Воробьев Юрий Лазаревич
Родился в Пятигорске, окончил Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта, инженер-строитель. Профессиональную деятельность начал мастером строительного участка в Казахстане, после завершения аспирантуры стал кандидатом технических наук и сделал блестящую инженерную карьеру.
В 1968 г. Ю.Л. Воробьев становится главным инженером, а в 73-м – начальником крупнейшего в стране харьковского ДСК № 1. В 76-м возглавил кафедру организации и управления строительством в Харьковском институте инженеров коммунального строительства (ХИИКС), в 78-м становится лауреатом Государственной премии УССР в области науки и техники.
Первый контакт Ю.Л. Воробьева с ММК и игровым движением состоялся в 1979 г., когда он знакомится с А.П. Буряком. С этого времени Юрия Лазаревич становится одним из наиболее активных проводников идей и практики ММК в украинском высшем
образовании. В том же году руководимая им кафедра включается в разработку и реализацию программы «Системодеятельностный подход к практической подготовке студентов к профессиональной деятельности специалиста». Именно благодаря его авторитету и энергии в 1981 г. на базе ХИИКСа и ХИСИ (Харьковский инженерно-строительный институт) прошла первая ОДИ по проблемам Высшей Школы «Учебно-воспитательный процесс в вузе» (руководитель Г.П. Щедровицкий), ставшая одной из самых крупных и сложных по организации игр за всю их историю. В 1987 г. на базе ХИИКСа при определяющем организационном участии Ю.Л. Воробьева была проведена еще одна крупная ОДИ под руководством ГП – «Эксперименты и экспериментирование в подготовке специалистов нового типа».
Приход Ю.Л. Воробьева в кружок был обусловлен особенностями его незаурядной личности, в частности, обостренным ощущением неблагополучия в стране, сформированным за годы его активной производственной и управленческой практики. Среди коллег, вошедших в движение в начале игровой эры, Ю.Л. Воробьев сразу занял заметное положение, сохранив его до последних лет жизни. Он был постоянным участником семинаров и игр Кружка по проблемам высшего образования и игровой методологии, в первую очередь семинаров Комиссии по логике и психологии мышления Академии педнаук в НИИОПП, а также больших игр в МИНХиГП, Горьковском ИСИ, в Новой Утке.
Г.П. Щедровицкий высоко ценил Ю.Л. Воробьева лично, называл его «стихийным методологом». Юрий Лазаревич бывал у ГП дома, в его московской квартире на ул. Обухова и на даче в Болшево.
С 1981 г. Ю.Л. Воробьев – непременный организатор и участник игр, проводимых харьковской группой – региональных профессионально-общественных экспертиз во Владивостоке, Твери, Архангельске, Костроме, экспертизы и разработки проекта Закона СССР об использовании ядерной энергии по заказу Минатомэнергопрома и многих других.
Крупнейшим циклом исследований, методологических и педагогических разработок, проведенным под руководством и при непосредственном участии Ю.Л. Воробьева, стал педагогический эксперимент по подготовке экономистов (специальность «Организация и
экономика строительства») в ХИИКСе. Знаменательно время проведения эксперимента (1986-94 гг.) – практически весь период горбачевской перестройки.
Педагогический эксперимент в институте, одобренный и поддержанный Минвузами УССР и Союза, задумывался и организовывался на единой идеологической и методологической основе с аналогичным экспериментом в подготовке архитекторов, проводившимся в ХИСИ группой А.П. Буряка (1987-1992). В обоих вузах были разработаны оригинальные методологически фундированные программы профессиональной подготовки, наборы учебно-методического обеспечения, подготовлены и проведены циклы учебных, проектных и исследовательских игр.
В эксперименте, проводившемся в ХИИКСе, разработка методического обеспечения и подготовка кадров для эксперимента были сосредоточены в специально созданной Лаборатории проблем высшей школы Минвуза УССР, которую также возглавил Ю.Л. Воробьев. Среди активных сотрудников лаборатории были В.Л. Данилова, специально переехавшая в Харьков из Орла, В.В. Воловик и А.В. Коврига. В ходе подготовки и проведения эксперимента вокруг Ю.Л. Воробьева создалась группа коллег, которые под его влиянием и во многом благодаря его усилиям приобщались к игротехнике и методологическим практикам: Ю. Афанасьев, В. Бахтырь, А. Гарагатый, В. Доля, Е. Кайлюк, С. Килимов, В. Лелюк, Л. Окуневский, В. Проскурнин, В. Смоловик, Б. Стысин, А. Пожарова и др.
А.П. Буряк