eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Зубарев Геннадий Гаврилович

Зубарев Г.Г.

После морских скитаний я решил осесть на берегу, пошел работать преподавателем в Клайпедскую мореходку, где собрался молодежный коллектив талантливых преподавателей. То время было одним из лучших периодов моей жизни. Мы много работали, пытались расшевелить консервативную систему профессиональной подготовки, пытались организовать обучение в виде деловых игр, применяли т.н. формы активного обучения, но системы не создали.

Затем я переехал домой в Калининград и стал работать в политехникуме, хорошем советском учебном заведении, где готовили добротных специалистов среднего звена.

Были в политехникуме яркие личности, которые работали с удовольствием, интересно, применяли (кроме традиционной урочной формы) лекционно-семинарский метод (Шейн-блит А.Е.), формы и методы активного обучения, но в основном шла обычная работа по подготовке специалистов. А в середине 80-х гг. появилась К.Я. Вазина, которая попыталась всю эту консервативную систему расшевелить. Она запускала в разных регионах страны коллективную мыслительную деятельность (КМД) – игры с проблематизацией, самоопределением, распредмечиванием, анализом ситуации и т.д. Хорошая встряска для любителей спокойной жизни и хорошая поддержка новаторов. Несколько уроков в режиме КМД провел и я, учащиеся откликнулись с большим интересом – вместо объяснения материала, иногда не очень интересного, начиналось самостоятельное познание нового.

Кроме того, я преподавал во Всесоюзном ИПК руководящих работников рыбного хозяйства. У меня была хорошая теоретическая подготовка (Калининградский технический институт), 5 лет работы в море на судах загранплавания, 7 лет преподавания в Клайпедской мореходке. Не желая терять этот опыт и возможность работы с механиками-практиками, которые по опыту работы были выше меня, я организовал с ними в ВИПК обмен опытом, а не чтение лекций. Совместно со слушателями мы анализировали выходы из строя элементов судовой энергетической установки, делали выводы, находили решения и предлагали рекомендации, как действовать в таких или подобных аварийных ситуациях. В ВИПК я познакомился с А.П. Шинкаренко, который мне сказал, что в Калининграде проводится игра, аналогов которой не существует.

Так в 1987 г. я попал на ОДИ по передаче опыта. Она меня потрясла: все было настолько необычно, что поначалу я мало что понимал, тем более что методологи и игротехники говорили на чуждом мне языке, но из игры не вышел, и в отдельные моменты, «прозревая», понял, что такую мощную интеллектуальную работу такого количества людей я вижу впервые.

Прожитые на игре десять дней дали мне мощный импульс для переосмысления своего места в жизни и системы профессиональной подготовки молодежи.

И когда к нам в политехникум прибыл первый замминистра высшего и среднего специального образования РСФСР с представителем ЦК КПСС и зав. отделом науки обкома партии Калининградской области, было решено (в беседе с заместителями директора я высказал несколько соображений по изменению системы профессиональной подготовки специалистов среднего звена) провести выборы директора – наш уходил на повышение. После того, как разработанная мною программа развития политехникума была признана лучшей, директором избрали меня.

В этом качестве туго мне пришлось с партийными властями – они слабо понимали меня и мою самостоятельность. Но механизм окаянства (любимое словцо Георгия Петровича) во мне был уже запущен.

А в 88-м пришел ко мне В.В. Жаворонков, выпускник философского факультета МГУ. С этого и началось изменение всей жизни политехникума.

Направляя на ОД игры наиболее продвинутых преподавателей и сам в них участвуя, я поделился с Владимиром Владимировичем своими впечатлениями от них. Он оказался наиболее способным, с моей точки зрения, к восприятию и пониманию сути игры и вообще подхода ГП. После нескольких игр мы с Жаворонковым организовали даже педсовет в форме ОДИ.

Для многих преподавателей это был удар, но жаловаться им было некому, а я продолжал проводить педсоветы в той же форме, обсуждая такие, например, темы: «Как сформировать новый рынок образовательных услуг?», «Имидж колледжа», «Проектирование и запуск новой специальности», «Лицом к студенту», «На каких условиях жить будем?», «Организация индивидуальной работы студентов», «Профессиональное развитие преподавателей и сотрудников КТК», «Утверждение базовых ценностей и норм КТК и определение путей их формирования», «Психолого-педагогическая поддержка преподавателей и студентов», «Установка на проектировочную работу в колледже», «Научить учиться», «Моделирование профессиональной деятельности и формирование профессиональной культуры».

В итоге сформировалась группа новаторов, которые запустили механизм перевода политехникума в колледж. Были разработаны идеология, философия колледжа, переработаны учебные планы. В 1991 г. он был преобразован в колледж, а годом позже мы изменили и его структуру: вместо отделений организовали факультеты, вместо методических комиссий создали кафедры. Появился экстернат для первокурсников, которые за первый год осваивали программы 10-го и 11-го классов школы, после чего сдавали экзамены за школу и получали аттестаты. Появился предмет «Введение в специальность», где за первую неделю новобранцы знакомились с документами, которые будут регламентировать их деятельность, с преподавателями, с кабинетами и лабораториями, где они будут учиться и работать. Все это способствовало их самоопределению; к тому же, мы создали возможность перехода из одной специальности на другую.

Но самым важным «сухим остатком» стала организация проблемно-исследовательской лаборатории (сейчас лаборатория образовательных технологий), которая в режиме семинара бывших участников ОДИ и семинаров П.Г. Щедровицкого разрабатывает и реализует разные проекты развития КТК. Сейчас мы работаем над компетентностным подходом в модульном обучении.

Немного эмоций. Мне в жизни крупно повезло – я встретил Г.П. Щедровицкого: многого из того, что сделано в Калининградском техническом колледже, без идей и разработок Георгия Петровича просто не было бы. Сегодня же команда лаборатории работает на опережение в профессиональной подготовке молодежи и в ее развитии, а потому и мне как директору колледжа работа – в удовольствие.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44