eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Пинский Анатолий Аркадьевич

Пинский А.А.

Педагог по образованию, основатель и затем директор Московской вальдорфской школы (1992-2005), советник министра образования РФ (2001-2003), создатель Московского ансамбля идишской песни «Дона» (2004), в настоящее время (2005) директор проектного образовательного центра Высшей школы экономики.

Впервые увидел Г.П. Щедровицкого на семинаре в Институте психологии (т.н. «давыдовский институт») Академии педнаук в 1978 г., а познакомился с ним лично и начал нередко общаться спустя шесть лет. Начало этому контакту положил А.М. Юркевич, тогда зам начальника ЦСКА, член семинара Щедровицкого в начале 80-х. В тот же период возникло сотрудничество с Ю.В. Громыко: мы вели методологизированный семинар в ЦСКА, затем стали проводить первые образовательные ОДИ. В начале 1985 г. был приглашен Георгием Петровичем в кружок и в т.н. «внутренний» семинар, который тогда шел на квартире С.В. Поливановой. По предложению ГП работал по тематике: аналитическая философия, феноменология, Витгенштейн, Гуссерль, игра как таковая. Тогда же возникло общение с О.И. Генисаретским. Участвовал в одной из ОДИ, проводимых ГП лично. Вышел из семинара в конце 1986 г.

Считаю, что ГП весьма значительно повлиял на формирование моего мышления и некоторых жизненных, ценностных установок. Некоторые методы, освоенные в рамках методологических семинаров и игр, применял в текущей работе над образовательными проектами.

Хотя методология ММК уступает масштабу и охвату личности самого основоположника, она является уникальным и интереснейшим феноменом философии и культуры в целом.

Однако ко всему этому кругу вопросов (о методологии ММК, о ее судьбах, содержании, значении и проч.) вполне можно отнести высказывание ГП, которое он как-то сделал на предмет моих попыток «объективации содержания» аналитической философии: «Толя, чего вы все пытаетесь найти какой-то псевдообъективный смысл в этой аналитической философии? Все пытаетесь объективировать ее какое-то культурное содержание и значение – как там, мол, было по существу. Я вам скажу: ничего там не было особенного, как, впрочем, и везде. Было скучно. И со всеми вашими сферами точно так же: скучно там, и все. А вот появился Витгенштейн, и стало не так скучно. А потом снова будет скучно. И иначе не бывает»…

Полагаю, что для методологии, в ее канонической версии 2-й половины ХХ в., был бы полезен некоторый метаморфоз: во-первых, во внутреннем изжитии «родовой травмы марксоидного происхождения» (Генисаретский) и, во-вторых, в становлении «мягкой» методологии, сохраняющей логическую четкость первоисточника, но снимающей изначальную жесткость методологического дискурса, особенно устного и поведенческого. Энтелехия свободы – ключевая и фундаментальная для этоса и содержания методологии – была в ее рамках раскрыта явно лишь в первоначальном и порой чуть в деформированном виде. Когда и кем подобный метаморфоз мог бы быть совершен – неизвестно.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44