eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Ланганс Елена Геннадьевна

Ланганс Е.Г.

Первая встреча с методологией в лице Г.П. Щедровицкого произошла где-то году в 86-м. Пригласили его в наш политехнический институт мой товарищ по философскому факультету Владимир Кондрашкин и Виктор Христенко, которые в ту пору трудились в лаборатории деловых игр, побывали на ОДИ и некоторое время вели семинар, где читался и обсуждался «кирпич».

По легенде, на трапе самолета кто-то рассказал Георгию Петровичу, что Челябинск – это город потомков вохровцев и зэков. Этот анекдот имел последствия. Выступление ГП вызвало скандал: все приличные преподаватели и сотрудники института были возмущены. Что именно говорил он, я уже не помню – что-то про игры и методологию. Вроде бы все вполне нейтрально, но аудитория постепенно накалялась. А мне было весело, я понимала, что Георгий Петрович слегка задирает публику. У него получилось. На следующий день в партком института выстроилась очередь из жалобщиков. Ректор отреагировал адекватно: Г.П. Щедровицкому запретил впредь появляться в политехе, а всем сотрудникам – участвовать в ОДИ. Так что когда Кондрашкин получил следующие приглашения на игры, поехали сначала Андрей Реус, а затем я.

К тому времени я пару лет преподавала марксистко-ленинскую философию в музыкальном училище, куда попала через райком партии, иначе на работу не брали. Секретарь по идеологии весьма серьезно предупредил меня об ответственности дела воспитания молодежи вообще и богемной молодежи в частности. В общем, мне предстоял ну очень долгий путь «до рассвета». Такими словами отвечал один из преподавателей УрГУ (где я училась) на вопрос студентов, почему в стране все так абсурдно устроено: «перед рассветом всегда темно», цитировал он старую поговорку.

Конечно, на игре я испытала потрясение. Жизнь по содержанию, т.е. уход в чтение умных книжек, была моей давным-давно. Но работа по содержанию, как бы творчество, которое происходит на глазах, ad hoc, совершенно загипнотизировала меня. Этому на философском факультете нас не учили! Думаю, не учат и сейчас. Это был Театр Мышления и в смысле подлинности, и в смысле зрелищности.

Далее все складывалось стандартно. После участия в нескольких играх, я вошла в игротехническую команду ГП, увы, его последнюю команду. Затем по приглашению Александра Зинченко и Светланы Столяровой работала в Академии Бизнеса и Банковского дела в Тольятти (ныне Тольяттинская Академия Управления). Потом был большой перерыв.

Сейчас преподаю философию опять же богемной молодежи, возобновились контакты с Тольятти. И до сих пор отвечаю на те вопросы, которые ставил Георгий Петрович, которые ставят его тексты. Тем и движима «по содержанию». Что касается перспектив СМД методологии, то, на мой взгляд, обсуждать их с полным основанием мог только один человек. Он же и задал перспективы очень многим людям и всему методологическому движению в целом.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44