eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Громыко Нина Вячеславовна

Громыко Н.В.

Я узнала о существовании ММК, игровом движении и Г.П. Щедровицком благодаря моему брату – Ю.В. Громыко. Это произошло, когда я еще училась в 10-м классе. Юра, тогда студент Ярославского университета, приезжая домой к родителям, постоянно привозил магнитофонные бобины с записями игр и семинаров, которые с огромным увлечением расшифровывал и переписывал. Так я впервые услышала голос Георгия Петровича и других методологов. Мой брат столь сильно любил ГП, так был захвачен тем, что происходило в кружке, что мне передалась его вера: мыследеятельностная (далее МД) методология – это то лучшее, что есть сейчас у человечества. Хотя от нашего юношеского романтизма давно не осталось и следа, эта вера у меня до сих пор не поколеблена.

Войти в игровое движение мне довелось только после окончания аспирантуры философского факультета МГУ и защиты диссертации по теме «Проблема свободы в философии И.Г. Фихте (опыт методологического анализа)». Диссертация была нацелена главным образом на то, чтобы восстановить особенности метода Фихте и его деятельностные представления об устройстве знания. Брат, будучи неформальным руководителем моего исследования, предложил мне после защиты диссертации (1989 г.) показать ее В.А. Жегалину и Н.Г. Алексееву. Беседуя с ними, я почувствовала совершенно другой градус интереса к философии Фихте и, в частности, к моей диссертации, нежели тот, что встречала на факультете. Они мне явили другой тип мыслительной культуры и профессионального общения. Так же, как и Юра, они самозабвенно любили ГП, имя которого не сходило у них с языка. Они излучали огромный заряд энергии, черпая его, как я понимала, возле ГП, на методологических семинарах и играх. И мне стало окончательно ясно, что я хочу попасть в ИХ, т.е. методологическое, пространство.

Начиная с 1989 г., я стала регулярно участвовать в ОДИ. В конце 80-х Юрий Вячеславович Громыко (тогда – директор лаборатории психологических проблем управления НИИ управления, экономики и развития образования АПН СССР) вместе с коллективом единомышленников (О.И. Глазунова, Д.Б. Дмитриев, Ю.В. Крупнов и др.) разработал программу – «Образование как средство развития региональных общественных систем». В рамках ее реализации за десять лет в разных регионах России была проведена серия игр, во многих из них довелось участвовать и мне.

В 1989-1990 гг. коллектив лаборатории подготовил проект «Разработка и внедрение деятельностного содержания образования на экспериментальных площадках». В нем было введено понятие деятельностного содержания образования как основы новой образовательной практики, а также понятие экспериментальной образовательной площадки (ЭОП). В 1990 г. такая площадка специально для разработки нового содержания образования на МД основаниях была создана в Москве – общеобразовательная экспериментальная гуманитарно-методологическая школа № 1314 «Проектный колледж». В эту школу вместе с педагогами-новаторами пришли преподавать молодые ученые из лаборатории Ю.В.Громыко, увлеченные МД методологией, в том числе, и я (работавшая в то время в ИНИОНе). Так была разработана и начала апробироваться на практике организационная модель нового типа: школа (педагогическая практика) + исследовательская лаборатория (практико-ориентированная наука, разрабатывающая содержательные принципы, формы и направления экспериментирования). Именно эта модель лежит теперь в основе любой ЭОП.

Мое участие в экспериментальной работе колледжа было связано в первую очередь с разработкой и преподаванием учебных предметов особого рода – метапредметов, интегрирующих в себе содержание традиционных учебных предметов на МД основаниях. Вместе с Ю.Н. Крупновым и Л.Н. Алексеевой я отвечала за разработку метапредмета «Знание». Назначение его – обучение детей универсальным способам получения и употребления знания. Сейчас эта технология выстроена, описана и успешно инновируется в другие школы. В 2001 г. издано мое учебное пособие «Метапредмет «Знание». В нем представлена технология работы с теоретическим мышлением у детей на основе принципов МД эпистемологии. Мною подготовлено к печати еще одно учебное пособие – «Обучение схематизации» (должно выйти в свет в конце 2005 г.). Это – приложение (альбом схем со сценариями уроков) к учебному пособию Ю.В.Громыко «Метапредмет «Знак» (М., 2001 г.).

В двухмесячной стажировке (1991 г.) в Германии, которая состоялась по приглашению Баварской Академии наук, мне посчастливилось познакомиться с другой научной школой и другой деятельностной традицией – с Мюнхенской школой трансцендентальной философии. Первый опыт знакомства с этой традицией я оформила в двух брошюрах: «Мюнхенская школа трансцендентальной философии: историко-философские исследования».– М., 1993, ИНИОН РАН; и «Мюнхенская школа трансцендентальной философии: методологические аспекты». – М., 1994, ИНИОН РАН. Цель этих брошюр – не столько в том, чтобы расширить представления отечественных историков философии о наукоучении Фихте, сколько в том, чтобы донести до участников отечественного методологического (игротехнического) движения суть тех поисков, которые осуществляются зарубежными философами – исповедующими деятельностный подход и развивающими предельно близкую ММК философскую парадигму. Мое участие в философских конгрессах и семинарах, организуемых представителями Мюнхенской школы трансцендентальной философии, с самого начала было нацелено также на то, чтобы познакомить ведущих представителей неофихтеанства (Р. Лаут, Ф. Бадер, Х. Гливицки, Э. Фукс. Н. Гирндт, К. Хан и др.) с деятельностью ММК. Последние мероприятия, в которых я участвовала, решая данную задачу:

Международный конгресс в Мюнхене (2003 г.), посвященный философии позднего Фихте; Международный конгресс «Институциональные практики мышления: когнитивные институты и эпистемические сообщества» памяти Н.Г. Алексеева (Москва, 2005 г.), организованный нашим НИИ инновационных стратегий развития общего образования при Департаменте образования г. Москвы (директор – доктор психол. наук, профессор Ю.В. Громыко); Международный семинар в Дубровнике, посвященный Наукоучению 1805 г. Фихте (2005 г.), в работе которого участвовал и мой брат.

Другая зарубежная научная школа, с которой нам довелось тесно познакомиться – Шиллер-институт, работающий под руководством выдающегося американского экономиста и политического деятеля Линдона ЛаРуша в разных странах мира. Контакт с этой школой также важен для нас в научно-методологическом плане. Шиллер-институт, как никакой другой, преуспел в описании прорывных горизонтов развития современного научного знания.

В настоящее время я возглавляю в нашем институте отдел философской антропологии и эпистемологии. Мой преимущественный интерес связан с изучением процессов трансляции теоретического знания, а также с проблемой введения результатов научных прорывов в содержание образования на мыследеятельностных основаниях, в целом – с развитием МД эпистемологии как подхода.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44