eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Мамонтов Петр Петрович

Мамонтов П.П.

Ученый, географ, педагог. В то, что впоследствии стало именоваться Московским методологическим (вначале – логическим) кружком и методологическим движением, П.П. Мамонтов вошел с первых семинаров кружка. Первая встреча с (будущей) методологией произошла в московском университете, где Петр Петрович работал после окончания в 1948 г. геофака: «Он услышал, что где-то там, на философском факультете начинает работать семинар, кружок – туда и прискакал».* С той поры Мамонтов становится активнейшим участником встреч ММК, открытых и закрытых (домашних) семинаров, а впоследствии и множества игр – вплоть до завершения «эпохи игр ГП». По существу, Петр Петрович стал уникальным свидетелем всех этапов Большого Пути – и эпохи Кружка, и эпохи Игры. Как сказал о нем близкий человек: «Петр был верным солдатом методологии» – таким солдатом, без которого бессилен самый гениальный полководец. «Когда были игры, а Петр был преподавателем, доцентом, он готов был уволиться, уйти, если его не отпускали – и уезжал. Если честно сказать, он все время из-за этого страдал, и по-человечески, и социально. Но всю жизнь шел к поставленной цели, все время этим занимался».

В 1962 г. П.П. Мамонтов уехал из Москвы – сначала в Новгород, затем, в 65-м, перебрался в Тюмень, в 75-м – из Тюмени в Одессу по приглашению Института экономики. Но связь с методологическим сообществом и ГП поддерживал постоянно: «Он ездил на встречи постоянно: брал отпуск за свой счет и уезжал. Потом получал такие оплеухи»!..

У них были непростые отношения: «Щедровицкий постоянно упрекал Петра, что тот на играх действует как педагог, а надо быть “никем”, профессию свою отринуть. Он его обвинял в том, что Петр, как в детском саду, всех за ручку ведет, не дает самостоятельности. Но для него Щедровицкий был богом, скажу прямо так. Личные отношения у них были дружеские, очень теплые. Георгий Петрович приезжал к нам, со мной очень часто разговаривал на всякие бытовые темы, но в принципиальных вопросах был беспощаден».

С 1988 г. П.П. Мамонтов организует в тесном сотрудничестве с Игорем Геллером домашний семинар, который действовал до 1995 г. Вот как об этом семинаре и его содержании рассказал Игорь Ильич:

– Основной идеей семинара и вкладом П.П. Мамонтова в корпус методологических идей была идея страноведческого подхода.

Страноведческий подход – это тот метод, который с точки зрения Петра Петровича должен был решить проблему организации человеческого мышления в понимании того, что такое страна. И решить это ПП предлагал средствами СМД методологии, взяв за основу наработанную «тумбочку» и онтологические представления о стране. ПП был географом по первому образованию и для него страна – особое понятие. Он всю жизнь занимался тем, что искал ту клеточку – подобно марксову товару, из которого построили социально-экономические формации – ту клеточку, взяв за основу которую можно будет «нарисовать» страну.

Такая клеточка была найдена и поименована социокультурным хронотопом, который был тщательнейшим образом прописан благодаря художественной и графической одаренности Петра Петровича. Этот социокультурный хронотоп по замыслу Мамонтова должен был дать онтологические представления об объекте управления для управленца любого масштаба – от государственного деятеля до директора завода.

Отличие этой клеточки от всех предшествующих представлений – заданность пространственно-временных характеристик, которые схематически определялись наличием Прошлого, Настоящего и Будущего в самой схеме. Этот схематизм позволял писать не программы и проекты развития, а создавать архитектуру реформ любой структуры.

Хронотоп для страны – это то же, что товар для экономики.

И очень обидно, что это осталось вне корпуса методологии. (Сейчас эти схемы перекочевали в Москву с возгласом «Это просто находка!» и питают идеями тамошних разработчиков в области физики логоса – Н.К).

В методологическом сообществе у Петра Петровича был слегка пренебрежительный псевдоним «онтологист». Что и определило сущность мировоззренческого и позиционного конфликта между ним и ГП. Суть обвинения была в том, что у П.П. Мамонтова нет деятельностной составляющей: «Человек с мировоззрением»! – какое может быть мировоззрение, когда есть мыследеятельность»!

И вот это самое мировоззрение стало героем следующего романа, то бишь темой следующего семинара, который организовал Петр Петрович. Кредо этого семинара: «Жизнь – шире методологии. Мировоззрение – шире МД»

Предназначение этого семинара – научить человека сознательно формировать мировоззрение, правильно самоопределяться в жизни: решать жизненные проблемы и поступать в различных ситуациях. «Мировоззрение – это карта, по которой можно осуществлять поиск проблемной зоны». На этой карте были топы для целей, ценностей, человеческих отношений, этических принципов. Иметь мировоззрение – означает иметь основания, из которых я могу мыслить и действовать. Мы можем сопоставить наши мировоззренческие схемы, чтобы понять причину, например, конфликта. И участники этого семинара схемы такие рисовали.

Мировоззрение – это такое ощущение мира, когда я в мире и мир во мне. Так же, как Бог во мне и я в Боге. Мировоззрение – это то, что ты видишь в мире. Смотреть и видеть – это разные вещи, так же как столкнуться и встретиться.

В это время П.П. Мамонтов активно ищет возможности расширить аудиторию обсуждения своих идей и находит такой отклик в коллегии школы «Ступени», утвердившейся к тому времени на пути к вальдорфской педагогике. Как выяснилось из исторических изысканий, это не было первым для Петра Петровича знакомством с антропософией. Более того, он имел прямое отношение к антропософским кругам еще в 30-е годы (!) благодаря тесной дружбе с семейством Сахаровых, вокруг которых такой кружок сформировался. Тогда еще старшеклассник, Адя Сахаров (впоследствии академик Андрей Сахаров), дивясь необычным мыслям двадцатилетнего Петра, говорил ему: «вы или гений, или дурак».

 Содержательное сопряжение идей, разрабатываемых Мамонтовым, с антропософией, было очевидно плодотворным. Одним из ключевых для него понятий было мысле-чувство-деятельность, и у Р. Штайнера система душевной организации человека образуется взаимодействием трех душевных сил – мышления, чувствования и воления.

Судить о действительной глубине переосмысления Петром Петровичем собственных идей в контексте антропософии сейчас уже не представляется возможным.

Продукты мировоззренческого семинара – это каталог «картинок», которые Мамонтов мечтал издать отдельной книгой с названием «Книжка с картинками о самом главном». Возможно, это был бы следующий шаг в педагогике после Я. Коменского.

Плоды же семинара – это люди с их благим образом складывающимися судьбами. Люди, которые и после кончины П.П. Мамонтова неизменно раз в месяц, вот уже пять лет, собираются «на огонек» в доме, где он жил, а в чувствах с очевидностью живет и поныне. Люди, которые его знали – и которые в этой жизни не встречались с ним, совсем молодые и не очень. Они по-прежнему «притягиваются» – и происходит Встреча…

 

Н. Корниенко (* курсивом и в кавычках – прямая речь вдовы П.П. Мамонтова, Риммы Михайловны, прозвучавшая в беседе с ней при подготовке этого материала).

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44