eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Пископпель Анатолий Альфредович

Пископпель А.А.

В 1965 году второкурсником инженерного вуза я после долгого перерыва встретил школьного приятеля – Александра Татура, студента МИФИ. Разговорились о «высоком» – грядущем счастье человечества и мировых проблемах, которые будут непременно решены с нашим непосредственным участием. Приятель обмолвился, что у них в институте работает семинар по истории, логике и методологии науки, и некто Щедровицкий, логик и философ, читает им лекции – на его взгляд, очень интересные. И если я захочу их послушать, то он попросит старосту семинара Генисаретского заказать мне пропуск на следующее заседание.

Так я впервые увидел и услышал ГП (почти по М.К. Мамардашвили – «начало всегда исторично, т.е. случайно»), который рассказывал об итогах работы группы исследователей, разрабатывающей «новую» – содержательно-генетической логику, позволяющую ставить и решать проблемы развития современного научного знания. И хотя я и со «старой» логикой был плохо знаком, меня захватили содержание лекций, манера общения с аудиторией и сама личность лектора. Это был разговор на равных и с мыслителями разных эпох, и с вчерашними школьниками, а на лекциях переживалось не присутствие на заседании в здании на Каширском шоссе, а соучастие в движении мировой философско-научной мысли.

После нескольких заседаний я познакомился с ним лично (хотя на них собиралось человек 20-30, ГП знакомился с каждым новым лицом сам и выяснял, чем «дышит» каждый), а заодно и с его молодыми учениками – Олегом Генисаретским и Вадимом Розиным. Расспрашивая их, мы с приятелем узнали о регулярных, раз в неделю, заседаниях семинара в Большой аудитории Психологического института на Моховой. Пришли. Развернувшийся там диспут, смысл которого нами лишь угадывался, атмосфера интеллектуального напряжения, энергетика и заинтересованность участников, уровень обсуждавшихся вопросов произвели впечатление не меньше, чем лекции ГП в МИФИ. А больше всего подкупала и затягивала подлинность события, которая остро ощущалась нами, так как мы, несмотря на молодые наши годы, уже привыкли, что почти все вокруг – бутафория и имитация.

Постепенно позиции участников и «правила» обсуждения, включая жесткость дискуссий, становились все более ясными и притягательными. Через полгода нас перестала удовлетворять роль пассивных зрителей, и мы с Татуром напросились к Георгию Петровичу на разговор «за жизнь».

Это был долгий разговор «по гамбургскому счету». ГП объяснял, что королевских путей в интеллектуальной деятельности не бывает, и что как быстро мы научимся следить за дискуссией, понимать оппонентов, задавать вопросы и формулировать аргументы, зависит от нашего самоопределения (с обязательными попытками в обсуждении «тянуть одеяло на себя»). Но, конечно, надо еще и самим работать – взять каждому тему для самостоятельного исследования, и не только осваивать классику научно-философской мысли, но и читать работы кружковцев. Благо у них собрана огромная библиотека-архив с распечатками докладов-обсуждений за многие годы, и новые активные участники семинара должны их проработать, после чего он вручил нам по листку папиросной бумаги с отпечатанным под копирку списком обязательной литературы и описанием томов библиотеки-архива.

Вскоре с аналогичной просьбой к ГП обратились такие же энтузиасты из МИФИ, и он попросил Генисаретского «поруководить» нами. Мол, все мы – одного возраста, с одним уровнем и характером подготовки, а потому нам легче будет найти общий язык между собой и Олегом – недавним выпускником нашего института и уже опытным членом методологического кружка. Наш «малый» семинар (Александр Мумриков, Сергей Петрулевич, Виктор Попадько, Александр Татур и я) просуществовал несколько лет (пока его не прикрыло институтское начальство). Периодически нас «вдохновляли» другие члены ММК – Виталий Дубровский, Галина Беляева, Вадим Розин. Собирались мы раз в неделю у Олега на разных квартирах, в которых он жил в те годы, обсуждая широкий круг вопросов – от разбора работ членов кружка до философской классики.

Это был период очередной смены состава кружка (его «ветераны» Володя Лефевр и Эрик Юдин появлялись на заседаниях лишь эпизодически), и вскоре нас стали приглашать и на «домашний», для узкого круга, семинар, проходивший в квартире родителей ГП на «Соколе» (в его комнату влезало человек 20 – для «зрителей» мест не было). А еще время от времени организовывались заседания для обсуждения узкоспециальных вопросов, так что вся жизнь превращалась в один нескончаемый семинар с докладами и дискуссиями, совместными выездами на конференции с методологическими «маршировками» на них – согласованными выступлениями «от имени и по поручению» методологического сообщества. По сравнению с окружающей серой и бесконечно формализованной советской жизнью это был «пир души», переживание полной интеллектуальной свободы.

Для самостоятельной совместной работы (по образцу исследований Розина и Москаевой строения геометрического знания) мы выбрали – тему и эмпирический материал – историю создания теории электричества (электромагнитных явлений). Мне достался Фарадей, кто-то взялся за Гильберта, Ампера и т.д. Это была хорошая школа, но ничего завершенного из этой коллективной работы не вышло. К тому времени в ММК интерес от естественной науки и математического знания начал смещаться к социологии и аксиологии, а приоритетным стало исследование строения и функционирования не научно-познавательной, а проектировочной деятельности.

К концу обучения в институте пришло время решать, чем заниматься дальше, ведь институт и методологические изыски были отдельными и независимыми реальностями. Меня распределили в Институт автоматики и телемеханики, и надо было выбрать – «идти в профессионалы» или «посвятить» себя методологии. А я уже был настолько ею «пропитан», что на всё смотрел через призму идей и представлений, которые за годы жизни в ММК вошли в плоть и кровь, и потому, презрев здравый смысл, решился выбрать, как выразился Генисаретский, «авантюрный» образ жизни.

Руководивший тогда лабораторией во ВНИИТЭ Георгий Петрович предложил мне идти к нему. Я тут же отказался от «официального» распределения, и он стал «выбивать» под меня ставку. Но когда осталось получить лишь подпись директора на приказе, начались репрессии против «подписантов» в защиту диссидентов Гинзбурга и Галанскова, после чего для ГП стало проблемой не меня устраивать, а самому искать новое место работы. Поэтому я начал свою трудовую биографию сотрудником лаборатории «информационных процессов головного мозга» на биолого-почвенном факультете МГУ.

А через полгода ГП предложил мне перейти на работу в лабораторию инженерной психологии (ИП) на психфаке МГУ, которой стал заведовать его брат Лев Щедровицкий. Мол, в ней создается методологическая группа под руководством Дубровского, с ним уже работает Михаил Папуш, и поскольку направление новое, то открываются возможности для влияния методологических идей на его развитие. И от нас будет зависеть, станет ли ИП новой областью методологической практики и отработки форм взаимоотношений с предметно-ориентированными специалистами.

Так я на долгие годы оказался связанным с факультетом, инженерной психологией и вообще психологией. В лаборатории был организован методологический (по образцу «большого») «мини-семинар», через который ее сотрудники и студенты приобщались к общеметодологическим идеям и представлениям. А через некоторое время часть из них в результате «естественного отбора» становились участниками и «большого» семинара и, самоопределяясь, входили в методологическое движение.

У нас были наполеоновские планы и масса энтузиазма. Мы взялись за разработку «прикладной методологии» для ИП (ГП к этой идее отнесся без особого энтузиазма, но когда дело дошло до игр, сам озаботился созданием «методологии профессионала»), активно отстаивали методологический проект развития ИП на всякого рода симпозиумах и конференциях. Мы налаживали регулярный выпуск сборников переводов, собственных работ и т.п. Но наша активность и самодеятельность пришлись не по вкусу декану факультета и его ближайшему окружению. А.Н. Леонтьева не устраивала идейная ориентация на методологию, нам надо было заниматься «не тем и не так», ибо наша активность не способствовала развитию академической психологии и реализации начальственных идей. Поэтому лаборатория как самостоятельный организм просуществовала года три и была прикрыта, после чего на инженерно-психологическом «фронте» остались только мы с Л.П. Щедровицким.

Ближе к концу 70-х часть представителей поколения, с которым я привык себя ассоциировать – Олег Генисаретский, Наталья Кузнецова. Александр Раппапорт, Вадим Розин (и др.), постепенно перестали регулярно участвовать в семинарах. Другие – Давид Зильберман, Владимир Лефевр, Виталий Дубровский, Эмануил Смыкун (и др.) – эмигрировали. Да и такая форма существования методологии как коллективной практики стала себя изживать как для тех, кто ее практиковал (за исключением самого ГП, но он был совершенно уникальной личностью), так и для самого движения. А для новой генерации методологов характерной стала иная форма практикования методологии – ОДИ. За исключением таких старожилов кружка как Никита Алексеев и Борис Сазонов, основное семинарское поколение (по многим, в том числе личным причинам) в играх не участвовало, хотя ГП и пытался его приобщить. Меня он регулярно «соблазнял» поездкой на ту или иную игру, из уважения к нему и чувства обязанности я действительно несколько раз собирался…

За 40 лет с тех пор, как я на правах прозелита приобщался к движению, многое изменилось и вокруг и во мне самом. Нам стали доступны любые проявления классической и современной мысли, несколько раз сменились наши интеллектуальные и жизненные ориентиры, интересы и отношения. Но я по-прежнему считаю самым значительным событием моей жизни – и в интеллектуальном, и в экзистенциальном плане – встречу с ГП и участие в методологическом движении. Выработанное в его лоне мировоззрение и культивируемый тип интеллектуализма (при всех неизбежных ограничениях) вполне конкурентоспособны, а исторически, на мой взгляд, и более перспективны, нежели достижения других направлений современной мыследеятельности (МД), поскольку изначально ориентированы на рефлексию собственных априорных ограничений их преодоление и саморазвитие.

Все годы вне круга основной активности кружка я стремился культивировать методологический стиль МД в областях, которыми занимался – в профессионально-практической, общей и истории психологии; логике и методологии науки и техники, культурологии и этнологии, конфликтологии. В 1994-99 гг. – член редколлегии журнала «Вопросы методологии». С этого же времени и по сию пору – соредактор и соиздатель трудов ГП. С 1995 г. – доктор философских наук; ведущий научный сотрудник НИИ культурного и природного наследия РАН им. Д.С. Лихачева.

Автор более 130 научных трудов. В том числе монографий:

  • Научная концепция: структура, генезис (историко-методологические очерки развития современного научного знания). М., 1999;
  • Инженерная психология и эргономика (1958-1991). М., 1996 (совм);
  • Инженерная психология (дисциплинарная организация и концептуальный строй). М, 1994 (совм.);
  • Общие вопросы методологии инженерно-психологического проектирования. М., 1980 (совм.).
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44