Носов Николай Александрович
Носов Николай Александрович
Родился в Калининграде (ныне – Королев) Московской области. Там же в 1969 г., после средней школы, начал трудовую деятельность слесарем на машиностроительном заводе. Определившись с будущим поприщем, окончил в 1976 г. факультет психологии МГУ, затем очную аспирантуру того же факультета. В 1981 г. защитил кандидатскую диссертацию, ставшую впоследствии основой для разработки им теории психологических виртуальных реальностей, построению которой он посвятил всю свою творческую жизнь.
После аспирантуры Н.А. Носов работал в разных научно-исследовательских институтах Москвы. Следует отдельно отметить Институт авиационной и космической медицины Минобороны СССР, где в 1984-88 гг. Николай Александрович начал первым в России разрабатывать виртуальный подход на материале деятельности летчиков и космонавтов.
На протяжении ряда лет был активным участником семинаров ММК. «Крестный отец» Николая в методологии – О.И. Генисаретский, читавший на психфаке МГУ, где Носов учился, лекции по методологии.
Определенное влияние на него оказал и В.М. Розин, все книги которого Николай покупал и читал. Возможно, именно у него Носов взял идею о реальностях (учение о психических реальностях Вадим Маркович разрабатывал начиная с середины 70-х), но, конечно, осмыслил это понятие Николай совершенно по-своему. Поддержал его Розин и при защите докторской диссертации во ВНИИТЭ.
И позднее Николай ходил на семинары к Генисаретскому. Именно тогда, в 84-м, как вспоминал Носов, в обсуждении с Олегом Игоревичем проблемы духовного восхождения и нисхождения человека в процессе контакта с высшей реальностью, были теоретически выявлены особые психические состояния, не имеющие смысловой нагрузки и лишь обеспечивающие сам процесс перехода – со ступени на ступень, как вверх, так и вниз – по духовной лестнице. Этот тип психических состояний тогда не был описан в психологии, и по предложению Генисаретского они были названы виртуальными, поскольку латинское слово virtus имеет два смысла, удачно выражающих особенность обсуждаемых состояний. Первое – особое состояние духа, доблесть, второе – добродетель. Поскольку виртуальные состояния не несут смысловой нагрузки, а являются формальной характеристикой деятельности, то Носовым и Генисаретским было предположено, что виртуальные состояния есть в любом роде деятельности.
В 1985 г. Николай Александрович провел специальное исследование летчиков-испытателей на предмет существования виртуальных состояний в их деятельности. Такие состояния оказались весьма распространенным явлением: 28 из 30 летчиков описали то, что Носов и Генисаретский подразумевали под виртуальными состояниями. Результаты этой работы описаны в их совместной статье 1986 г., которую можно считать родоначальницей виртуалистики.
Тогда в России ни о каких виртуальных реальностях еще не было слышно, да и само словосочетание «виртуальная реальность» Жарон Ланье придумал не ранее 1984 г. Но, видимо, идея и выражающее ее слово носились в воздухе. В нашей стране термин «виртуальный» в его специфическом смысле стали использовать, помимо Носова и Генисаретского, еще по крайней мере два авторских коллектива (см. Литература, 3, 6).
В 1986 г. совместно с Л.П. Щедровицким и О.Ю. Мартемьяновым на факультете психологии МГУ и в 1987 г. совместно с Т.В. Носовой (супругой Николая Александровича) в Институте авиационной и космической медицины МО СССР им были проведены широкомасштабные экспериментальные исследования виртуальных состояний. Результаты изложены в статьях 1990 г., где описана схема эксперимента и обобщена феноменология виртуальных состояний.
В 1989 г. Носов с Генисаретским опубликовали четыре статьи, в которых использовалась виртуальность при решении некоторых частных задач технической эстетики и эргономики.
После этого, как вспоминал Носов, их научные пути относительно виртуалистики разошлись: для Олега Игоревича виртуалистика стала факультативным интересом, для Николая Александровича – основным. Он очень хотел создать самостоятельное направление исследования и стать во главе его. Отчасти именно благодаря Генисаретскому были разработаны философские основы виртуалистики. Как писал Носов:
«Дело в том, что однажды [Генисаретский] мне предложил провести научный психологический анализ какого-нибудь святоотеческого текста и дал почитать работу Исаака Сирина. В результате для ситуаций, описываемых Исааком Сириным, была разработана идея событийности, рассматривающая виртуальные феномены как случающиеся события, модель разворачивания события в реальность и сворачивания реальности в отдельное событие, а также идеи перехода существования из одной реальности в другую. С нашей точки зрения, авторитетнейший в христианстве как богослов Исаак Сирин до сих пор считается темным автором именно благодаря тому, что лишь виртуальные модели адекватны его идеям. Впервые работа о Исааке Сирине опубликована в 1992 г. Полная, замкнутая модель соотношения реальностей была описана на основе анализа работы Василия Великого “Шестоднев” (описана в монографиях 1994 и 1995 гг.). В результате оказалось, что византийская религиозная культура разработала специфическую философию, адекватную для анализа виртуальных реальностей. Эта философия отличается и от античной, и от новоевропейской, и от восточной (в частности, буддийской), характеризующихся жесткостью онтологических схем анализа частных явлений. Интерес к возможности анализа виртуальных реальностей обратил мое внимание на таких маргинальных философов в европейской культуре, как Э. Сведенборг (1994; 1995) и Я. Беме (1994), а также к классику европейской философии – Фоме Аквинскому, у которого, как оказалось, категория виртуальности была одной из центральных в его философии, к сожалению, совершенно не воспринятой новоевропейской философией (1997). По Э. Сведенборгу мы даже провели международную конференцию в 1994 г. (1995). На основе этих исследований была разработана виртуальная философия (1998) с соответствующей парадигматикой (1998)».
Уже в 1990 г. в издательстве «Транспорт» вышла первая в России монография, написанная Н.А. Носовым по проблеме виртуальной реальности – «Ошибки пилота: психологические причины», в которой были изложены основы виртуального подхода и продемонстрирована его эффективность на материале ошибок летчика.
С того же года Н.А. Носов работал в Центре наук о человеке при Президиуме АН СССР, курируя гуманитарное направление госпрограммы «Человек. Наука. Общество», выполняемой Центром, а с момента создания Института человека РАН (1992) создал лабораторию виртуалистики. Спустя пять лет лаборатория была преобразована в Центр виртуалистики, который Носов возглавлял до момента своей безвременной кончины.
В 1994 г. он защитил первую в России докторскую диссертацию по проблеме виртуальной реальности: «Психология виртуальных реальностей и анализ ошибок оператора».
Основные научные усилия Николая Александровича с начала 80-х гг. были направлены на разработку теории и практики психологических виртуальных реальностей. По этой теме он опубликовал более 60 статей, в том числе 6 на английском языке в зарубежных изданиях, а также издал 7 монографий и выступил редактором-составителем 7 монографий по тем же проблемам. Наиболее важные публикации см. Литература, 1, 2, 5.
В 1995 г. Н.А. Носов основал серию «Труды лаборатории виртуалистики» (к настоящему времени вышло 27 выпусков), а также организовал 6 конференций и круглых столов. Наиболее важные из них: «Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития» (С.-Петербург, 1995), «Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы» (Москва), «Виртуальные реальности и гуманитарные науки» (Москва, 1998), «Виртуальная психология» (Москва, 2000).
В разные годы он читал курсы лекций по общей и виртуальной психологии на факультетах психологии и философии МГУ, в педагогических вузах.
Человеком Николай Александрович был активным, коммуникабельным, не без избирательности, конечно. Он вел большую общественную работу, в различные годы был членом руководящих органов разных психологических организаций: правления Московского отделения общества психологов СССР, Президиума Общества психологов РАН и др.
Его уход из жизни был внезапен: в тот день все его ждали на 10-летие Института человека РАН к торжественному столу… Поминальные 40 дней пришлись на день его пятидесятилетия.
Уже после его смерти Центр виртуалистики Института человека РАН выпустил его последнюю книгу (см. Литература, 4) В книге выражена авторская позиция: Носов ввел понятие «виртуальный конфликт» и рассматривал его в социальной сфере – в медицине. Он показал, что некоторые болезни, в частности, бронхиальная астма – это следствие социального виртуального конфликта в сфере медицины. Он рассмотрел истоки конфликта, описал философию современной медицины, предложил новые философские основания для построения медицины, сочетающие классические (константные) и виртуальные модели. На основании виртуального подхода его коллегами предложены немедикаментозные методы лечения (аретеи) бронхиальной астмы как демонстрация эффективности виртуальной медицины. Медицины нового поколения.
Литература
1. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000.
2. Виртуальный человек: очерки по виртуальной психологии детства. М.: Магистр.
3. Зараковский Г.М., Павлов В.В. Закономерности функционирования эргатических систем. М.: Радио и связь, 1987.
4. Носов Н.А. Виртуальный конфликт: виртуальная социология медицины. М.: Путь, 2002. (Труды Центра виртуалистики. Вып. 18).
5. Психологические виртуальные реальности. М.: Институт человека, 1994
6. Сакач Р.В. (ред.) Безопасность полетов М.: Транспорт, 1989.
М.А. Пронин
* При подготовке статьи использован автобиографический материал из личного архива Н.А. Носова.