eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Лобанов Владимир Викторович

Лобанов В.В.

Через одноклассника я входил в обширную компанию физтехов (сам после 4-х лет в Горном и 3-х в Институте управления закончил Литературный институт). По тогдашним обычаям мы обменивались литературой, информацией, где что происходит, так я узнал о методологическом семинаре. Кроме того, мы выпускали рукописный журнал «Дилетант». Посещали семинары Бестужева-Лады и др. Однажды я забрел на семинар методологов на Моховой. Посидел, послушал, не зацепился. В каком году, не помню, но в древнем.

Много позже в своей же компании узнал об играх, И. Задорин порекомендовал мне съездить, посмотреть своими глазами. Так я попал на игру к А. Левинтову. Это была большая удача для меня. Во-первых, сама игра: она была мне органична и очень эффективна как практика образования, а именно образование было тогда моим главным интересом и занятием. Во-вторых, Александр Евгеньевич в конце игры предложил мне поработать в его команде. А в-третьих, именно его манера работы (это выяснилось после того, как я побывал на играх других лидеров) оказалась для меня хороша.

Так я вошел в игротехническое сообщество, где понимание методологии, владение хотя бы базовым курсом было знаком качества твоей игротехнической квалификации и даже лично тебя самого. Съездил на конкурс С. Попова в Питер, после которого был приглашен и на игры игротехником, и на семинары учеником. При всем известном занудстве, было безумно интересно. Кроме того – важно для меня, поскольку я ринулся в эту деятельность и игротехничил напропалую. Хотелось получить квалификацию, хотелось понять. Важно было мочь ответить…

… тем, с кем я работал как игротехник;

… тем, кто меня пригласил и облачил полномочиями;

… самому себе, что я здесь делаю (помимо заработка)?

Наиболее остро передо мной как игротехником стоял вопрос, звучавший примерно так: «ты, умник, сам-то можешь что-нибудь сделать, кроме анализа своих действий и копания в своей жизнедеятельности»? Постепенно этот вопрос привел к выходу из игротехнической жизни, после чего я наломал дров, наделал долгов, но таки построил бизнес с нуля. В этом году моей фирме десять лет.

Менее остро стоял вопрос об отношениях с методологией. Я как-то двигался в рамках игр и семинаров С. Попова до момента, который помню очень хорошо.

Семинар (на Цветном бульваре). Я уже не могу дольше быть слушателем, я понимаю, что говорится, я могу выйти и проделать мыслеречевые движения так, что не буду сметен, как крошка со стола. Но все мои попытки продумать выступление так, чтобы вписаться в обсуждаемое, не начать нести несусветицу, и в то же время ухватить и выразить то, что меня реально интересует, приводят к пониманию, что это невозможно. И что я не случайно не зацепился когда-то на методологическом семинаре в исторически былые времена. Пользуясь интересным понятием М. Мамардашвили – я не апропо тогда и там. И это открытие поставило вопрос о выходе из деятельности.

В отношениях с самим собой вопросы стояли совсем не остро, но и не объедешь... Меня вели два сюжета. Помимо собственно образовательного процесса (вновь везение с Левинтовым: в его команде была идеальная в этом плане ситуация), мне важно было построить понятие образования, чтобы осмысленно двигаться в этом сюжете. В качестве заключительного аккорда я провел в Калининграде пятидневный семинар с директорами школ по понятию образования. На пятый день у меня самого стало появляться какое-никакое видение... Через небольшое время в нашей физтеховской тусовке я объявил, что закончил свое образование. Был, естественно, предан обструкции. Услышал много интересного про образование, про себя и т.д. Но я тогда был борзым игротехником – не прошибешь. Завершение интереса к образованию как к понятию и как к процессу в себе тоже поставило вопрос о том, что пора завязывать с игротехникой.

Итак, все сходилось к тому, что как бы ни была притягательна игротехника, а пора уходить. Тем более, что сама она становилась на глазах не апропо – жизнь уже ставила на ребро всех без нашего игротехнического вмешательства.

Максим Ойзерман посетовал, что на играх времен игротехнического шабаша не уделялось внимания психологической поддержке людей заказчика. Присоединяюсь, добавляя, что и защите самих игротехников не уделялось никакого внимания. Игротехника –инструментарий обоюдоострый. Декларации о необходимости личных целей на игру быстро ушли в корзину, и все чаще стали встречаться обезумевшие игротехники, подсевшие на ситуацию явного коммуникативного преимущества, ничем не подкрепленного, ничем не осмысленного, кроме заработков и почесывания собственной паранойи. Я ушел, когда еще все работало, но было очевидно, что вместо ОДИ становятся нужны тренинги, для проведения которых нужны не игротехники, а специалисты; что нужны эксперты, в каковом качестве игротехники выступать не могут; что теперь уже распредмечивание не продвигает людей, а люмпенизирует; что наступает время технологий и личной искусности и т.д. Боюсь, что игротехническое движение схлопнулось просто потому, что перестали заказывать и платить, а это есть оценка рефлективных и мыслительных возможностей.

Еще с одной оценочной ситуацией, на этот раз через вопрос «что ты делаешь?», я столкнулся недавно. Нас, коллег-предпринимателей в профильной ему сфере, собрал министр субъекта РФ. По тому, как он вел, мне стало ясно, что он побывал на играх, а по другому признаку я понял, кто именно из методологов его натаскивал, Я, признаться, получил удовольствие и от того, что он говорил на нашем языке, и от самого факта встретить такое среди государевых людей. Но организация, которую он возглавлял, когда общался с методологом, и которую курирует и поныне, представляет собой очень мощную машинку по распилу бюджета (точка!..). В последнем разговоре с Левинтовым возник тезис, что игротехника уместна только в сфере образования.

Когда в свое время я почувствовал монотонность работы в позиции игротехника, сфокусировал внимание на позиции автора/ведущего игры, теоретически методолога. И наткнулся на неизбежное лукавство. Есть как минимум два вопроса, которыми несложно опрокинуть игротехника, не говоря уж про неофита: «с чего ты это взял?» и «ты как кто тут?». Эти вопросы требуют времени на анализ и рефлексию, а игра-то проходит в режиме реального времени. Ведущий неизбежно принимает решения и совершает действия «от живота», по тому, как ему запричудилось… И в лучшем случае к вечерней рефлексии он задним числом сможет ответить на «проклятые» вопросы, что, собственно, и отличает принципиально игру от методологического семинара, на котором культивируется искусство «стоп» – ни шагу поперед рефлексии. Таким образом, ведущий игры методологом является только теоретически. Или по званию. Имею в виду частое несовпадение в армии звания с должностью. В армии это нормально, в методологическом сообществе – пошлость.

Комментарий А. Левинтова:

Лукавство распространяется и на всю методологию. Мышление предполагает отказ от субъектности, поскольку мысль возникает в коммуникации между субъектами, а не в них самих. Мышление и коммуникация – самая демократическая форма человеческого существования. Однако в практике методологии я не ни разу не встречал добровольного отказа от авторства в пользу коллективной мыследеятельности, при этом постоянно сталкивался с ожесточенной и непримиримой борьбой эгоизмов за лидерство, приоритет и авторство, даже спустя двадцать лет после разрыва отношений. Методология – это авторитарные деспотии под знаменами коллективизма и демократии. С этической же точки зрения, пользуясь понятийным рядом Лефевра, методологи – типичные герои второй (нехристианской) этической парадигмы, призывающие остальных к святости в первой парадигме.

Я провел три игры и почувствовал, что наигрался. А заделавшись предпринимателем, столкнулся с тем, что игротехнические навыки системно приводят к дорогостоящим ошибкам, и был вынужден прилагать усилия, чтобы избавиться от них. Тем не менее, что-то осталось, и я заметил, что последние год-два сталкиваюсь с агрессивной реакцией на проявления этих игротэатавизмов. Выделил это совсем недавно. Интерпретаций пока нет.

В сухом остатке игротехника дала мне яркий период жизни, образование, развитие склонности и навыков перекатывания понятий по извилинам. Еще не закончил размышлять о беспечности и снобизме – ощущаю дефицит и того, и другого и в себе, и в своем окружении. Свежее увлечение – рассматривать нынешнее время как наступление эпохи постпорнографизма, сменяющей постмодернизм.

Методолог из меня не вышел по одной из двух возможных причин: во-первых, это не мое; во-вторых, методолог, как это понимается последние лет двадцать в сообществе, сформированном-таки играми, всего один. Возможно ли назвать методологами таких отцов-основателей кружка, как Зиновьев или Мамардашвили? Правильно ли называть методологами тех, кто погружался в методологию, уже участвуя в играх? И как относиться к свидетельству М. Ойзермана о том, что Сам признал своим учеником всего одного человека???

Прочтя половину первого тома «ММК в лицах», с удивлением и сожалением ничего на эту тему не обнаружил…

P.S. Удобнее считать, что методолог был всего один. Это означает, что не только он есть методолог, но и методолог есть он. И всякое его действие по определению есть действие методолога.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44