eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Кузнецов Андрей Анатольевич

Кузнецов А.А.

Впервые с методологией и ОД играми я встретился в 1989 г. первокурсником истфака Куйбышевского пединститута: преподаватель психологии С.И. Гудзовский, в то время активный участник методологических семинаров, привлек меня к игротехнической работе в двух проводимых им ОДИ. Я уже не смогу точно восстановить их тематику, но одна из них прошла в пионерлагере под Самарой и связана была с проблематикой «воспитания гармонично развитой личности».

Особого пиетета перед «методологией» я тогда не испытывал, интерес же был связан с общей устремленностью моего поколения к «переменам», а методология представлялась мне своеобразным движением «неформалов».

Второе свидание с ней относится к 1990 г., когда тот же Станислав Игоревич пригласил меня поучаствовать во «взрослой игре» В.М. Цлафа. Меня увлекла интеллектуальная изощренность «настоящих методологов», но покорило совсем другое – в провинциальном городе меня, рядового студента, методологи подвигали взяться за решение проблем развития всей страны, хотя «ответственными за страну» их никто не назначал. Понимание, что в мыследеятельности нет начальников, что в этом пространстве сомасштабность человека миру зависит от него самого, от его способности ухватить в мысли, в понятиях тот или иной фрагмент реальности, – вот что стало для меня откровением.

И одной из самых важных в моей жизни точек «перехода» стала встреча с Г.П. Щедровицким на игре, заказанной в том же году Тольяттинским политехническим институтом. Там я увидел всю команду будущих «главных тольяттинских» методологов: А. Зинченко, С. Крайчинскую, Ю. Луковенко, В. Никитина.

Игротехником в нашей («студентов») группе был парадоксальный Юрий Луковенко, который, несмотря на все мои протесты, буквально вывел меня к доске с невероятно сумбурным докладом о «чистом содержании образования». Разумеется, меня публично высекли участники игры, а спас Георгий Петрович, чье харизматическое обаяние произвело на меня сильное воздействие еще в ходе его установочного доклада. Однако короткое личное общение с ним у доски и эксклюзивный урок рефлексии ни с чем не сравнимо, и с того момента образ ГП стал для меня образцом, как я сказал бы сегодня, «совершенного человека». Тогда-то и случилось принятие мною принципов рефлексивного и проектного отношения к деятельности как основы для осмысленного и ответственного подхода к любому делу.

На той игре произошло еще одно событие. Гудзовский в своем докладе обвинил методологов в игнорировании нравственного аспекта жизни: не приведет ли путь методологической рационализации, спрашивал он, к абсолютному произволу над человеческим материалом, к верхоглядству над всеми «непосвященными». И что-то в последовавших обсуждениях побудило меня отделить ГП от его же сообщества, а вопрос о соотношении гуманитарности и технической изощренности и сейчас остается для меня вопросом, над которым я размышляю по ходу своей деятельности.

Под влиянием методологии была сформулирована тема моей дипломной работы «Психотерапия как социокультурный феномен»; в этом моем первом исследовании я открыл для себя Мишеля Фуко и мир современной европейской мысли.

Сразу же после получения диплома (1993 г.) я стал преподавателем истории Международной Академии бизнеса и банковского дела в Тольятти, проект которой годом раньше начала разрабатывать большая группа методологов во главе с А. Зинченко. Никогда – ни раньше, ни позже – я не был участником такой интеллектуальной и коммуникационной плотности, такого эмоционально-творческого подъема. К периоду становления Академии как учебного учреждения нового типа относится мое систематическое методологическое образование, которое ввело меня в область методологической культуры, текстов ГП и других методологов, при этом я испытал огромное влияние А.П. Зинченко и В.А. Никитина.

В 1993-1998 гг. я участвовал в разработках методологической концепции гуманитарного образования и проектировании новых учебных курсов – «Историко-культурное сопровождение проектных работ», «Историческая аналитика», «Культурология и культуротехника», «Историография для управленцев» и др.; тогда же руководил кафедрой гуманитарных дисциплин Академии. Под влиянием Владимира Африкановича, которого считаю своим непосредственным учителем в методологии, взял тему методологии истории и культуры, которую разрабатываю уже почти десять лет.

С тех пор мною написано около 20 статей и два учебника («Историческая аналитика» и «Практикум по культурной антропологии»), проведено диссертационное исследование по теме «Историческая культура управленца»; получив достаточно большой опыт педагогического и организационного консультирования в ряде учебных заведений Тольятти, сегодня я преподаю историю и культурологию в Тольяттинской академии управления. Последние несколько лет занимаюсь философско-антропологической проблематикой («Антропология постисторизма и антиисторизма»), стараюсь быть в курсе последних новинок методологической прессы. Среди методологов, которые наиболее близки мне по духу и тематике, выделю О. Генисаретского, В. Никитина и С. Смирнова.

К собственно методологическому сообществу, несмотря на близкий контакт с методологами, себя не отношу, хотя не считаю его закрытым клубом для сверхрафинированных интеллектуалов. Значимая для меня методология ─ это духовная школа ГП, принципы, которые он сформулировал и воплотил в своей жизни.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44