Болотов Виктор Александрович
Болотов Виктор Александрович
Мое знакомство с игровым движением началось с участия в игре, которую вели Сергей Попов и Петр Щедровицкий под Красноярском в 1983 г.. К этому времени я был вполне успешным и состоявшимся доцентом Красноярского университета, членом университетского парткома.
Вслед за первой я участвовал в других играх под руководством С. Попова, П. Щедровицкого, Ю. Громыко. Фактически на каждой из них происходила проблематизация и переосмысление моих практик, в которых до того «всё было хорошо». Для начала мне пришлось преодолевать снобизм «чистого математика», для которого математика была некой самоценностью, занятия ею и преподавание – лучшими занятиями в мире, а математическое мышление – единственным способом мышления. Затем преодолевались стереотипы и штампы члена КПСС, знающего, что он живет в «правильной» стране и исповедует «правильную» идеологию. Следующим шагом была рефлексия и переосмысление практики Красноярской летней школы для одаренных детей, где талантливые физики и математики занимались строительством маленькой Касталии – вполне успешно и вполне безответственно.
Параллельно играм я слушал лекции Георгия Петровича и других членов ММК в Красноярском университете. В результате совершенно по-другому были прочитаны книги Пойя, Ортеги-и-Гассета, Лакатоса, Колингвуда, Мамардашвили, Гессе. В околоигровой среде открыл для себя Кастанеду.
Среди всех игр больше всего мне дала И-50 «Развитие краевых общественных систем и их научно-методическое обеспечение» (1985 г.), которую вел ГП в Красноярском университете. Именно на ней фактически сформировались смыслы, которые стали для меня базовыми в профессиональной деятельности, и следующие несколько лет мы с коллегами (Б.И. Хасаном, И.Д. Фруминым, А.М. Ароновым, Г.З. Асиньяровым, В.Г. Васильевым, Т.В. Окладниковой и многими другими) строили в нашем университете новый тип психолого-педагогического факультета. Для чего одновременно пришлось осваивать тексты Э.В. Ильенкова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Ж. Пиаже, К. Роджерса, А. Анастази и др.
Ряд схем и техник, которые я освоил в игровой практике и на методологических семинарах, позволяют мне уже пятый год заниматься одним из самых сложных проектов модернизации российского образования – введением единого государственного экзамена.
В настоящее время я – руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, член-корреспондент Российской академии образования, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук.