eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Горынин Константин Борисович

Горынин К.Б.

О Г.П. Щедровицком я услышал, еще студентом Института атомной энергетики, от К.В. Малиновской, которая вела в нашей группе философию. На ее занятиях можно было почувствовать вкус размышления, а потому было очень интересно. Наверное, Камилла Васильевна это заметила и осенью 1988 года пригласила меня и еще несколько моих одногруппников на лекции Георгия Петровича в Доме политпросвещения, куда его пригласили в рамках Университета марксизма-ленинизма прочитать курс «Управление научными исследованиями».

Мне тогда было очень тяжело физически: я активно занимался скалолазанием и альпинизмом, вообще мало спал, поэтому слушание любых лекций моментально нагоняло сон. Для борьбы с ним я обычно садился впереди (как и в институте, где эта беда тоже присутствовала). Но на этих лекциях было не до сна: то, что и как говорил Щедровицкий, заставляло задумываться и, спрашивая, уточнять понимание.

Я быстро научился задавать формально правильные вопросы, ГП на них обстоятельно отвечал, что создавало ощущение соучастия в процессе обсуждения и желание продолжать. Хотя, как я понимаю уже сейчас, из-за отсутствия личного отрефлектированного деятельностного опыта моя эйфория от обсуждений с ГП была очень формальной и потенциально бесплодной.

Так продолжалось до весны, когда «обозначилась» И-69 в Калининграде. Для участия в ней Камилла Васильевна попыталась выстроить некий «фильтр», т.к. было понятно, что съездить в Калининград захотят многие студенты, а ходили на лекции ГП далеко не все из тех, кого она пригласила. В общем, я попал в этот список и поехал – вместе с Юрием Ивановичем Устиновым, Юлей Грязновой (там я с ней встретился впервые), Андреем Борисовым, Сергеем Виноградовым и еще одним студентом – Алексеем (фамилию, к сожалению, не помню).

Игра перевернула все. Причем в ней случился очень четко (для меня) обозначенный поворот, когда я увидел ситуацию следующим образом: или я делаю шаг через какую-то границу, за которой все – по-другому, или отваливаю в сторону во всех смыслах – перестаю активно участвовать в игре, пересматриваю свои отношения с КВ и ГП и т.п.

Восстановить все нюансы той «истории» достоверно сейчас вряд ли возможно, но этот шаг я сделал… Кстати, хорошо помню, что такой момент в игре затронул всю обнинскую группу – Андрея Борисова, Сергея Виноградова, Юлю Грязнову и Алексея.

После этой игры я стал ездить на семинары Щедровицкого в СНИО, но давали они мне чрезвычайно мало – энергетика соучастия была, а (как я уже сейчас оцениваю) деятельностного контекста не было. При этом продолжались его лекции в Обнинске в УМЛ, под руководством Малиновской мы провели игру в студенческом клубе ИАТЭ, позже – с УТЦ Калининской АЭС, и (что для меня очень важно) начал действовать обнинский методологический семинар.

Весь последующий после этой игры этап я бы сейчас охарактеризовал как этап освоения накопленного к тому времени багажа ММК в качестве формального инструментария и тренировка в его формальном (имитационном) употреблении. К тому же очень быстро стало ясно: следующий шаг – это бросить все и начать работать в команде Георгия Петровича (это если тебя туда ещё пустят!).

Работа в методологическом семинаре (для меня самая значимая ее часть – в рамках Сети методологических лабораторий) позволила окончательно сделать вывод: мой методологический багаж не имеет никакой ценности (ни личной, ни, скорее всего, общественной) до тех пор, пока у меня не появится деятельностная привязка. Причем, пример ГП был (и остаётся!) колоссальным раздражителем: важна не просто привязка, прикрепление к деятельности, но важно, чтобы проект (программа), к которому ты привязан, был БОЛЬШИМ. Большим – и с исторической, и с культурной точек зрения. В этой связи: огромное спасибо за работу, позволившую мне сделать этот вывод, всем участникам обнинского семинара и в первую очередь – Юле Грязновой и Камилле Васильевне Малиновской!

Итог: ГП как Учитель, до сих пор являющийся образцом (чем дальше, тем больше!) жизни и поведения интеллигента в России, оставил для меня пустоту, разрыв между мной и горизонтом – разрыв, требующий заполнения и преодоления. И ММК с уже наработанным и проблематизируемым некоторыми участниками сообщества багажом, по крайней мере, дает шанс это сделать, хоть я и понимаю, что один (и даже с ближайшими друзьями и товарищами) сделать это не смогу…

Поэтому – есть попытка дотянуть свой (достаточно частный по исходному замыслу) проект инновационно-ориентированного инженерного предприятия до большого проекта. Соответственно, «вечными» становятся два вопроса: 1) чем отличается большой проект от не- большого? 2) какими средствами (вопрос о методологическом инструментарии) можно удерживать проект как большой?

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44