eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Копылов Геннадий Герценович

Копылов Г.Г.

В сентябре 1981 года я, аспирант МФТИ первого года обучения, пришел на первое занятие по «педагогике и психологии» и, войдя в аудиторию, изумился: весь первый ряд столов был занят десятком людей, которые возились со своими магнитофонами. Моя первая реакция: «Что это за шишка к нам пожалует?».

Г.П. Щедровицкий сразу же поляризовал аудиторию: физтехи – известные снобы, и через пять минут кто-то уже яростно бодался с ним. После перерыва осталось треть народа, в их числе и я, но они уже были верными поклонниками Георгия Петровича (курс он читал примерно по «Педагогике и логике»). Во втором семестре он объявил семинар, на котором обсуждались вопросы искусственного интеллекта и системного подхода.

На следующий год группа активных участников семинара, из которых назову С. Попова, В. Головняка и себя начала свой педагогическо-игровой проект со школьниками. А далее мы получили от ГП предложение включиться в подготовительные семинары к игре с МИНГ им. Губкина по теме «производственная практика» (И-21). Там мы встретились с С. Наумовым, Ю. Громыко и П. Щедровицким (старше нас на год-два, они уже были опытными игроками и методологами), Н. Алексеевым, Л. Алексеевой, Г. Харитоновой, В. Авскентьевым, А. Зинченко, Г. Давыдовой. В И-21 мы были участниками, а на следующей – с НИИ Морфлота – уже организаторами рефлексии (оттуда началось знакомство с А. Левинтовым, С. Поливановой, Л. Карнозовой, Г. Александровой, А. Буряком...). На И-24 в Одессе познакомился с Н. Андрейченко и Б. Островским. Далее – «внутренний семинар» и семинар в МИНГ.

После защиты диссертации я перешел (1986 г.) на работу в лабораторию М. Раца (ГП, Т. Сергейцев, М. Ойзерман) и начал участвовать в играх и семинарах ГП, С. Попова – П. Щедровицкого и др. Своих игр не проводил (к сожалению), считая это занятием слишком сложным и ответственным.

В 1990 г. С.Попов предложил издавать альманах, названный «Кентавром». После отъезда Поливановой я стал главным редактором и с тех пор (1994 г.) считаю его издание своим основным делом. Полагаю, что мне удается собирать в нем все самое интересное и живое, что происходит в методологии. В 1998 г. В. Марача, В. Никитаев и я начали вести сайт «Методология в России» (www.circle.ru), сегодня самый полный ресурс методологических текстов в Сети.

Тема моих разработок – методология науки и методология общественных сдвижек. По ней (и некоторым другим) опубликовано около 20 статей, среди них и популярные.

Я разрабатывал и вел авторские курсы по тематике «методология научных революций». В последние годы участвовал в ряде проектов, связанных с работой Министерства промышленности и энергетики (совместно с С. Поповым, А. Зинченко и В. Никитаевым), а также в издательско-социотехнических проектах.

Знакомство с методологией и Г.П. Щедровицким, разумеется, полностью заставило меня «переменить судьбу». В то же время методологом себя не считаю: я издатель методологического журнала, «работник методологической инфраструктуры», популяризатор и редактор. В таком самоопределении я исхожу из того, что методолог, как я полагаю – это очень ответственная позиция, предполагающая жизненное «окаянство», обязательно – хитроумие, социокультурную отвагу, организаторскую квалификацию, а самое главное – возможность обустраивать полную жизнь по собственным «чертежам» без опор на принятые способы стандартного социального житья. Это – позиция, равномощная истории. Таких качеств я не имею, и потому считаю себя некоторой фигуркой сферы методологии (хотя в этом качестве вхожу в самые разнообразные коллективные интеллектуальные конструкции).

Наиболее существенными изменениями в жизни и содержательной работе методологии за тот период, который прошел с моим участием считаю следующее:

- Изменение схем организации (реализации) методологического мышления: от кружка произошел переход к играм, затем к авторским школам и к разнообразным игровым формам (экспертизам, тренингам). Сам я приложил усилия, чтобы создать такую форму реализации методологического отношения, как журнал (и сайт). В последнее время участвую в отработке способов создания «смысловых продуктов», дающих возможность осуществления социокультурных изменений (напр., провокативных книг);

- Изменение масштабов методологического и игротехнического действия (от кружка – к масштабным экспертизам и долговременным проектам);

- Формирование абсолютно новых практик задействования методологического мышления: от консультационных до политических, от «интеллектуального продюсирования» до «гуманитарных технологий»;

- Переход от авторитетной модели существования методологии к политической, многоцентровой (примерно 1988 г.). Связано это было с тем, что ряд учеников ГП начали вести самостоятельные программы. Содержательно это означает сосуществование нескольких версий продолжения и жизни методологии;

- Становление (в самые последние годы) сферы методологии со специализацией: вместо универсальной квалификации «методолог» сегодня различные фигуры функционализируются как организаторы методолого-ориентированных разработок, игротехники, теоретики, популяризаторы, хранители – и собственно методологи.

Важнейшими содержательными сдвижками в методологии (они, кстати, лежат в русле претензий методологии на формирование новой формации непосредственно реализующегося мышления) в последнее десятилетие я считаю следующие:

- освоение игры как одной из базисных форм организации человеческой жизни. Если в 1980-х гг. ОД игра была включена внутрь методологических практик, то сегодня ситуация обратная: способ игры освоен, а методологическое можно вводить туда по мере надобности;

- в рамках тенденции артификации естественно-исторических процессов продолжилось освоение организации и управления, власти, проектирования, самоопределения, схематизации и т.п.;

- отслоение онтологических представлений, развитых в 1950-80-е годы (системных, деятельностных, мыследеятельностных) от собственно методологического отношения. 20 лет назад считалось, что суть методологии – в использовании мыследеятельностного подхода; сегодня понятно, что методологическое отношение может реализовываться на самых различных онтологиях – они, тем самым, становятся малозначимыми. Методологическая позиция сегодня явственно отличается и от игротехнической, и от организаторской, и от философской;

- увеличение разнообразия представлений и понятий «среднего уровня» (термин 1990-х гг.), которыми уверенно оперируют методологи.

Главные современные проблемы:

- инициирование следующего шага сдвижки методологии в виде серии крупномасштабных проектов, что позволило бы втянуть новую генерацию участников;

- освоение современной философско-политической-антропологической проблематики – без этого методология остается «не видна» миру.

Перспективно считать, что методологии еще нет – то, чем она будет (и даже какое она получит название в дальнейшем) зависит от ее продолжений.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44