eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Зинченко Александр Прокофьевич

Зинченко А.П.

Родился в семье номенклатурного работника «союзного значения»: отец был секретарем обкома КПСС в Николаеве, редактором центральной республиканской газеты. Жили мы в особняке, в окружении прислуги. Были: поликлиника 4-го Управления, детский санаторий в Евпатории и полное ощущение принадлежности к родовой аристократии.

Учился в элитарной киевской школе на Печерске с «углубленным» преподаванием немецкого языка (с тех пор его и ненавижу). С 3-го класса занимался спортом: велосипед, футбол, каратэ, лыжи, плавание. Куда-то ходил с товарищами, куда-то проникал сам, везде добивался «разрядов».

Шесть лет осваивал профессию «архитектор». Подобралась отличная студенческая группа. «Клубились», играли в КВН, объездили с рюкзаками все «живописные» места СССР. Сполна впитал снобизм, присущий этой древней профессии.

Отслужил положенное рядовым Советской Армии. Полгода, будучи «зеленкой», ходил через день в наряд. Затем начальство решило употребить мою вузовскую подготовку. Спроектировал и руководил строительством Музея боевой славы своей войсковой части (первая самостоятельная работа).

После армии работал в разных проектных институтах. Участвовал в разработке десятка проектов: санатории, вузы, жилые дома, интерьеры. Стал членом Союза Архитекторов.

Преодолевая рутину проектной «конторы», учил языки – английский, французский, итальянский, испанский, польский…

С 1972 г. с подачи А.Г. Раппапорта заинтересовался внутренним устройством проектных работ и стал много читать на эту тему. На работе это делать было трудно. Поэтому перешел в НИИ теории и истории архитектуры. Зарплата была минимальная, зато времени для чтения и размышлений полно! Да и допуск в библиотечные «спецхраны». Счастливые советские времена!!!

С 1976 г. учился в аспирантуре в Москве. В 81-м защитил кандидатскую диссертацию. В 86-м году стал старшим научным сотрудником.

В 94-м поучился в банковской школе в США.

Отец был мастером жесткого критического суждения и неожиданного действия. Любил театрализацию.

Рисовать я научился сам, когда решил поступать «на архитектора». Выбрал специализацию против воли отца, который натаскивал меня по редакциям для поступления на факультет журналистики.

Отрабатывал технику рисунка и живописи. Ставил пространственное мышление на занятиях по начертательной геометрии (до сих помню жесты доцента Евстифеева, изображавшего трехмерные схемы движениями рук перед студенческой аудиторией). Изучал геодезию, экономику и организацию строительного производства. Осваивал кучу инженерных дисциплин; эстетику и историю архитектуры. Работал на стройке.

Именно благодаря архитектуре и по причине большой жизненной активности встретился с Г.П. Щедровицким, лидером ММК. Это произошло в мае 1978 года в Киеве, на Всесоюзном совещании по проблемам «искусственного интеллекта». С того момента и до самой смерти Георгия Петровича (1994 г.) стремился следовать за ним как тень, пытался проанализировать и «снять» способ мышления Учителя. Прошли вместе 57 ОДИ, сотни семинаров, конференций, Ученых советов, отчетов и прочая и прочая… а также известное число жизненных приключений.

Эксплуатируя рисовальные и начертательные техники, стал главным рисовальщиком схем в команде игротехников. Получил задание от Учителя разработать «Музей схем» СМД методологии (1981 г., Харьков). Первая редакция появилась в 1984 г. (Истра, под Москвой).

Осваивал практику конструирования схем в серии специальных ОДИ по теме «Схемы и знаки в мыследеятельности» – И-28 (1983 г.), И-34 (1984 г.), И-45 (1985 г.).

Разработал и обсудил в присутствии уже тяжело больного Учителя Программу работ по теме «Схемы и механизмы схематизации в мыследеятельности» (Ульяновск, 21.02.1993).

Подготовил и провел десятки семинаров и несколько конференций по теме «Схематизация и знакотехническая работа» (в том числе в Светлогорске, 1992 г.).

Опубликовал методическое пособие «Схематизация как средство и форма организации интеллектуальных работ» (Тольятти, 1995 г.). Вообще-то в списке публикаций – 120 наименований.

Пытался обобщить опыт разработки образовательных программ в монографии «Педагогическая инженерия» (Тольятти-Киев, 1997 г.).

Опыт десятилетних педагогических экспериментов подсобрал в монографии «Игровая педагогика» (Тольятти, 2000 г.). Первым таким опытом была организация работ Теоретического клуба Союза Архитекторов (1972 г.).

Затем практика организации ОДИ. Нужно собрать на неделю 100-300 человек с разных концов «необъятной Родины». Разместить, организовать осмысленные работы, отправить. Делал это много раз фактически один при помощи 3-4 волонтеров.

Главное достижение – организация в 1989-91 годах трех съездов методологов в советское время, в расслабленном и довольном Киеве.

1990 г. – участник разработки оргпроекта Сети методологических лабораторий и бессменный лидер многолетних работ (продолжаются до сих пор) по поиску площадок для его реализации.

С 1992 г. такая площадка работает в Международной Академии бизнеса и банковского дела (с 2000 г. - Академия управления), а с 1993 г. в Лицее бизнеса (Киев). Действуют также несколько консалтинговых фирм.

С 1987 г. (на волнах «перестройки») занимаюсь управленческим консалтингом (финансы, хозяйство, производство, образование, здравостроительство, социальная поддержка, муниципальное и региональное управление, энергетика, агробизнес).

Сегодня работаю над двумя монографиями. Условные названия: «Тольяттинская академия управления как инновационное образовательное учреждение» и «Практическая эпистемология для управленцев». В этих текстах должны быть зафиксированы текущие результаты Образовательной программы ММК, которую я взялся продолжать, развивать и реализовывать. Что и буду делать до конца дней своих.

Тексты эти возможны только как результат методологической рефлексии практики обучения техникам мышления в традиции ММК.

Отрабатываю педагогические технологии тренировки интеллекта с людьми разного возраста и различной подготовленности. Параллельно работаю со школьниками (8-11 класс), студентами различных специальностей (1- 5-й курсы), группами руководителей, соискателями сертификата ЕМВА, отдельными предпринимателями, государственными служащими и т.п.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44