eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Геллер Игорь Ильич

Геллер И.И.

Вхождение в методологическое сообщество было у меня не вполне обычным, то есть не через игру, семинар или тексты. Вначале мне предложили включиться в деятельность клуба культуры делового общения, был у нас такой в конце 80-х в Одессе. Там я впервые услышал про игротехнику как «способ всегда быть на шаг впереди собеседника». Ну, что ещё нужно было молодому амбициозному одесситу, который писал в ту пору кандидатскую диссертацию по педагогике и работал в университете? Однако вскоре в клуб пришёл мой будущий, несмотря на большую разницу в возрасте, друг, наставник и просто замечательный человек Пётр Петрович Мамонтов. Узнав, что я пишу диссертацию по педагогике, он улыбнулся, пригласил к себе домой и дал почитать книгу со словами: «Если появятся вопросы, приходи». Вопросы, у меня, считавшегося вполне талантливым и эрудированным, может быть и были бы…Однако, прочитав дома первые два абзаца, я понял, что хоть слова и знакомые, но что именно говорится в них – напрочь не проникает в сознание. Смех смехом, но чем больше я читал, тем меньше понимал, на каком языке книга написана. А была она, что методологам понятно без объяснений, «Педагогика и логика». Тот самый спасённый экземпляр – отксеренный, исчёрканный и зачитанный.

Вот так всё и началось. Понятно, что после наших многочисленных домашних семинаров у Петра Петровича и его рассказов о ГП, методологии, разных вариантах системного подхода, так же как и о коммунальной стороне истории и развития ММК, я перешёл из клуба в методологический кружок, который в Одессе вел Николай Андрейченко. Тут же начал участвовать в первых играх в различных городских учреждениях, семинарах и встречах. Но главное событие произошло, конечно же, когда в Одесский университет провести игру по проблемам высшего образования приехал ГП. Я был на разных играх, слышал многих талантливых ораторов, но впечатление от первой встречи в актовом зале было несравненным.

Льщу себя надеждой, что интерес был обоюдным. Георгий Петрович заметил меня и на выступлениях, и в личных разговорах, предложив перейти в игротехнический состав. Но, поскольку в этой игре участвовали члены клуба культуры делового общения, я не смог нарушить корпоративную этику. Впоследствии сформировались иные представления о корпоративности, да и вообще изменилось и мировоззрение, и представления об истинности и ложности. Мне трудно перечислить, что именно меняется у человека, который всерьёз ищет истину, увлекается логикой, философией, метафизикой и попадает в методологическое сообщество. Проще сказать, что осталось неизменным – характер и настойчивость в движении к настоящему.

Я ездил на игры, работал игротехником в группах, в группе «методологического прорыва» на КАМАЗе при построении понятия «сфера», участвовал в семинарах в СНИО в Москве, в съездах и конференциях, в играх других методологов.

Думаю, что степень моей включённости в методологическое сообщество гораздо больше непосредственного физического присутствия на различных мероприятиях ОДИ и кружка. В 89-м я организовал свой клуб, придав ему характер методологической рефлексии над игротехническим движением. В него входили действующие одесские игротехники, которые, к сожалению или счастью, не имели возможности непосредственно общаться с ГП и о методологии знали со слов их руководителей, которые создавали собственные варианты того, что они называли игрой.

С большим удовольствием и воодушевлением я приехал на первый методологический съезд в Киеве. Однако то, что там происходило, меня во многом разочаровало. Несколько моих старых приятелей по прежним играм обсуждали в кулуарах «унифицированность» большей части методологов в плане заштампованности речи и отсутствии мышления. Из-за их непомерного желания повторять или имитировать манеру говорения ГП и попыток заменить плохой памятью плохую русскую речь мы их называли – «волнистые попугайчики». Не понравилось и многое из того, что говорилось по содержанию. Например, показалось невероятно искусственным создание оппозиции «сознание – мыследеятельность». Вопрос «есть ли у Зинченко сознание или он только кусок МД?» до сих пор вызывает у меня и моих друзей истерический смех.

На третий съезд я не поехал, но отправил Георгию Петровичу пространное письмо с указанием причин и анализом ситуации в движении. Там же достаточно точно, как показали прошедшие годы, спрогнозировал дальнейшую судьбу и самого движения, и некоторых его представителей. Обидно, что не ошибся. Копия письма хранится в архиве П.П. Мамонтова.

Что касается корпуса методологических представлений и игротехнических навыков и умений, то… в 93-м году я защитил кандидатскую диссертацию по психологии. Без всякого сомнения, вне СМД методологии, без «оплодотворенного» ею мышления и поставленной рефлексии, мне никогда не удалось бы произвести такой синтез различных психологических школ и разработать рядовое понятие в качестве категории (темой диссертации была «Переживание как категория общей психологии»). А сама защита с неоднозначно настроенными членами Совета была бы попросту невозможной, не имей я игротехнической практики. Для коллег понятно, что три часа защиты я фактически построил как работу с группой. В конце этой процедуры при тайном голосовании не было ни одного голоса «против». Всецело считаю это заслугой игротехники как таковой и, конечно же, моего освоения её в частности. (Не могу не хихикнуть.)

В курсе лекций для студентов психфака я в течение восьми лет читал спецкурс «Основы методологии мышления и деятельности». Были и другие факультативы и спецкурсы, в той или иной мере связанные с СМД подходом. По крайней мере, могу честно и гордо сказать, что за 15 лет преподавания фамилию Щедровицкий, как и основные работы Георгия Петровича, знали все студенты университета.

Сегодня мой социальный статус вполне методологичен – я независимый управленческий консультант, провожу управленческое консультирование в рамках всё тех же представлений, которые сам уже отрабатывал вне игровой практики и участия в съездах и Чтениях памяти ГП, веду индивидуальный приём клиентов в качестве психолога, читаю лекции, веду программы по ТВ и радио.

В заключение подчеркну: при всей сложности моего отношения с Движением и очень бурных спорах (а иногда до конфликтов) с ГП, я считаю бесспорными три вещи:

  • Г.П. Щедровицкий – гениальный пассионарный мыслитель, выдающийся просветитель ХХ века;
  • в социальном плане и в историческом масштабе игротехническое движение было уникальным;
  • все, кто по настоящему, то есть не только «через голову», но и «через сердце» протянул всё, что связано с ГП и методологическим движением, получил реальное наполнение понятия «личностный смысл».

И если сегодня я независим от колебаний линии партии и правительства, от колебания курса доллара и макроэкономических потрясений, не боюсь остаться без работы, то в этом всецело заслуга того, чему я научился на семинарах, играх, в личном общении с Георгием Петровичем. И, как я сказал ему, прощаясь, «…преемник отличается от наследника тем, что первый наследует дух, а второй – тумбочку с наработками». С этим и живу.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44