eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Жежко Ирина Витальевна

Жежко И.В.

Я закончила первую в России школу с математическим уклоном, созданную учеными сибирского Академгородка, и поступила в Новосибирский университет на мехмат. На последнем курсе, посещая домашний семинар М.А. Розова, одного из коллег-единомышленников Г.П. Шедровицкого, узнала о Георгии Петровиче, а затем с помощью старших товарищей не только впервые прочла статьи ГП, но увидела и услышала его и О.И. Генисаретского «живьем».

Несмотря на юный возраст, я уже совершила несколько переходов из предмета в предмет: начав как математик, перешла на отделение экономики, где под руководством Т. Заславской и Р. Рывкиной только и можно было заниматься экономикой, и когда в кружке Розова началось мое методологическое образование, я уже была интеллектуально готова к восприятию методологического подхода и идеологии распредмечивания.

Перед защитой диплома директор Института экономики и декан факультета, академик Абел Аганбегян пригласил меня на беседу и объяснил, что социология – идеологическая профессия и что мои взгляды, которые я неоднократно высказывала на институтских семинарах и в университетской газете, которую редактировала, не позволяют мне надеяться на распределение по этой профессии. Для меня это могло быть «волчьим билетом на профессию», но, к счастью, к моменту окончания университета я уже фактически жила в Москве и имела рекомендательное письмо в новый Институт социологии.

Я присоединилась к ММК с энтузиазмом неофита. Мы с мужем только что купили квартиру в новом районе Москвы, и наш дом на время стал местом проведения семинара ГП. Я застала в семинаре Алю Москаеву и Вадима Розина, Виталия Дубровского, Володю Лефевра (сейчас Lefebvre), Мишу Папуша, Володю Костеловского.

Параллельно работала в Институте социологии (еще не ИКСИ); позднее в нем же защитила свою диссертацию.

Один выездной семинар в Крым в мае 70-го помню особенно отчетливо. Его организовал один из последователей ГП, Юрий Петрович Анисимов (умер в 2005 г.). Он снял для нас пустующую мансарду в доме отдыха в Коктебеле, где мы жили, готовили еду, пили молодое вино из кувшинов и… семинарили с утра до вечера. Кроме ГП там было много москвичей, включая Розина и Генисаретского, и людей из других городов. Это было мое крещение в семинаре, здесь я подружилась с кругом первых учеников…

Помню и несколько следующих групповых выездов на научные конференции в Москве и в других городах, к которым мы тщательно готовились в кружке, чтобы дать бой традиционному предметному подходу.

После крымского семинара я вошла в кружок Олега Генисаретского (Г. Беляева, С. Мумриков, И. Бакштейн, С. Голов, А. Цыркун et al). Это было замечательное время: мы читали и обсуждали Гегеля, других философов и социологов, и много общались.

Из семинара ГП я ушла сама, но осталась в системе концентрических семинаров, руководимых Розиным, Сазоновым и Генисаретским. У меня было несколько причин осознанно покинуть кружок ГП. Объяснить их коротко невозможно. Для простоты скажу, что намного интереснее быть полноправным участником интеллектуальной работы в семинарах, где занимались лично мне интересными темами и проектами. Розин опекал меня долгое время: читал и правил первую публикацию (как несколько лет до того помогал ему ГП), рекомендовал книги для чтения, мы вместе работали над моей первой статьей в «кирпиче».

Наши обсуждения в кружке Сазонова, где довольно длительное время я была центральным докладчиком и «мальчиком для битья», были прямо связаны с тем, что я делала на основной работе (участие персонала во внедрении системных организационных нововведений, в частности АСУ).

Я участвовала в первой ОД игре в 1979 г. и в двух-трех последующих играх ММК. Добрые отношения с ГП у меня сохранились до конца его жизни; он приглашал меня в «его» игры как игротехника (в частности, в Болшево). Вообще в методологическом движении было принято играть в «чужих» командах, так что мне довелось работать игротехником под началом нескольких признанных лидеров движения. Я не выпадала из  этого поля вплоть до моей эмиграции в Америку в 1989 г. – последняя игра, в которой я участвовала, прошла за неделю до отъезда. На этом закончилась одна моя жизнь и началась новая, почти с чистого листа…

Своей карьерой и интеллектуальным развитием я во многом обязана ММК. Работая в Институте культуры в 1980-е гг., я занялась социальным проектированием и социально-проектными играми как его методом, средством и формой; несколько лет ими даже руководила. Мы с друзьями провели 10 масштабных игр в сфере культуры в разных городах России; именно на них, а впоследствии – в наших публикациях о них впервые в советской реальности разрабатывалась альтернативная культурная политика и идеология социального проектирования в культуре. Игры стали главным направлением работы моего сектора с благословения директора института, потрясающего Вадима Чурбанова. Он к тому времени приютил в институте многих диссидентов и интеллектуальных изгоев, замечательных каждый в своем роде: Лен Карпинский, Вячеслав Глазычев, Mарк Туровский, Михаил Гнедовский, Даниил Дондурей, Вадим Розин, Андрей Фадин, Татьяна Щербина еtc. Мне повезло, что некоторые из них участвовали в моих играх (они описаны в трудах Института культуры, в том числе томах под моей редакцией).

Игровой период был самым успешным этапом моей карьеры, я была признана товарищами по профессиональному цеху, меня ценили и продвигали в институте. Однако сама я не была удовлетворена ни тем, что мы делали, ни страной, в которой родилась. Перестройка не давала никаких надежд на серьезные изменения. До больших перемен оставалось всего два года, но никто об этом не догадывался…

А еще у нас был свой чисто игровой семинар, организованный вместе с моими друзьями – Мишей Рю, Сергеем Железко, Яшей Паппе, Витей Голубчиковым, Славой Дудченко, Володей Тарасовым. Мы вместе, но каждый по своему, развивали свой вид игр, непохожих на те, что вели ГП и его постоянно обновлявшееся окружение. У меня также были тесные контакты с управленческими консультантами и социологами из Таллинна.

Наши игры были не деловыми, но и не в полном смысле ОД. Известны работы ГП, где он проводит различие между ОД и деловыми играми. Мы пытались осмыслить наши игры и найти их отличие от тех и других (эта тема выходит за рамки данного текста, а кроме того, она была освещена в работах моих коллег, в частности, Дудченко). Игровая практика (как и любая другая) – это синкретический продукт творчества определенной команды, делающей ее. С одной стороны, мы взяли понемногу у многих, в том числе у ММК – управленческое консультирование, изобретательскую деятельность, технологию организационных новшеств; с другой – от некоторых принципов, целей и методов игры, принятых в практике ММК, мы сознательно отказались.

Однажды я даже вступила в след «великого и ужасного» ГП. По рекомендации Олега Генисаретского меня взяли заведовать сектором проектных игр (методов проектного семинара) в отдел методологии художественного конструирования (рук. отдела В. Сидоренко) в Институте технической эстетики. Здесь еще работали люди, «зараженные методологией», кто-то из них работал непосредственно с ГП, когда он был сотрудником этого института. Мое пребывание во ВНИИТЭ было недолгим, и я вернулась в Институт культуры заведовать сектором социального проектирования.

Так что же такое ММК в моей жизни? Начну с личного момента. На нескольких заседаниях я испытала ни с чем не сравнимую эйфорию интеллектуального озарения, своего рода «момент истины», который возникает при коллективном мышлении в его высших проявлениях. Такие воспоминания остаются на всю жизнь и задают эталон интеллектуальной и исследовательской работы. Семинары кружка дали каждому из нас блестящую интеллектуальную форму и фору, которая позволила в разных проблемных ситуациях быть в «самой верхней рефлексивной позиции» и находить решение, исходя из целого. Только позже я поняла, насколько важно оказаться в начале своей научной жизни в семинаре с организованной коллективной мыследеятельностью, нечто вроде invisible college.

А не дало пребывание в кружке ясных моральных ориентиров, осознанной социальной и гражданской позиции. Неслучайно, что выходцы из кружка позже оказались по разные стороны баррикад и интеллектуально обслуживали людей, социальные движения и государственные структуры с весьма разными идеями, ценностями и программами. Мы были «вооружены и опасны» тем, что могли повернуть наше интеллектуальное оружие в любую сторону. Многие последователи ГП стали работать политтехнологами госаппарата на федеральном и местном уровне, стали частью политической элиты, а по-старому – номенклатуры. В этом нет ничего странного, т.к. ГП сделал бы то же самое, но не имел шанса на это в брежневское время. По своим взглядам он был технократом и философом одновременно, исповедующим проектный или, иначе, социально-инженерный подход к общественной жизни, и был бы востребован в путинское время. Продолжатели его дела вошли в think tanks, аналитические центры новой власти в России, и, похоже, надолго. ГП несколько раз в своей жизни был безработным, зато его ученики и последователи в третьем поколении ездят на Mercedes…

Одна из бед, но и ценностей советского периода – интеллектуалы не были активно вовлечены (сказать жестче, были отчуждены) в управление страной и в делание профессиональной карьеры. Это в полной мере относилось к ММК и его окружению: мы отбывали номер в учреждениях и/или же обращали их ресурсы в наш собственный ресурс (конференции, неприсутственные дни и т.д.). Это позволяло нам концентрироваться на своем интеллектуальном развитии и преуспевать в этом. Я думаю, что это уникальное стечение обстоятельств создало целое поколение «оспособленных» интеллектуалов нового типа.

В Америке несколько лет ушло на решение проблем выживания для меня и моего сына, после чего мне не удалось вернуться к чисто интеллектуальной работе. Сын почти повторил мой путь, получив bachelor degree по математике и истории; он поменял их на философию и завершает свою диссертацию в Cornell University. Только один раз мне представился шанс написать о своих играх в сборнике статей The Russian Management Revolution (Ed. by Sheila M. Puffer). Работая над этим текстом, я искала зарубежные аналоги тому, что сделано в российском игровом движении. Мне удалось найти созвучные подходы в работах  C. Abt, R. Ackoff, K. Benne, W. Bennis, A. Crombie, M. Emery, W.J.J. Gordon, J.C. Jones. R. De Nitish etc. Однако ничего прямо похожего на опыт ММК и игрового движения я не нашла, что подтверждает его уникальность.

В 1989 г. мы с мужем открыли несколько интернет-магазинов, в том числе русской академической книги Panorama of Russia (www.panrus.com). Мы позиционируем себя как международный магазин и ведем торговлю практически со всеми странами света, где интересуются Россией. Я предлагаю в моем магазине книги ММК и, в частности, Г.П. Щедровицкого. К моему сожалению, современная русская философская книга в мире мало кому интересна. Это в полной мере относится и к работам кружка.

Публикации:

Жежко И.В. Некоторые современные тенденции в программировании АСУП. В сб.: Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М.: Стройиздат, 1975.

Прорыв к реальности: социальное проектирование в сфере культуры / Под ред. Д. Дондурея и И. Жежко. М.: НИИ Культуры, 1990.

Дудченко В. Инновационные игры: методология и методика. В сб.: Игровые методы: социальное проектирование в сфере культуры / Под ред. И. Жежко. М.: НИИ Культуры, 1987.

Жежко И. Игры открытого типа как метод развития и активизации. В сб.: Философские и социологические аспекты активизации человеческого фактора: исследования советских ученых / Под ред. И. Беседина. М.: ИНИОН, 1988.

Игровые методы / Под ред. И. Жежко. М.: НИИ Культуры, 1987.

Жежко И. Проектная игра: досуг в городе. В сб.: Культура города: проблема качества городской среды Под ред. В. Глазычева. М.: НИИ Культуры, 1986.

Zhezhko, Irina. Open games as a method of personal transformation and motivation. The Russian Management Revolution: Preparing Managers for the Market Economy. Ed. by Sheila M. Puffer. Pp. 158-177. New York: M.E. Sharpe, 1992. ISBN 1-55324-043-4

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44