eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Садовский Вадим Николаевич

Садовский В.Н.

Некоторые соображения об истории и деятельности «Московского логического (методологического) Кружка».

В начале 50-х гг. на философском факультете МГУ сошлись А.А. Зиновьев (аспирант в 1951–54 гг.), Б.А. Грушин (выпускник 1952 г., аспирант 1952–55 гг.), М.К. Мамардашвили (выпускник 1954 г., аспирант 1954–57 гг.) и Г.П. Щедровицкий (окончил факультет в 1953 г.).

Между этой четверкой блестящих молодых людей возникла сильная психологическая привязанность, очевидная близость теоретических интересов и твердое желание решительно бороться с господствующим на факультете догматизмом в преподавании и исследовании философских проблем. Они не заключали никаких формальных соглашений, не давали клятв друг другу, они просто жили, изучали философию и пытались оказать влияние на тогдашнее ее положение в нашей стране. Отношение к официальной философии было у них вполне определенным: его тогда же выразил Зиновьев в одном из своих выступлений, в котором он скорректировал знаменитый 11-й тезис Маркса о Фейербахе: если раньше философы объясняли мир, то теперь они не делают и этого!..

После смерти Сталина на факультете прошли две философские дискуссии (по проблемам логики – с декабря 53-го по март 54-го и т.н. гносеологическая в апреле–мае 54-го), в которых эти выпускники участвовали, – еще более сплотили эту «великолепную четверку», которая несколько неожиданно, возможно, даже для них самих, приобрела статус Московского логического кружка. Этот кружок оказался аспирантско-студенческим объединением совершенно нетрадиционного типа, о чем спустя 35 лет вспомнил Мамардашвили:

– Это было завязкой дружеских связей, связей заговорщиков личностного бытия интеллектуальной, идеально-содержательной дружбы, то есть явления, которое исключалось существующим обществом. Если дружба случалась, то уже сама по себе она становилась разрушительной оппозицией по отношению к тогдашнему обществу. А знакомство запоминалось прежде всего потому, что стало первым выходом из внутренней эмиграции. Для меня это значило, что отныне существую не только я в своем одиночестве».[1]

Московский логический (затем названный методологическим) кружок стал важным явлением истории отечественной философии 2-й половины XX в.: специальные статьи о нем появились даже в российской энциклопедической философской литературе. О его истории и содержании деятельности его участников опубликованы статьи и его создателей, и тех студентов начала 50-х гг., которые очень быстро к нему примкнули.

Свою версию истории создания МЛК и его преобразования в ММК неоднократно высказывал и сам Георгий Петрович. Например:

– Московский логический кружок сложился в 52-м году, в 54–м выдвинул на совещании по проблемам логики свою концепцию и в 57-м <…> распался в силу внутренних противоречий... И потому в 57-м году был создан Московский методологический кружок, который существует до нынешнего времени. Его создателем пришлось быть уже мне одному, поскольку и Зиновьев пошел своим путем, и Грушин своим путем, и Мамардашвили тоже своим путем…

В рассказах участников МЛК о его истории есть много несоответствий, что вполне естественно: авторы главным образом опираются на свою память. Вместе с тем эти несоответствия касаются, как правило, частностей и не искажают общей картины. И.С. Ладенко даже уточняет, что «раскол в МЛК произошел в мае 1956 года», «но еще с осени 1954 года роль лидера Кружка перешла к Г. Щедровицкому»; в других случаях утверждается, что МЛК просуществовал до 1958 г. Все это, однако, не столь существенно, и чтобы закончить обсуждение сроков существования МЛК, я приведу еще лишь мнение Мамардашвили, кардинально отличное от того, что по этому поводу было сказано ГП, Ладенко и некоторыми другими. Мне представляется, что в его оценке есть большой смысл.

Отвечая на вопрос редактора журнала «Вопросы методологии», из-за чего распалось общение создателей кружка, Мераб сказал:

– Ну, в каком-то смысле оно вообще не распалось, как ни странно, в действительности. А если и распалось, то гораздо позже, чем в то время, о котором вы говорите. Скажем, знаком распада можно считать физический отъезд Зиновьева за границу, а это уже 76-й год. Что касается меня, то я вышел с самого начала, да и вхождение не было волевым актом – так случилось… и нам казалось, что так надо и так надо продолжать, а вскоре оказалось, что так не надо и так не надо продолжать, и продолжение взял на себя только Щедровицкий. И когда он взял это на себя, случилось то, о чем я сказал бы именно так: именно потому, что я в этом не участвовал, мы сохранили с ним дружеские отношения, то есть те, что были до того. И они держались потом независимо от того, встречались мы с ним или нет. В том смысле, как я уже говорил, он остается другом и сейчас, хотя последнее время мы почти не видимся…

В одном их разговоре, как вспомнил Мераб, он сказал Юре:

– Если ты хочешь, чтобы между нами сохранились дружеские отношения, чтобы мы могли обмениваться какими-то мыслями, которые будут взаимно интересными, то не втягивай меня, не ожидай от меня какого-либо участия в какой-либо организованной деятельности. Я не могу маршировать ни в каком ряду, ни в первом, ни в последнем, ни по середине никакого батальона, и весь этот церемониал общей организованной деятельности абсолютно противоречит моей сути, радикально противоречит тому, как я осознаю себя философом. Не мое это дело. Я философ, никакой я не методолог…

Поистине Мераб был – и я убежден, что с этим согласятся все, кто его знал, – очень мудрым человеком. При этом рискну добавить к тому, что говорили о причинах распада МЛК упомянутые коллеги-друзья, и свое соображение. Во второй половине 50-х гг. сильная человеческая тяга всех основателей Московского логического кружка друг к другу сменилась глубокой психологической несовместимостью. Вместе работать они уже в принципе не могли. Поскольку Кружок не был жестко структурированной системой, а являл собой единство на основе интеллектуальной, идеально-содержательной дружбы, он еще мог существовать, возможно, весьма продолжительное время. Во всяком случае, во взаимоотношениях Мамардашвили, Грушина, Щедровицкого и некоторых, более молодых его участников он и существовал в 60-е, даже в 70-е годы. Однако у Кружка был существенный содержательный изъян: его сторонники хорошо осознавали свою негативную программу – необходимость решительной борьбы с догматизмом, безграмотностью и полнейшей идеологизацией отечественной философии, но их позитивная программа была аморфна и весьма неопределенна.

Ключевой ее момент – призыв к разработке проблем логики – содержал, как минимум, одно чрезвычайно многозначное понятие, а именно – понятие «логика». В результате этого ни философы, которые были готовы поддержать это, казалось бы, весьма разумное начинание, ни оппоненты этой программы, ни даже сами ее участники не могли внятно объяснить, к чему же стремятся члены МЛК.

Понятие «логика» в этой программе использовалось как своего рода сакральный термин, и на его основе построить серьезную научную программу было невозможно. Любопытно, что такие психологические антиподы, как Мамардашвили и Щедровицкий, объясняли обращение членов кружка к логике почти в тождественных формулировках.

Мамардашвили: «Наша порядочность и так называемая прогрессивность измерялась просто выбором соответствующих тем или сюжетов. Скажем, в мое время на философском факультете… всякий человек, который занимался историческим материализмом, был нами презираем, поскольку мы признавали только тех, кто занимался логикой и эпистемологией».

Щедровицкий: «Можно, конечно, и нужно в определенный момент заниматься социальной философией…, но тогда все это было невозможно, и потому все те, кто хотел заниматься философией по-настоящему, шли на кафедру логики и начинали обсуждать логику».

После организационного распада МЛК каждый из его активных участников должен был определить свое понимание логики и решить вопрос о сфере своей дальнейшей научной деятельности. Зиновьев занялся сначала изучением, а затем работой в области современной символической логики и опубликовал монографию «Философские проблемы многозначной логики» (Москва, 1960), которая вскоре была издана также на английском языке и получила признание в Советском Союзе и за рубежом. Грушин, с 1955 г. сотрудник «Комсомольской правды», вскоре создал в редакции этой газеты Институт общественного мнения и в 60–70-е гг. стал одним из ведущих российских социологов. Мамардашвили всю жизнь оставался истинным философом (думаю, единственным из всех, кто был так или иначе связан с МЛК), в 80-е годы заслуженно получил мировую известность.

Ладенко многие годы упорно работал над исследованием рефлексивных процессов, но в начале 60-х прервал (навсегда, что очень обидно) научное общение с ГП, причиной чего был «отказ Ладенко от первоначальной принципиальной установки МЛК по отношению к формальной логике, которая охватывает широкий круг логических средств построения научных теорий, а не простого внешнего оформления готового знания» («Становление и развитие идей генетической логики», «Вопр. методологии», № 3, 1991; к слову, на мой взгляд, Иосаф в этом споре был абсолютно прав).

Также участники логического кружка В.К. Финн и Д.Г. Лахути, которые были близки Зиновьеву по своим научным интересам (и вышли из кружка следом за ним), приняли решение окончить, кроме философского факультета, еще и мехмат МГУ, впоследствии стали видными отечественными специалистами в области математической логики и проблем математической лингвистики.

Мы с В.С. Швыревым были приняты в Институт философии АН СССР (я – в 58-м на работу, он – в 59-м в аспирантуру; кстати, обоих рекомендовал Зиновьев – сложившееся в кружке неформальное общение продолжало действовать). В то время и я, и Владимир Сергеевич поддерживали творческие отношения с ГП. У меня они продолжались приблизительно до середины 60-х гг., позднее стали просто дружескими. Многие новаторские идеи Георгия Петровича мне нравились – например, сформулированный им принцип параллелизма содержания и формы мышления, и я в своих работах тех лет пытался привести те или иные аргументы в его пользу.

Н.Г. Алексеев, с которым мы со Швыревым учились на одном курсе, из-за болезни окончил философский факультет в 1957 г., оставаясь многие годы очень близким ГП по духу и по работе человеком.

Во второй половине 50-х гг. с Щедровицким начали активно сотрудничать Б.В. Сазонов, П.И. Гелазония, В.А. Лефевр, В.М. Розин и др. Что касается самого ГП, то после успехов и неудач деятельности МЛК он твердо решил построить новую логику, вскоре получившую название содержательно-генетической.



[1] Мамардашвили М.К. Начало всегда исторично, то есть случайно // Вопросы методологии. 1991, N 1. С. 44.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44