрашивает: а Вас как зовут?... Так очень просто мы и познакомились.

Оказалось, что он едет на семинар, и я могу присутствовать на нем. До семинара оставалось часа два, у нас было время беседовать на разные темы. Мы ходили вокруг бассейна у станции метро «Кропоткинская» и разговаривали, в основном о конфликтах, которые обострились в моей жизни после того, как я стала заниматься играми. Я ему рассказала о ситуации с Дудченко, сказала, что хочу серьезно как социолог разобраться в вопросе – почему на играх обостряются конфликты, что происходит с человеком и что с конфликтами можно делать.

Георгий Петрович говорил о них как о чем-то обыденном, его просто интересовала тема, которая мне казалась чуть ли не патологической.

Но еще интересней было то, что, когда мы пришли на семинар, обсуждались на нем наметившиеся конфликты между «стариками и молодежью», и сквозь призму конфликтов рассматривалась проблема развития СМД движения. Звучали неизвестные мне фамилии (Кушкин, Сиротский, Исаев, Садовенко). Запомнилась чья-то фраза «старики сплотились, образовали каре и выставили пики». Кто-то рассматривал конфликт между Исаевым и Сиротским как ситуацию конкуренции и борьбы за то, кто будет объявлен после смерти Г.П. Щедровицкого его учеником (так и было сказано: «после Вашей кончины»…).

У меня мелькнула мысль: как же так можно при живом человеке говорить о его кончине?.. А Георгий Петрович сидел спокойно и задавал разные вопросы, обсуждал ситуацию, словно это его вовсе не касалось.

Насколько я поняла, вопрос вхождения новых участников в СМД движение был главным. Если «старики» держат рамку движения, то молодые приходят и разваливают ее, это показывает, что движение – организм живой.

Запомнились следующие тезисы Георгия Петровича:

  • нет коммунальных проблем, есть коммунальная форма обсуждения;
  • есть обсуждение конфликта рефлексивное и нерефлексивное;
  • содержание лежит в культуре; культура функциональна; культура – в процессе трансляции, культура – в истории, культура задействована в производстве деятельности;
  • содержание лежит в деятельности; но его еще надо увидеть; и понять!;
  • традиции и память могут иссякнуть; сохранить их можно в мыследеятельности (в мышлении).

И так случилось, что именно на том семинаре я осознала свое профессиональное и экзистенциальное самоопределение. Ушла с него с главным выводом: конфликты – норма в ситуации развития, и я буду их исследовать, изучая социальные конфликты одновременно с процессами собственного развития.

Я защитила кандидатскую диссертацию, написала более 80 научных работ по проблематике конфликтов, преподаю в вузах, консультирую, провожу инновационные семинары-тренинги. Главное, чего я не делаю, – я не учу уходить от конфликтов.

Вряд ли где еще мы обнаружим такое же интеллектуальное пространство, какое было создано Георгием Петровичем, где сотни, если не тысячи людей смогли вдохнуть глоток свежего воздуха и нарастить степень интеллектуальной свободы. А кроме того, СМД движение и ОД игры формировали среду, в которой актуализировался конфликтный потенциал их участников. Я уверена, что такой потенциал каждого человека – это национальное богатство общества. У России он есть, именно поэтому появляются личности, которые оставили и еще оставят глубокий след в отечественной культуре.

Проводя семинары по аналитике конфликтов, читая лекции в вузах, я рассказываю студентам о жизни и деятельности Г.П. Щедровицкого.

Публикации:

1. Взгляд конфликтолога на онтосинтез конфликта // Социологические исследования. 1997. № 9.

2. Методический взгляд на конфликт: от диагностики к профилактике // Материалы Всероссийской конференции «Конфликтология в трансформирующемся российском обществе: теория и практика» / Отв. ред. Т.М. Дридзе, Л.Н. Цой. М.: Институт социологии РАН, РОС, 1998.

3. Конфликт как существенная характеристика социальных инноваций // Сборник 4. «Экстремальные ситуации, конфликты, согласие». М.: Академия управления МВД России и Институт социологии РАН, 1998.

4. Попытка реконструкции ситуации неопределенности и конфликта // Вопросы методологии. 1999. №№ 1-2.

5. Конфликт в коммуникации. Социальная коммуникация и социальное управление в экоантропоцентрической и семиосоциопсихологической парадигмах. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2000.

6. В поисках новых идей и зоны ближайшего развития социологических исследований // Социологические исследования. 2001, № 3.

7. Существующие подходы к исследованию, анализу, типологии и классификации конфликтов (дискуссии с современниками) // Социальный конфликт. Калуга. 2000. № 3.

8. Моделирование конфликта как процесс развития рефлексии // Рефлексивные процессы и управление. Тезисы IV Международного симпозиума 7-9 октября 2003 г. / Под ред. В.Е. Лепского. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2003.

9. Конфликтологические идеи в пространстве организационно-деятельностных игр. М., 2003. (X Чтения памяти Г.П. Щедровицкого). http://www.fondgp.ru/lib/mmk/13

10. К вопросу методологии управления социальными конфликтами в процессе реализации инновационных проектов // Материалы Всероссийской конференции «Социальное управление, коммуникация и социально-проектные технологии (приурочена к 75-ю со дня рождения Т.М. Дридзе)». М.: Институт социологии РАН, Грант РФФИ, 2005.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44