eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Анисимов Александр Гиреевич

Анисимов А.Г.

Попал я в методологию неслучайным образом. С первого курса исторического факультета МГПИ им. В.И. Ленина, где я учился в 1976-81 гг., узнал через НСО о существовании некоего привлекательного интеллектуального «монстра» – методологического движения. В 1977-78 гг. впервые участвовал в прототипе будущих выездных семинаров по методологии, который П.Г. Щедровицкий проводил в Подмосковье на летней базе МГПИ. Сохранив интерес к методологии, на 3 курсе института я начал посещать лекции Г.П. Щедровицкого в Институте психологии.

Влюбился в методологию, но ненадолго. Посещал различные самодеятельные методологические кружки, любил обсуждать за рюмкой азербайджанского советского портвейна методологию истории, изложенную у Б.А. Грушина. Жил в пространстве молодежной студенческой методологической тусовки целых два года. Она имела свою собственную этику и эстетику не только мысли, но и отношений между людьми, которая в молодежном варианте ограниченного теоретического насилия мне тогда очень нравилась. Методология приобретала статус самостоятельного отчасти протестного образа жизни, существующего параллельно остальному социальному бытию.

Весной 80-го понял, что от любви, даже к методологии, люди могут сходить с ума – тем более, от неразделенной. Понял это, посетив ряд параллельных ММК московских кружков, в которых участвовали маститые методологи со стажем. Высокая планка требований к мышлению привила мне культуру промысливания и организации своего мышления и своей и групповой деятельности, которая позже мне оказывала незаменимую помощь. Однако внедряемая старшими по методологическому сообществу культура контроля над мыслью начинала задавать ощущение владения формой, а не содержанием. Если «взрослые» наполняли свои размышления философским, естественнонаучным и историко-философским содержанием, то я оставался только восхищающимся отпрыском от методологии, зависшим в «пространстве чистого мышления».

Юношеская амбициозность наставила меня, как я тогда считал, на путь продвижения к высотам отцов-методологов. В один из осенних вечеров 1980 г. меня «пробило» – нужно заняться методологией истории и новейшей истории (позже пришло в российскую науку слово – политология) и попробовать в дипломе провести апробацию «щедровизмов» на конкретном материале новейшей истории. И уже в 81-м защитил с отличием дипломную работу о партийно-политической работе Германской компартии (ФРГ), где в ведении впервые системно изложил для «официального прочтения» ММКовское понимание предмета исследования. Профессура исторического факультета МГПИ снисходительно отнеслась к моему, как они называли «методологическому опусу», и я получил «отлично».

Позже последовала работа в средней школе, в издательстве, в комсомоле, потом в Правлении Всесоюзного общества «Знание». Сменив 4 рабочих места за 7 лет, я прошел быструю социализацию. Получил организационно-чиновничьи навыки, начал интенсивно ездить в командировки, расширил свое «сознание» и знание о Советском Союзе.

В годы горбачевской «оттепели» как и другие (каждый в меру своих представлений и амбиций) сделал очередной шаг к воплощению в жизнь юношеской мечты. Решил стать дипломатом – и поступил (1989 г.) в очную аспирантуру Дипломатической академии МИД СССР. Поставил задачу – создать новую методологическую школу в исследовании, проектировании и стратегировании внешней политики и международных отношений.

В конце 1989 года вернулся к участию в деятельности методологического сообщества как эксперт встающей на ноги Школы культурной политики, основанной и руководимой П.Г. Щедровицким. Активно участвовал в образованческом процессе, который, конечно, бумерангом сильно повлиял на развитие моих взглядов и требований к интеллектуальному творчеству. В отличие от доперестроечного кружкового периода теперь в методологическом институте, которым являлась Школа, присутствовал дух социально-прикладной методологии. И я вместе с ней проходил этот сложный поворот – от кружка к школе, от школы к экспертно-консультативной структуре, от игры и экспертно-консультативной структуры к центру стратегических исследований. Я был соучастником социализации методологии, соучаствуя (до сих пор), по сути, в исторического значения процессе окультуривания социально-управленческого мышления и социализации ММК-методологии.

Считаю, что этот процесс еще далеко не закончился. На нынешнем этапе мои сверстники, Отцы и выпускники Школы, пробуют завоевывать статусные позиции в корпоративных структурах крупного бизнеса, начинают атаковывать стратегические высоты государственного управления и обслуживать политические процессы.

Я не был исключением из правила. В Дипакадемии мне удалось написать и защитить добротную диссертацию «Германо-германские отношения: 1970-90 годы», в которой, используя методологические знания, охватил анализом фактически докторские временные рамки, выявил онтологические предпосылки и механизмы интеграционных политических процессов в Европе на примере германского объединения.

По завершению учебы в Академии (1993 г.) я получил возможность использовать мои предметные и методологические знания и умения в практическом плане в Департаменте международного сотрудничества Аппарата Правительства РФ (1993-1998 гг.), затем в Аппарате Совета Федерации (1998-2002). В 2003 г. перешел работать в Нефтегазовую компанию «ИТЕРА» заместителем директора департамента по связям с государственными и общественными организациями.

Последние 5 лет параллельно своим официальным обязанностям участвовал в деятельности методологического сообщества (в ЦСР «Северо-Запад» в ранге заместителя научного руководителя (2000-2001 гг.) и общественно-политической жизни (членом Координационного комитета российско-германского «Петербургского диалога», советник М.С. Горбачева; 2001-2002 гг.).

В настоящее время: кандидат исторических наук по специальности история международных отношений; дипломатический ранг – первый секретарь первого класса, государственный советник 2-го класса; профессор МГИМО (У) МИД России, где читаю авторский курс лекций: «Стратегия внешнеполитического планирования (проектирования)», в котором использую методологию «в версии» ММК для стратегирования внешнеполитической деятельности.

Основные публикации:

О внешнеполитической доктрине России. – Парламентский Вестник, № 10, 1994 г.

Регион в аспекте международных отношений. – Международная жизнь, № 6, 1995 г.

Калининградский эксклав: смена социально-политических ориентаций как прорывная стратегия. - Российский Региональный Бюллетень, т. 4, № 1 – «Институт Восток-Запад», 2002 г.

Мировой долларовый кризис: европейский аспект – в кн.: Крах доллара – прогноз на ближайшую и среднесрочную перспективу. М., 2001 г.

Становление инновационного общества. 28 февраля 2005 года, http://stra.teg.ru/lenta/innovation/2094/

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44