eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Дудченко Вячеслав Сергеевич

Дудченко В.С.

Впервые Г.П. Щедровицкого я увидел и услышал в 1969 году в Новосибирске, где учился в университете на гуманитарном факультете, спциализируясь в области социологии, а до то­го читал его ра­бо­ты, в час­т­но­сти, «Про­бле­мы ме­то­до­ло­гии сис­тем­но­го ис­сле­до­ва­ния» и «Педагогика и логика» (набор которой был рассыпан впоследствии), ряд ста­тей – в Академгород­ке ра­бо­ты Георгия Петровича звучали и бы­ли из­вест­ны.

Его общая методология – уникальнейший вклад в сокровищницу мировой человеческой мысли. Я считаю себя учеником ГП и на протяжении 37 лет, прошедших с момента нашего знакомства, веду работу, конкретизирующую и развивающую его творение. Разрабатывая свою инновационную методологию, я основываюсь на его базовом категориальном аппарате.

Перебравшись из Новосибирска в Сверд­ловск, я работал ученым секретарем в Уральском филиале ВНИИТЭ. В институте и вокруг него работала груп­па щед­ро­ви­тян. Мы с ними организовывали методологические семинары на базе отдыха института в Новой Утке.

В 1979 г. в гос­ти­ни­це «Мо­жай­ская» Ге­ор­гий Пет­ро­вич про­во­дил де­ло­вую иг­ру. Это бы­ла типичная ро­ле­вая иг­ра: бы­ли ро­ли раз­ра­ботчиков, бы­ли раз­ные служ­бы, а сам мэтр играл роль «ди­рек­то­ра». Эти роли он называл, в силу методологической традиции, позициями, но природу роли искоренить было невозможно. К то­му вре­ме­ни я уже по­нял, что де­ло­вые иг­ры име­ют очень ог­ра­ничен­ные воз­мож­но­сти, и, вы­сту­пая на об­щих дис­кус­си­ях, в са­мой же­ст­кой фор­ме, ко­то­рую все­гда при­вет­ст­во­вал ГП, гро­мил эту мо­дель. Ес­те­ст­вен­но, он мне от­вечал в свой­ст­вен­ной ему резкой ма­не­ре. Воз­ник­ло не­ко­то­рое на­пря­же­ние – он то­же не все­гда выдер­жи­вал чело­вечес­кую кон­фрон­та­цию, которую сам же и создавал.

По­сле тех не­про­стых де­ба­тов, глу­бо­кой ночью – иг­ра уже пе­ре­ва­ли­ла за се­ре­ди­ну – ГП попро­сил ре­бят най­ти ме­ня. Ко­гда мы встре­ти­лись, он по­бла­го­да­рил ме­ня за же­ст­кую критику и ска­зал, что, по-ви­ди­мо­му, ими­та­ци­он­ное мо­де­ли­ро­ва­ние и де­ло­вые иг­ры, как я и до­ка­зы­вал, пер­спек­ти­вы в методологии не име­ют и что на­до ис­кать дру­гие формы.

Но, по сути, фор­ма уже бы­ла най­де­на в Но­вой Ут­ке – это бы­ло его соб­ст­вен­ное изобре­те­ние, многодневный ме­то­до­ло­гичес­кий се­ми­нар или, как он говорил, «мыслящая мегамашина», в ко­то­рой су­ще­ст­ву­ют не ро­ли, а по­зи­ции, есть оп­ре­де­лен­ный ре­жим и определен­ный спо­соб ра­бо­ты, свои прин­ци­пы и т.д. Такая модель семинара была названа «организационно-деятельностной игрой». Так с тех пор и по­ве­лось ме­то­до­ло­гию со­еди­нять с ОД иг­ра­ми как с фор­мой ее су­ще­ст­во­ва­ния и механизмом ее раз­ви­тия.

Я мно­го раз бы­вал на кон­фе­рен­ци­ях и се­ми­на­рах в да­вы­дов­ском НИИ пси­хо­ло­гии. Прекрасное вре­мя бы­ло – об­су­ж­да­лись про­бле­мы иг­ро­вой дея­тель­но­сти, об­щей ме­то­до­ло­гии, раз­ра­ба­ты­ва­лись прин­ци­пы схе­ма­ти­за­ции как фор­мы мыш­ле­ния. ГП про­вел се­рию домашних се­ми­на­ров по Де­кар­ту, где по­со­ве­то­вал мне взять ко­го-ни­будь из клас­си­ков и про­вес­ти подоб­ную ра­бо­ту.

Впо­след­ст­вии, в 1983 г., ко­гда я уже ра­бо­тал в Яро­слав­ле, я так и по­сту­пил: взял Френсиса Бэ­ко­на, ко­то­рый то­гда был мне бли­же, чем Де­карт, и про­вел око­ло три­дца­ти еженедельных ме­то­до­ло­гичес­ких се­ми­на­ров по его ра­бо­там, ра­зо­брав их по кос­точкам. Это до­ба­ви­ло в наш ар­се­нал не­ма­ло идей и ин­ст­ру­мен­тов.

Мы при­гла­ша­ли ГП в Яро­славль, ор­га­ни­зо­вы­ва­ли его вы­сту­п­ле­ния. Бы­ли, естественно, и кон­флик­ты. Так, он долго не мог мне простить создание на базе методологии системного анализа (модели Стэнли Янга, Станфорда Л.Оптнера и Эрика Наппельбаума) инновационной игры. В 1978 г. я разработал методику анализа и разрешения конкретных ситуаций (АРКС), спустя год на ее базе – программу системного анализа и разрешения конкретных ситуаций (САРКС), а еще через год на ее основе создал технологию группового решения проблем (ТГРП), которая легла в основу первой модели инновационной игры. В ТГРП я использовал некоторые идеи программного подхода к организации деятельности, над которым в то время работали ГП и его команда. Он ошибочно полагал, что инновационная игра в чем-то повторяет ОДИ. Я же считал, что ОДИ – это разновидность открытых, в частности, инновационных, игр, ориентированных на выработку принципиально новых идей и средств в мышлении, коммуникации и деятельности.

По­след­ний раз я уви­дел­ся с Георгием Петровичем в Ка­ли­нин­гра­де, где он про­во­дил игру по ин­ст­ру­мен­таль­ным ме­то­дам схе­ма­ти­за­ции. Я не учас­т­во­вал в иг­ре, про­сто пришел к не­му в гос­ти – мы в это время там же, в Светлогорске, про­во­ди­ли большую инновационную игру, человек на 70,  с областной администрацией, разрабатывая одну из первых моделей Свободной экономической зоны для Калининградской области. Взгляд у ГП был та­кой же ост­рый, он вел иг­ру так же же­ст­ко по со­дер­жа­нию, как все­гда. Несмотря на то, что он уже перенес гипертонический криз.

А по­том я уз­нал, что он нас по­ки­нул…

Все годы, начиная с 69-го, я в сво­их про­фес­сио­наль­ных за­ня­ти­ях, свя­зан­ных с со­цио­ло­ги­ей, ин­но­ва­ти­кой, кон­суль­ти­ро­ва­ни­ем, в той или иной сте­пе­ни за­ни­мал­ся и общеметодологически­ми во­про­са­ми. На ме­ня, ко­нечно, очень боль­шое воз­дей­ст­вие ока­за­ли и ММК, и учени­ки ГП, и, ра­зу­ме­ет­ся, сам Ге­ор­гий Пет­ро­вич.

Я ду­маю, пра­вы те, кто счита­ет его од­ним из ге­ни­аль­ней­ших лю­дей ХХ сто­ле­тия. Ко­нечно, с ря­дом его идей и прин­ци­пов я ка­те­го­ричес­ки не со­гла­сен, для ме­ня этичес­ки не­при­ем­ле­мы не­ко­то­рые его по­ступ­ки, но это уже внут­ри на­ших со­дер­жа­тель­ных и чело­вечес­ких отношений. А что ка­са­ет­ся ха­рак­те­ра влия­ния, то я ска­зал бы так: он за­дал для ме­ня опеделенные эта­ло­ны спо­со­бов мыс­ли­тель­ной ра­бо­ты и во мно­гом – эта­ло­ны чело­вечес­ких от­но­ше­ний. Он за­да­вал их не толь­ко мне, но и сот­ням дру­гих лю­дей, ко­то­рые с ним так или иначе со­при­ка­са­лись. Это, мне ка­жет­ся, са­мое глав­ное. А схе­ма­тиз­мы, идеи – де­ло на­жив­ное. Ес­ли бы он не за­да­вал эта­ло­нов, эти схе­ма­тиз­мы не бы­ли бы так важ­ны. Ведь мож­но проследить по истории философии – и я это про­де­лал – ге­не­зис боль­шин­ст­ва его идей. Что-то он на­шел у Фих­те, что-то у Берк­ли и Юма, мно­гое, без­ус­лов­но, у Де­кар­та, Гегеля, Канта. Я ви­дел, как он бе­рет ге­ни­аль­ные идеи и не ме­нее ге­ни­аль­но пре­об­ра­зу­ет их в дос­тоя­ние методологической куль­ту­ры ХХ ве­ка. И это­му он то­же учил.

Как-то раз, ко­гда мы в очеред­ной раз по­ссо­ри­лись, я «в отместку» про­де­лал метаметодологичес­кий ана­лиз всех его схе­ма­тиз­мов и средств и об­на­ру­жил по­ра­зив­ший меня факт: ге­ни­аль­ный ГП оставался в па­ра­диг­ма­тичес­ких рам­ках куль­ту­ры ХХ ве­ка. Ко­гда это обна­ру­жи­лось, я понял – поскольку за­ни­мал­ся ин­но­ва­ци­он­ной ме­то­до­ло­ги­ей, ин­но­ва­ти­кой, ис­сле­до­ва­ни­ем и ве­де­ни­ем ра­бо­ты, в ре­зуль­та­те ко­то­рой долж­ны по­яв­лять­ся новые идеи, новые па­ра­диг­мы ос­мыс­ле­ния ми­ра, но­вые пред­став­ле­ния о ре­аль­но­сти, но­вые ви­де­ния вооб­ще все­го ми­ра, – что нуж­но ид­ти дру­гим пу­тем. Ос­та­ва­ясь в па­ра­диг­ма­тичес­ких рам­ках за­пад­ной куль­ту­ры ХХ ве­ка, названные задачи решить не­воз­мож­но. Это мне бы­ло яс­но.

Вот при­мер: про­шлое и бу­ду­щее, во­об­ще ра­бо­та со вре­ме­нем. Еще Гус­серль по­ка­зал, что время – чело­вечес­кая кон­вен­ция. Но ГП здесь ос­тал­ся в тра­ди­ци­он­ных рам­ках, хо­тя и про­вел не­сколь­ко се­ми­на­ров, обсуждая вре­мя, – он чув­ст­во­вал, что что-то здесь не так. Тем не ме­нее, од­на из внут­рен­них ко­ор­ди­нат его схе­ма­тиз­мов, осо­бен­но про­цес­су­аль­ных – это вре­мя. Напри­мер, из­вест­ная схема шага развития, или схе­ма ак­та дея­тель­но­сти. Время в них присутствует в явной либо скрытой форме, но остается одной из базовых парадигмообразующих идей.

И еще одно базовое различение: «внутреннее» и «внешнее» в отношении сознания и мира. Есть парадигмы, где это различение отсутствует или строится иным образом и т.д. Я не говорю, что этим не на­до поль­зо­вать­ся. Но пло­хо, ес­ли это не­реф­лек­сив­но, ла­тент­но присуствует в мыс­ли­тель­ных по­строе­ниях. Это как раз то ог­ра­ничение, с преодоления которо­го я начал раз­ра­ба­ты­вать свою ли­нию. Эта ра­бо­та при­ве­ла к по­ни­ма­нию ос­но­ва­ний, на ко­то­рых строи­лась у ГП вся его ме­то­до­ло­гичес­кая и мыс­ли­тель­ная ме­га­ма­ши­на: то­го, что мо­жет ра­бо­тать, и того, что не­про­дук­тив­но в ин­но­ва­ци­он­ной ме­то­до­ло­гии и прак­ти­ке.

Тем не менее, с самого начала нашего взаимодействия я по­пал под его обая­ние. И сколь­ко лет я его знаю, он не пе­ре­ста­ет для ме­ня быть жгуче ин­те­рес­ной и при­тя­га­тель­ной фи­гу­рой. Да­же по­сле его фи­зичес­кой смер­ти.

В 1983 г. я за­щи­тил в МГУ дис­сер­та­цию, посвященную ситуационным структурам в  организациях. Это бы­ли ре­зуль­та­ты мо­ей кон­суль­та­ци­он­ной прак­ти­ки, плюс спе­ци­аль­ные тех­ничес­кие ис­сле­до­ва­ния, плюс ме­то­до­ло­гичес­кие раз­ра­бот­ки. Дис­сер­та­ция по­лучилась при­личная, мне и сейчас за нее не стыд­но. Мно­гие из ее идей впо­след­ст­вии во­шли и в доктор­скую дис­сер­та­цию, и в ар­се­нал ин­но­ва­ци­он­ной ме­то­до­ло­гии.

В хо­де ме­то­до­ло­гичес­кой и тео­ре­тичес­кой ра­бо­ты я по­пы­тал­ся от­ве­тить на во­прос, как и за счет чего могут раз­ви­ваться ор­га­ни­за­ции. В ре­зуль­та­те поя­ви­лась сис­те­ма идей и инструментов, ко­то­рые и со­ста­ви­ли кор­пус ин­но­ва­ци­он­ной ме­то­до­ло­гии. Впоследствии я разработал десять базовых моделей саморазвития организации. По­сте­пен­но я рас­ши­рял по­ле сво­ей ра­бо­ты в качес­т­ве кон­суль­тан­та. Кон­суль­тант – это фи­гу­ра и по­зи­ция, имею­щая де­ло с жи­вой жиз­нью, а научный ра­бот­ник, «чис­тый» ме­то­до­лог или фи­ло­соф име­ет де­ло с ­ро­ж­ден­ными им же са­мим (или та­ки­ми же, как он) схе­ма­ми. Вся моя про­фес­сио­наль­ная судь­ба бы­ла свя­за­на с ухо­дом от этой неживой искусственности и с дви­же­ни­ем к жи­вой ре­аль­но­сти.

С легкой руки ГП мо­ей лю­би­мой ра­бо­той ста­ла ве­ли­кая кни­га Де­кар­та «Пра­ви­ла для руководства ума». Клас­сичес­кое ме­то­до­ло­гичес­кое про­из­ве­де­ние, предмет которого – живой процесс живого мышления. Оно бы­ло мо­ей на­столь­ной кни­гой мно­го лет. В ос­но­ву инноваци­он­ной ме­то­до­ло­гии был по­ло­жен соз­дан­ный мною по аналогии с методом Декарта метод ин­но­ва­ци­он­ной игры. На се­го­дняш­ний день толь­ко я с кол­ле­га­ми про­вел 360 инновационных игр и се­ми­на­ров, боль­ше сот­ни про­ве­ли мои учени­ки. Са­ма мо­дель, как я уже писал выше, ро­ди­лась в 79-80 гг., а на­зва­ние «ин­но­ва­ци­он­ная иг­ра» ис­поль­зо­ва­лось до 1990 го­да. Затем она рас­ще­пи­лась на ме­тод и фор­му его ис­поль­зо­ва­ния – на ин­но­ва­ци­он­ный ме­тод и ин­но­ва­ци­он­ный се­ми­нар. Эти две составляющие ин­но­ва­ци­он­ной ме­то­до­ло­гии построе­ны так, что раз­ви­ва­ют друг дру­га.

В 1987-91 гг. мы про­ве­ли 20 двух­не­дель­ных вы­езд­ных школ, где го­то­ви­лись – на­ря­ду с менед­же­ра­ми и пред­при­ни­ма­те­ля­ми – кон­суль­тан­ты в об­лас­ти ин­но­ва­ци­он­но­го консультиро­ва­ния. Об­ра­ти­те вни­ма­ние: кон­суль­тан­ты не «управ­ленчес­ких», а «инновационных». То есть мы го­то­ви­ли спе­циа­ли­стов-кон­суль­тан­тов, спо­соб­ных осуществлять транс­фор­ма­цию, об­нов­ле­ние или раз­ви­тие ор­гсис­тем и их эле­мен­тов. Это од­на из об­лас­тей кон­суль­ти­ро­ва­ния, где нуж­ны кон­суль­тан­ты-дже­не­ра­ли­сты и кон­суль­тан­ты по про­цес­су.

Кон­суль­тан­ты час­то не осоз­на­ют, на что и зачем они ра­бо­та­ют, что долж­но быть в кон­це. Мы всю ра­бо­ту стро­им с ори­ен­та­ци­ей на оп­ре­де­лен­ный ре­зуль­тат. На­ша наи­выс­шая цель – соз­да­ние вы­со­ко­эф­фек­тив­ных, жиз­не­спо­соб­ных,  са­мо­раз­ви­ваю­щих­ся со­ци­аль­ных сис­тем. Мы ра­бо­та­ем на жизнь, на созидание. В ка­ком случае ор­га­ни­за­ция бу­дет ста­но­вить­ся бо­лее жиз­не­спо­соб­ной, ме­нее за­ви­си­мой от сре­ды? В том, ко­гда она пе­ре­стро­ит­ся так, что начнет­ся про­цесс са­мо­раз­ви­тия. Итак, глав­ная за­дача кон­суль­тан­та – за­пуск ме­ха­низ­мов са­мо­раз­ви­тия.

В течение дол­гих лет мы не толь­ко ра­бо­та­ли как кон­суль­тан­ты, спо­соб­ст­вую­щие формированию са­мо­раз­ви­ваю­щих­ся сис­тем, но и ве­ли ме­то­до­ло­гичес­кие се­ми­на­ры, где обсуж­да­ли, что мы де­ла­ем, от­сле­жи­ва­ли, как в про­цес­се взаи­мо­дей­ст­вия ме­ня­ем­ся мы са­ми. То есть мы ве­ли в точном смыс­ле сло­ва тех­ничес­кие ис­сле­до­ва­ния – ис­сле­до­ва­ния, обслуживаю­щие соб­ст­вен­ные прак­ти­ки. На этой ос­но­ве легче раз­ра­ба­ты­вать и ис­поль­зо­вать ме­то­ды и тех­но­ло­гии.

Что­бы вы­брать­ся из па­ра­диг­ма­ти­ки за­пад­но­го мыш­ле­ния, нам при­шлось при­ме­нять средства, ма­ло по­нят­ные ев­ро­пей­скому рациональному чело­ве­ку. На­при­мер, сталкинг как технику «выслеживания» своих ре­ак­ций на со­бы­тия ме­ж­ду то­бой и окружающей средой, тобой и другими людьми.

Пре­вра­тив свою жизнь – и про­фес­сио­наль­ную, и личную – в ог­ром­ную се­те­вую ла­бо­ра­то­рию по соз­да­нию, ис­пы­та­нию и ап­ро­би­ро­ва­нию ме­то­дов ин­но­ва­ци­он­но­го кон­суль­ти­ро­ва­ния, мы по­лучили воз­мож­ность вы­сво­бо­ж­дать со­ци­аль­ную «ядер­ную энер­гию».

Пы­та­ясь за­брать­ся все глуб­же в ос­но­ва­ние ин­но­ва­ци­он­ных процессов и явлений, я на­брел на по­ра­зив­шую ме­ня идею ми­ро­воз­зренчес­ко­го и фи­ло­соф­ско­го ха­рак­те­ра. В неявной форме она звучала у Ге­рак­лита и Де­мок­рита, а в наи­бо­лее яв­ной фор­ме бы­ла обоз­начена Пла­то­ном, когда он пы­тал­ся схва­тить, что та­кое «идея», или «эй­дос». Эта тра­ди­ция про­яв­ля­лась в разные вре­ме­на в ра­бо­тах фи­ло­со­фов-идеа­ли­стов: начиная с Пла­то­на, они по­ни­ма­ли, что идея есть фор­ма, ко­то­рая при­да­ет не­ко­то­ро­му ма­те­риа­лу очер­та­ния, оп­ло­до­тво­ря­ет его и дела­ет его вещью.

Я по­нял, что нуж­но сфо­ку­си­ро­вать свое вни­ма­ние на ме­ха­низ­ме это­го яв­ле­ния – отсюда и поя­ви­лась идея он­то­син­те­за. Рас­смат­ри­вать от­ра­же­ние ма­те­ри­аль­но­го ми­ра в соз­на­нии челове­ка мне бы­ло не­ин­те­рес­но. Вот во­прос об от­ра­же­нии ми­ра соз­на­ния в ми­ре ма­те­рии – дру­гое де­ло. Ока­за­лось, что пла­то­нов­ская кон­цеп­ция пре­крас­но ра­бо­та­ет. Ес­ли чело­век име­ет об­ра­зец ка­кой-то ве­щи и ес­ли в ма­те­риа­ле ми­ра есть ка­кие-то со­от­вет­ст­вия об­раз­цу, то человек, про­еци­руя на ма­те­ри­ал ми­ра этот об­ра­зец, соз­да­ет эту вещь, при­да­вая ей фор­му этого образца.

Фи­ло­со­фы не мог­ли по­нять, почему идеи об­ла­да­ют та­кой страш­ной си­лой, почему они так не­объ­яс­ни­мо ус­тойчивы. А с вы­со­ты со­вре­мен­ных ми­ро­воз­зренчес­ких по­зи­ций со­вер­шен­но яс­но, что мир идей со­став­ля­ет со­дер­жа­ние мира вообще. Мир идей существует в форме культуры. И пер­вое, с чего ГП ка­ж­дый раз начинал ме­то­до­ло­гичес­кие раз­ра­бот­ки, был механизм вос­про­из­вод­ст­ва куль­ту­ры – он то­же чув­ст­во­вал, что со­ба­ка за­ры­та здесь. В его схе­ме транс­ля­ции куль­ту­ры и вос­про­из­вод­ст­ва дея­тель­но­сти нор­мы транс­ли­ру­ют­ся не­прерыв­но, а си­туа­ции и дея­тель­но­сти, по­ро­ж­дае­мые эти­ми нор­ма­ми, воз­ни­ка­ют дис­крет­но.

Идея он­то­син­те­за, со­стоя­щая в том, что чело­век из раз­но­род­ных ос­кол­ков ма­те­риа­ла ми­ра, оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом со­еди­няя их при по­мо­щи об­раз­цов, син­те­зи­ру­ет ве­щи (пред­ме­ты реаль­но­сти), – ока­за­лась чрез­вычай­но про­дук­тив­ной. Она име­ет глу­бо­кие фи­ло­соф­ские корни, вы­хо­дит да­ле­ко за рам­ки обы­ден­но­го соз­на­ния; эта идея су­пер­праг­ма­тична. Идея онтосинтеза, на мой взгляд, представляет собой следующий шаг и развитие проектной ориентации ГП. Ведь именно он в своем противопоставлении натуралистического и деятельностного подходов развивал идею Маркса о том, что объекты появляются лишь в структуре деятельности.

Мы об­на­ру­жи­ли ог­ром­ное ко­личес­т­во ли­те­ра­ту­ры, где опи­сы­ва­ют­ся прак­тичес­кие си­туа­ции, в ко­то­рых чело­век, про­грам­ми­руя се­бя оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом, по­ро­ж­да­ет тот мир, ко­то­рый со­от­вет­ст­ву­ет его про­грам­мам. Есть мно­же­ст­во при­ме­ров того, как чело­век, осоз­нан­но-искусст­вен­но ори­ен­ти­руя се­бя оп­ре­де­лен­ным об­ра­зом, начина­ет по­ро­ж­дать дру­гую ре­альность и в ней по­лучать со­вер­шен­но но­вые ре­зуль­та­ты. Ока­зы­ва­ет­ся, ес­ли чело­век сам се­бя за­про­грам­ми­ру­ет на иное, он его и по­лучает. В ос­но­ве то­го, что мы де­ла­ем, ле­жат идеи онтосин­те­за, су­пер­це­ли, воз­мож­но­сти осоз­нан­но­го про­грам­ми­ро­ва­ния, ро­ли группового субъекта и его вы­ра­щи­ва­ния.

Ме­ня все­гда настораживал ги­пер­ра­цио­на­лизм ГП. В его кон­ст­рук­ци­ях все начина­ет­ся с мысли и мыс­лью за­канчива­ет­ся. Для ме­ня это – аб­со­лю­ти­за­ция ума, ин­тел­лек­та, ко­то­рый все­го-на­все­го один из ин­ст­ру­ментов адап­та­ции чело­ве­ка к сре­де или среды к человеку.

Ко­гда Се­ре­жа Нау­мов ушел от ГП в вос­точные и мис­тичес­кие про­стран­ст­ва (рас­ска­зы­ва­ли, как он из­ме­нил­ся, как про­свет­лел взо­ром), его уход за­ро­дил во мне не­кий им­пульс сочувствия. Я же, в свою очередь, не ушел от ме­то­до­ло­гии, а включил ее в бо­лее ши­ро­кий контекст. И в нем она пре­крас­но ра­бо­та­ет, мно­гие идеи я ис­поль­зую, с бла­го­дар­но­стью вспоми­наю ГП, от­сы­лаю всех к его кни­гам.

Но, помимо методологии, мы за­ни­ма­ем­ся та­ки­ми, на­при­мер, ве­ща­ми, как па­мять те­ла, интуиция, сверх­воз­мож­но­сти чело­ве­ка. Осо­бен­но боль­шое значение мы при­да­ем переживанию: чело­век не про­сто син­те­зи­ру­ет ка­кую-то ре­аль­ность – он же ее пе­ре­жи­ва­ет! И это переживание выступает как часть механизма синтезирования мира.

Чело­век – существо ог­ра­ничен­ное. Его ор­га­ны на­прав­ле­ны на то, что­бы ог­ра­ничить его связь с ми­ром, за­гнать ее в уз­кий диа­па­зон при­ем­ле­мо­го. Уме­ст­но по­ста­вить во­прос о том, что мы, по край­ней ме­ре в рам­ках ин­но­ва­ци­он­ной ме­то­до­ло­гии, долж­ны хо­тя бы по­пы­тать­ся расширить этот диа­па­зон, за­дей­ст­во­вать ре­зер­вы. Ведь то, что мы не ис­поль­зу­ем, – это золотой клад, ко­то­рый есть в ка­ж­дом и до ко­то­ро­го мы толь­ко до­би­ра­ем­ся. Мы на на­ших семи­на­рах научились лишь при­ка­сать­ся к это­му – и по­лучили ко­лос­саль­ные ре­зуль­та­ты. На ин­но­ва­ци­он­ных се­ми­на­рах ста­вят­ся и ре­ша­ют­ся такие задачи, как раз­бу­дить дрем­лю­щий, гигант­ский за­пас чело­вечес­кой энер­гии и воз­мож­но­стей, пре­вра­тить его в ре­сурс, сформировать и за­дей­ст­во­вать раз­но­об­раз­ные ре­сур­сы. И­ми нуж­но уметь управ­лять. Мы научились вы­сво­бо­ж­дать ог­ром­ную энер­гию. И мы спе­ци­аль­но учились ее трансформировать, на­прав­лять в кон­ст­рук­тив­ное рус­ло, как это делал ГП с энергией мысли.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44