eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Александрова Галина Ильинична

Александрова Г.И.

В Московский методологический кружок я попала в 1982 году – после того как впервые услышала доклад Г.П. Щедровицкого на конференции в Риге и долго после этого пребывала в состоянии изумления. (Сначала хотела написать, что оказалась в Кружке случайно – только потому, что Георгий Петрович работал в НИИОПП, но теперь думаю, что причиной было мое «рижское изумление».)

В то время я работала младшим научным сотрудником в том же Институте общей и педагогической психологии, а вот кем была профессионально – сказать трудно. Проводила анкетирование на предприятиях, связанных с нашей лабораторией хоздоговорами. Работа по большей части скорее техническая, нежели профессионально-содержательная. Мне кажется, мои трудности первых лет в ММК были связаны с отсутствием у меня вообще какого-либо профессионализма.

Эмоциональное барахтанье от полной уверенности, что ОДИ – это психология XXI века, до полной неспособности организовать свою игротехническую работу были двумя полюсами моего самоопределения в Кружке. Спрашиваю Юру Громыко: почему я не понимаю методологических текстов, к примеру, «кирпич»? Юра смеется: «Сколько раз ты этот текст читала?». «Один». «А я читал его 16 раз». Шутил, наверное.

Созданная в играх мотивация помогала читать, понемногу осваивать методологические тексты. Постепенно стали появляться свои игротехнические удачи, позднее описанные как приемы и способы самоорганизации игротехника в ОДИ. Как и полагается в методологии, провалы, ошибки, непонимания превращаются в материал рефлексии, а потом в некоторые «подпорки» для организации своей работы в следующей игре. Для меня это было основным образовательным процессом в ММК.

Своей самой большой игротехнической удачей я считаю проведенную вместе с Людмилой Карнозовой ОДИ в Урае (1989 г.). Эта игра могла бы стать для меня новым этапом участия в ММК, но не стала, хотя я себя чувствовала настоящим «игроделом». В 1990 г. я уехала в США. Начался новый этап в моей работе. Многое необходимо было начинать сначала. Очень помогали игротехнические воспоминания. Освоенные в играх способы «самоопределения в проблемной ситуации» оказались в первые годы пребывания в США невероятно практичными. Ведь для большинства людей адаптация к другой стране является тяжелейшим стрессом.

Начиная с приезда в США и вплоть до сегодняшнего дня я работаю психотерапевтом. Поначалу я пробовала переносить известные мне игротехнические техники и приемы в работу с пациентами. Работало всё это очень плохо, потому что человек, находящийся, к примеру, в глубокой депрессии, к рефлексии не склонен. Позднее я увлеклась психоанализом и поступила в Нью-йоркский Институт психоанализа, где учусь по настоящее время. Учеба структурно напоминает игротехническое образование в ММК. Прежде всего, тем, что необходимо иметь собственную практику, а также – наставников и обязательно своих студентов.

Очень интересно, что с самого начала обучения мне приходилось использовать методологические представления и герменевтические техники для выявления оппозиций, которые развернулись в истории психотерапии вообще и психоанализа в частности. В целом мне очень помогла игротехническая подготовка и особенно работа с Георгием Петровичем, которая оказала на меня огромное влияние.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44