eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

К характеристике категориальных определений деятельности

К характеристике категориальных определений деятельности

  1. Если оставить в стороне отдельные постановки вопро­сов и ориентироваться только на достаточно систематические разработки, то, наверное, можно сказать, что изучение деятель­ности в философии началось примерно 350 лет назад, хотя, ко­нечно, общие основания и определенная традиция в этой области шли уже от Аристотеля. Главной причиной, заставившей созда­вать понятие деятельности и конструировать соответствующий идеальный объект, была необходимость оправдать  в объектно-онтологическом плане соотнесение и связь в мысли таких раз­нородных предметов как знания, операции, вещи. цели, мотивы, сознание, знаки, смыслы, значения и т.п. А к началу ХVII в. такого рода соотнесения стали постоянным и массовым явлени­ем.

Наиболее значительный вклад в работу по выделению деятельности в качестве особого предмета изучения и особой действительности был сделан представителями немецкой классиче­ской философии — И.Г.Фихте, Ф.B.Шеллингом и Г.В.Гегелем. Однако их разработки оставались все же по преимуществу в сфе­ре философии и очень медленно проникали в положительные на­уки, даже в те, где деятельность была совершенно очевидным объектом изучения. Объясняется это в первую очередь тем, что никак не удавалось выработать средства и методы научно­го исследования, адекватные специфическим особенностям дея­тельности как объекта.

  1. Новые стимулы развития понятия деятельности были привнесены техническими и математическими дисциплинами в последние 30 лет, когда в области инженерного проектирования возникла по-настоящему острая потребность иметь представле­ние о деятельности. Систематические разработки в этой обла­сти развернулись в связи с экономическими и военными проблемами в период второй мировой войны. Чтобы обеспечить организацию перевозок грузов через Атлантику, были созданы систе­матизированные методы «исследования операций». Для наилучшей,  более эффективной организации промышленного производства раз­рабатывались различные методические варианты этой дисциплины — системы «Перт». «Паттерн», «Форкаст» и др.; в дальнейшем они вылились в самостоятельную дисциплину, называемую «анализом решений», а у вас в стране — «анализом систем». При проекти­ровании больших информационных и управляющих систем сложи­лась «системотехника», которая в дальнейшем переросла в ме­тодологию и теорию системного и инженерно-психологического проектирования.

Можно было бы назвать и ряд других дисциплин, объеди­няемых общей ориентацией на изучение деятельности. Но все они берут деятельность с каких-то частных, не самых важных и не самых существенных  сторон. Поэтому, естественно, что парал­лельно всем собственно научным, инженерным и математическим  разработкам такого рода возникло и сейчас все более усилива­ется движение за разработку обшей теории деятельности.

  1. Еще в конце 40-х годов нашего столетия польский фило­соф и социолог Т.Котарбиньский изложил исходные идеи специ­альной науки о деятельности — «праксеологии». С тех пор она непрерывно развивается (хотя, может быть, и не так интенсив­но, как хотелось бы) и нередко используется польскими уче­ными в качестве методологического основания гуманитарных и социальных наук.

Не так давно в США была сделана попытка объединить все сложившиеся отдельно и разрозненно дисциплины и направления, связанные с анализом деятельности, в единую систему так на­зываемых «бихевиориальных наук». Она должна связать между со­бой инженерные разработке такого типа, как «системотехника» — один полюс, математические разработки такого типа, как «исследование операций» — второй полюс, и наряду с ними та­кие традиционно-гуманитарные и социальные науки, как психо­логия, этнопсихология, этнолингвистика, антропология, теория культуры и теория человеческих взаимоотношений — третий полюс.

Таким образом, речь идет о создании принципиально новых обобщений, о перестройке и трансформации многих традици­онных и новых наук, об установлении «мостов» между гуманитарными науками, о дополнении уже сложившихся областей «тех­нического искусства» соответствующими им областями науки.

В Советском Союзе общая теория деятельности (понимае­мая в указанном выше смысле) разрабатывается исследователя­ми, объединившимися с 1956 г. вокруг Комиссии по психологии мышления и логике Всесоюзного общества психологов, а с 1962 г. — также вокруг Семинара «Структуры и системы в науке и технике» философской секции Совета по кибернетике АН СССР.

Работая в разных философских и научных традициях, ис­пользуя разные онтологические картины и категория, все эти исследователи стремятся в общем и целом к одному — к тому, чтобы «схватить» и изобразить в моделях специфические свой­ства и признаки деятельности, найти конструктивные и про­ективные методы развертывания ее структур. Но пока важнейшие результаты и выводы касаются не столько самой действи­тельности деятельности, сколько наших средств и методов ис­следования ее.

  1. Сейчас стало уже ясно, что все затруднения в иссле­довании разных аспектов деятельности разными науками были лишь отражением более общих трудностей, с которыми столкну­лось человеческое мышление, когда оно попыталось проникнуть в тайны деятельности. Точно так же, мы уже понимаем сейчас, что все многочисленные попытки выявить и описать специфику деятельности заканчивались до сих пор неудачно в первую очередь из-за того, что к ней подходили с неправильными мер­ками.

Предшествующее развитие естественных наук дало нам несколько хорошо разработанных категорий. Среди них самыми привычными и шире всего распространенными были категории «вещь», «свойство» и «процесс». Когда начали изучать деятель­ность, то прежде всего — и это было совершенно естественно — постарались применить именно эти категории. Но результатом, было лишь множество парадоксов и затруднений разного рода.

Например, «вещь» всегда локализована в определенном ме­сте. А где локализована деятельность? До сих пор все попытки найти ей место где-то вокруг человека или в человеке заканчи­вались неудачами. В конце концов они заставили поставить во­прос: а имеет ли вообще деятельность локализацию в таком же смысле, как ее имеют «вещи»?

«Вещь» состоит из частей и в каждый момент времени представлена всеми своими частями; с этой точки зрения она совер­шенно однородна. А из каких частей состоит деятельность и можно ли эти части пространственно суммировать в одно целое? До сих пор ответ получался только отрицательный, и это при­вело к утверждениям, что деятельность есть «процесс».

Но и такое решение оказалось неудовлетворительным. Мы говорим о «процессе», когда рассматриваем изменение какого-либо объекта и можем выразить его в последовательности «состояний» объекта. Это значит, что каждая характеристика в этой последовательности относится к объекту в целом, а между собой они связаны особым отношением «во времени». Это значит также, что в каждом состоянии объект представлен одновременно и в целом, и как бы одной своей частью, эти части могут особым образом собираться в целое, а это, в свою очередь, дает основание для того, чтобы по определенной, уже отработанной человечеством логике связывать между собой характеристи­ки различных состояний объекта, находить «законы изменения» его и выражать их, в функциональных зависимостях разного ро­да. (Более подробно объектно-онтологическая структура катего­рии процесса разобрана в нашей работе «Система педагогических исследований. Методологический анализ // Педагогика и логика. М., 1968»).

Эта логика оказалась неприменимой к деятельности. Посто­янное превращение «сукцессивного», т.е. развернутого и протекающего во времени процесса, в «симультанное», т.е. происходящее в полной своей структуре одномоментно, — факт, давно зафиксированный в самых разных исследованиях психической деятельности человека. Он привел исследователей к мысли, что в так называемом сукцессивном процессе в каждый момент времени осуществляется не вся структура изучаемого целого, а только часть ее, причём, в различные моменты времени — функционально разные части. Деятельность, взятая в своей минимальной целостности, выступила как «размытая» во времени; разные ее части и элементы реализуются в разное время и, вместе с тем, между ними существуют такие связи и зависимости, которые (благодаря каким-то специфическим меха­низмам) действуют все это время и объединяют все элементы в одну целостную структуру, чего не было в процессах изменения элементарных объектов.

Сравнение этих двух изображений помогает понять, поче­му на основе категории «процесса» никогда не удавалось объяс­нить, каким образом человек действует, как он использует свои прошлые продукты в качестве средств новой деятельности. как он объединяет в одной актуальной структуре «прошлое», «настоящее» и «будущее». Мы не рассматриваем здесь тех механизмов, которые делают возможной постепенную реализацию одной структуры в последовательном процессе, в частности — сознание и его собственные внутренние механизмы.

Все эти, а также многие другие парадоксы и затруднения, которые мы здесь не можем обсуждать, привели постепенно к пониманию того, что деятельность является объектом совершенно особого категориального типа, объектом, к которому нельзя применять ни логику вещества, ни логик процесса. В какой-то момент человечество оказалось в положении, описанном Ст.Лемом в «Солярисе»: оно не только не знало, что такое деятельность, но в не знало, какими средствами это можно узнать.

  1. Решение указанной выше методологической проблемы, как это и бывает обычно, выкристаллизовывалось постепенно, приходя и накапливаясь с разных сторон и маленькими «кусочками».

Обсуждение проблемы локализации деятельности заострилось на более узком вопросе: как относится «деятельность» к отдель­ному человеку? 

По традиции, поскольку само понятие деятельности формировалось из понятия «поведения», деятельность как таковую в большинстве случаев рассматривали как атрибут отдельного человека, как то,   что им производится, создается и осуществляется, а сам он в соответствии с этим, выступал как «деятель».

И до сих пор большинство исследователей — психологов, логиков и даже социологов, не говоря уже о физиках, химиках и биологах, думает точно так. Само предположение, что вопрос может ставиться как-то иначе, например, что деятельность носит безличный характер, кажется им диким и несуразным.

Но есть совершенно иная точка зрения. Работы Гегеля и Марксa утвердили рядом с традиционным пониманием деятельности дру­гое, на наш взгляд, значительно более глубокое: согласно ему, человеческая социальная деятельность должна рассматриваться не как атрибут отдельного человека, а как исходная универсаль­ная целостность, значительно более широкая, чем он сам. Не отдельные индивиды тогда создают в производят деятельность, а  наоборот, она сама «захватывает» их и заставляет «вести» се­бя определенным образом. По отношению к частной форме деятель­ности, речи-языку, В.Гумбольдт, как известно, выразил эту мысль так: не люди овладевают языком, а язык овладевает людьми,

Каждый, человек, когда он рождается, сталкивается с уже сложившейся и непрерывно осуществляющейся вокруг него и ря­дом с ним деятельностью. Можно сказать, что универсум соци­альной человеческой деятельности сначала противостоит каждо­му ребенку; чтобы стать действительно человеком, ребенок дол­жен «прикрепиться» к системе человеческой деятельности, это значит овладеть определенными видами деятельности, научиться осуществлять их в кооперации с другими людьми. И только в ме­ру овладения частями человеческой социальной деятельности ребенок становится человеком и личностью.                При таком подходе, очевидно, универсум социальной дея­тельности не может уже рассматриваться как принадлежащий людям в качестве их атрибута или достояния, даже если мы берем людей в больших массах и организациях. Наоборот, сами люди   оказываются  принадлежащими к   деятельности, включенным в нее либо в качест­ве материала, либо в качестве элементов — наряду с машинами, вещами, знаками, социальными организациями и т.п. Деятельность, рассматриваемая таким образом, оказывается системой с многочисленными и весьма разнообразными функциональ­ными и материальными компонентами и связями между ними.

Каждый из этих компонентов имеет свое относительно самостоятельное «движение», и связан с другими компонентами того же типа: люди — с людьми, машины — с машинами, знаки — со знаками. Вместе с тем каждый компонент связан с компонен­тами других типов, и в связи друг с другом они образуют мно­жество структур разного вида и сорта.

Таким образом, система человеческой социальной деятель­ности оказывается полиструктурной, т.е. состоит из многих как бы наложенных друг на друга структур, а каждая из них, в свою очередь, состоит из многих частных структур, находя­щихся в иерархических отношениях друг с другом.

Компоненты разного типа, связанные в единство системой деятельности, подчиняются разным группам законов и живут каждый в своем особом процессе. Вместе с тем эти компонен­ты и процессы их изменения связаны в единство общей систе­мой целостной деятельности. Поэтому можно сказать, что дея­тельность есть неоднородная полиструктура, объединяющая мно­го разных и разнонаправленных процессов, протекающих с раз­ным темпом и, по сути дела, в разное время.

  1. Введенные таким образом категории системы и полиструктуры определяют методы изучения как деятельности вообще, так и любых частных видов деятельности. В зависимости от целей и задач исследования в деятельности можно выделять в каче­стве относительно целостных и самостоятельных объектов изу­чения разные структуры, представлять их в виде самостоятель­ных систем, и тогда будут получаться качественно разные пред­ставления деятельности. Это значит, что в теории деятельно­сти будет фигурировать несколько различных «единиц» деятель­ности.

Так, например, можно взять в качестве единицы деятельности весь социальный организм в целом и представить его в виде  довольно простых структур, соответствующих основным механизмам его жизни, например механизму воспроизводства, и считать объект, заданный этой структурой, полной и самодоста­точной системой. Для многих задач такое представление деятель­ности будет исходным и основным в теоретическом развертывании моделей деятельности; объекты, заданные такими моделями, мы называем «массовой деятельностью».

В рамках «массовой деятельности» можно выделить другие, более частные системы деятельности, изображающие различные фрагменты или части социального организма, например сферы производства, обучения, науки, проектирования и т.п.

Но точно так же можно взять в качестве единицы и системы ту деятельность, посредством которой решаются отдельные част­ные задачи; это будет представление деятельности, взятое как бы в другом «повороте» и на другом уровне структурности; мы называем такие представления деятельности «частными», или, что то же самое, представлениями «актов деятельности».

Среди этих «частных» изображений деятельности есть такие, в которых деятельность или ее отдельные элементы и подсисте­мы рассматриваются как зафиксированные, с одной стороны, в виде вещественных и знаковых средств, которые нужно усво­ить, а с другой стороны, в виде  норм  тех процедур, кото­рые нужно выяснить, чтобы получить определенные продукты, и в этом плане — как противопоставленные или противостоящие каж­дому отдельному индивиду. Подобные изображения того, что каждый человек должен делать, чтобы быть членом социальной системы, называются нами обычно «нормативными» изображениями деятельности.

Наконец, есть совсем абстрактные, собственно методиче­ские представления деятельности в виде набора блоков; самое простое из них состоит из следующих блоков: цель, задача, ис­ходный материал, средства, процедура, продукт. И чаще употребляются более сложные схемы с большим числом различных блоков. Все они выступают в роли «разборных ящиков», помогающих выделять основные элементы как в своей собственной деятельности, так и в деятельности других людей.

Каждый из этих способов изображения деятельности имеет свою область практических и методологических приложений, каждый задает особую группу моделей и схем, которые ложатся в основание тех или иных описательных или оперативных систем знания.

Конечно, ответ на вопрос о том, какие схемы и модели деятельности вообще возможны и какие из них дают адекватное представление о деятельности, как действительности совсем особого рода, будет получен лишь в ходе будущего многолетнего развития теории деятельности и всех опирающихся на нее дисциплин, но  уже сейчас можно отметить два существенных момента, характеризующих эти схемы.

Один из них состоит в том, что схемы деятельности, благодаря неоднородности своих элементов и полиструктурному характеру, обладают значительно большими оперативными возможностями  чем любые другие схемы и модели из уже существующих естественнонаучных теорий. В принципе они таковы — и это соответствует реальному положению человеческой деятельности,  — что позволяет описывать и объяснять с определенной стороны все, что встречается и может встретиться в нашем опыте. При этом то, что мы называем «деятельностью», выступает, с одной сторо­ны, как предельно широкая, по сути дела,  универсальная, конструктивная или оперативная система, из единиц которой можно строить модели любых социальных явлений и процессов, а с другой сторо­ны, при соответствующей интерпретации на объекты, — как «субстанция» особого типа, подчиняющаяся специфическим естествен­ным законам функционирования и развития.

Благодаря этому схемы деятельности, когда они соотносятся с другими схемами, изображающими какие-то социальные процессы, отношения и связи, могут трактоваться как изображения механизмов   этих процессов и связей (при этом вся­кая единица деятельности имеет, конечно, свою собственную систему, включающую разнообразные элементы и связи между ни­ми). Тогда утверждение, что та или иная единица деятельности выступает как механизм, осуществляющий или производящий какую-то другую структуру, означает, что мы каким-то образом соотносим эти две структуры и  устанавливаем между ними определенное соотношение соответствия (заметим, что это методологическое положение понадобится нам при анализе основного социального отношения «норма – реализация»).

Второй важный момент состоит в том, что уже существующие схемы и модели деятельности позволяют рационально и сравнительно просто объяснить такие соотношения между разными элементами нашего мира, которые до самого последнего времени вызывали одно лишь удивление и казались до крайности парадоксальными, в частности все соотношения, обусловленные процессами рефлексии.

  1. Все сказанное выше, и в частности основной тезис этой статьи — утверждение, что деятельность является системой и полиструктурой, означает, среди прочего, что наши успехи в анализе деятельности и в представлении результатов этого анализа в виде особого научного предмета — теории деятельности — зависит в первую очередь от успехов в разработке средств и методов системно-структурного анализа, или, если иметь в виду также и формы организации их, — от успехов развертывания общей системно-структурной методологии (ОССМ). Каждый шаг, углубляющий наше понимание онтологических и логических характеристик систем, будет тотчас же давать продвижение в понимании основных характеристик деятельности.

Не обсуждая сейчас основные идеи ОССМ, укажем лишь, считая это результатом огромной важности, на принцип четырехслойного категориального представления всякой системы в виде: 1) процесса или набора процессов, 2) структуры, 3) организованности материала, 4) морфологии, — эффективно применяемый сейчас в инженерно-психологическом анализе и проектировании систем «человек–машина».

Указывая на зависимость теории деятельности от успехов в разработке общей системно-структурной методологии, мы должны вместе с тем подчеркнуть и обратную зависимость.

Поскольку деятельность является системой, имен­но анализ и попытки теоретического воспроизведения деятельно­сти поставляют основные проблемы в задачи ОССМ и, одновремен­но, дают наиболее сложные и принципиальные примеры разнообраз­ных специфических процессов, структур и организованностей, а также материал — подчас удивительный и чуть ли ни фантастиче­ский — для конструирования и «выдумывания» новых отношений и связей. Таким образом, теория деятельности выступает в качест­ве «эмпирической» области, более всего стимулирующей развитие общей системно-структурной методологии.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44