eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Горностаев Александр Октавьевич

Горностаев А.О.

Мое вхождение в методологическое движение началось в 1987 г. со знакомства с М.А. Мкртчяном, когда я, достаточно успешный инженер НПО прикладной механики им. М.Ф. Решетнева (Красноярск-26), перешел в подшефную школу № 98 преподавателем математики с выполнением обязанностей организатора внеклассной работы. Моя жизнь уже была связана с преобразованиями и изменением существовавшего положения дел в стройотрядах и на радиотехническом факультете УПИ (Свердловск, ныне Екатеринбург), в деятельности городского комсомола Красноярска-26.

Приглашение меня в школу было связано с внедрением начинающим директором В.А. Миновым (в настоящее время начальник отдела Агентства образования Красноярского края) технологии творческого воспитания по И.П. Иванову, в основе своей реализующей идеи А.С. Макаренко. Участие в школьных семинарах, проведенных автором концепции коллективного способа обучения (КСО) В.К. Дьяченко и разработчиком базовых методик коллективных учебных занятий М.А. Мкртчяном, открыло новую для меня деятельность в сфере образования. Становление ученического самоуправления и освоение методик Мкртчяна при внедрении в учебную деятельность легли в основу изменений образовательного процесса и внутришкольного управления. Представители школы № 98 г. Красноярска-26 были приглашены в Москву как группа поддержки на телевизионной встрече В.К. Дьяченко в Останкино.

Дальнейший поворот событий определил постижение азов методологии через изучение статей Г.П. Щедровицкого, Н.Г. Алексеева, О.С. Анисимова, О.И. Генисаретского, Ю.В. Громыко, М.В. Раца, М.Т. Ойзермана, С.В. Попова и др. А когда в Красноярском краевом ИПК работников образования М.А. Мкртчян стал проводить свои первые ОД игры, я познакомился с теми, кто так или иначе был связан с региональным методологическим движением: В. Гудовщиковым, Л. Бондаренко, В. Васильевым, А. Ароновым. Мне не посчастливилось лично ощутить магию Г.П. Щедровицкого, но аура и энергетика методологического движения чувствовалась. Многое понималось из рассказов очевидцев, особенно Мкртчяна, с которым мы дружны до сих пор и которого я считаю своим Учителем – как, думаю, и Г. Блинов, и В. Минов.

Мы, трое молодых и бородатых из закрытого Красноярска-26, стали активно сотрудничать с Мануком и впоследствии стали ядром его команды по проведению ОДИ в Красноярском крае, в Казахстане, в городах России. Освоение игр проходило в становлении новой образовательной практики в идеологии КСО. Мне повезло встретить удивительных (бесстрашных по тому времени, конца 80-х и начала 90-х) директоров школ Красноярска – Дмитрия Карповича, Аргама Мкртчяна, Светлану Катыщук, осуществлявших инновационную деятельность по внедрению коллективных учебных занятий, перестройке образовательного процесса и жизненного уклада своих педагогических коллективов.

Рефреном моей педагогической деятельности была идея самоуправления, определение возможности появления и занятия управленческой позиции. Работая заместителем директора школы по научно-методической деятельности, я ввел в практику работы администрации управленческий семинар с участием активных учителей. В школе стало нормой проведение педагогических советов и семинаров в форме ОДИ. Группа инициативных учителей школы № 98 «УГОЛ» («Учитель – государственно-общественная личность») была отмечена в мегапроекте по становлению государственно-общественного управления (Институт открытого общества – фонд Сороса). Позже подтверждением моего поиска смыслов в управленческой деятельности ключевой для меня работой стала коллективная монография под редакцией Ю.В. Громыко «Проблемы развития управленческого мышления и деятельности», благодаря которой пришло осознание творимого и определенное понимание методологического управления и управленческого мышления в СМД подходе Г.П. Щедровицкого. Важную роль в методологическом образовании сыграли журналы «Вопросы методологии» и «Кентавр».

В настоящее время – старший преподаватель и методист Центра образования управленческих кадров Красноярского краевого ИПК работников образования. Делаю попытки оформления содержания методологического аспекта образования управленческих кадров, создаваемые модули апробируются в рамках проводимых курсов подготовки и переподготовки руководителей образовательных учреждений по формированию управленческой компетентности. Участвую в ОД играх, проводимых Мкртчяном, в последнее время они связаны с моделированием образовательного пространства на принципах сетевого взаимодействия.

E-mail: gora@cross-ipk.ru

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44