eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Философия как социальное действие

И.Е. Винов
Загрузить полную версию (word) [123 Кб] (zip) [27 Кб]

(зарисовка неологизмов «личности»)

ПРЕАМБУЛА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ В ПОДХОДЕ

Компаративные исследования предполагают выход в метапозицию и создание метаязыка по отношению к тем или иным объектам, понятиям и текстам.

 Пространство, в котором таковые возникли, по преимуществу, научно-методологическое удерживающее в поле зрения не мир как объект, но его познание. Однако сегодня (особенно, если объектом исследования выступают философские и методологические системы) сопоставительный анализ, как правило, фундируется не на гносеологическом, а на философско-методологическом основании. Именно язык и мышление в языке, то есть дискурс (как способ мышления в языке и речи), выступают  в качестве предмета такого рода исследований. В определенном смысле, компаративные исследования, высвечивают границы системного подхода (выявляя системность как принцип познания в той или иной его модификации) и создают базовые основания для формирования эпистемологии, уже в ее контексте занимая служебное положение и обретая прикладной характер.

Таким образом, компаративное исследование может осуществляться и как один из модусов научной методологии и как  элемент эпистемологии.

 Наконец, в собственно философском плане компаративное исследование  имеет смысл лишь в том случае, если объектом сопоставления и анализа являются концепты и концептуальные персонажи, а само исследование ориентировано на выявление новых возможностей философского дискурса при обращении к той или иной онтологически значимой проблеме.

Настоящий доклад артикулирован, прежде всего, в философском плане, поскольку объектом исследования выступает человеческая личность в регистре ее возникновения и исчезновения, формирования и реализации. При этом личность понимается в данном контексте как форма бытия, устанавливающая собственные основания существования и реализующая таковые в деятельности; личность как способ экзистенциально-креативной и рекретаивно-онтологической самореализации коррелятивна такой категории как ЦЕЛОСТНОСТЬ. То есть креация в онтологическом плане, как форма реализации мира на личностном основании, не может состояться «без» и «вне» рекреации, то есть очистительного (по сути аскетического) поступательно-возвратного движения, онтологически переосмысленного «вечного возвращения».

Таким образом, целостность и личность находятся во взаимоподчиненном отношении. Личность обеспечивает конституцию и сам объект целостности, а целостность формальную адекватность осуществления личности. Уточняя эту понятийную конструкцию и предваряя ход исследования, обозначим личностный регистр как обеспечивающий содержательную онтологию, а целостный – формальную.

Уже на базе этого диалектического взаимодействия указанных категорий понятие личность лишается значения субстанциальности, присущего ему сегодня в обыденной речи, и обретает процессуально-событийный характер. В целях избежания смысловой путаницы мы вводим вместо личности категорию личностности (по аналогии с целостностью в ее отличии от целого и цельности).     При этом целостность осуществляется на базе рефлексии системы как теоретико-методологического принципа организации научного мышления и посредством системомыследеятельностного подхода как особой формы методологического самосознания, по сути, базового основания методологической феноменологии. Разумеется, понятие целостности в силу тезисного формата не высвечивается здесь содержательно и определяется лишь на фоне прочих понятий без надлежащей феноменологической прорисовки (что и будет осуществлено в ходе докладе).  Уже в понимании целостности, как регулятивного, личностности, как конститутивного принципов осуществления феномена Человек формулируется и сам подход как целостно-личностный. Системность же в установленном контексте выступает в качестве принципа опосредования личностного начала тем или иным способом осуществления (что ее качественно отличает от понятия системы как формы предметного воспроизводства самого способа, то есть системности) и различающего конфигурирования целостности.   При этом системность выступает как парадоксальное понятие, своего рода кентавр объекта и предмета, обеспечивающего, с одной стороны, связь мышления и деятельности, а с другой, мышления и бытия, а в данном случае формирующего проект разработки целостно-личностного подхода.

Возможно ли создание адекватных условий для возникновения личности? Возможно ли целевое формирование личности и оперирование целостными объектами (которые являются по сути экземплификатами личностности и конфигурациями целостности)? Возможно ли создание методологии и технологии личностности? Наконец, возможно ли осуществление целевого перехода чистого мышления в мыследеятельность, своего рода перемычки мышления и мыследеятельности, но прежде этого, перехода-перемычки бытия  и мышления? Таковы главные вопросы, на которые мы пытаемся   ответить в контексте исследования и отчасти настоящего доклада.

Посему собственный подход мы снова-таки формулируем как целстно-личностный, то есть, использующий уже существующие методы и подходы рефлексивно на уровне инструментальных средств, в рамке постановки и решения указанной проблемы. Таким образом, понятия личностности, системности и целостности, с одной стороны,  составляют категориальный каркас нашей исследовательской деятельности, а с другой, сами, в ходе исследования выступают в качестве его объекта.

В установленном контексте особое внимание мы уделяем также соотнесению метода и объекта в различных смысловых контекстах. Именно выявление, сопоставление и соорганизация разных методов и онтологических картин по отношению к единому и сложному объекту (одно из Имен, которого Истина) является одним из базовых заданий при оперировании таким феноменом как «человеческая личность».

Роль и значение таких авторов как Г. П. Щедровицкий, Ж. Лакан, М. Хайдеггер и Ж. Делез по отношению к данной теме вполне очевидна. И Щедровицкий и Лакан и Хайдеггер и Делез преодолели мировую инерцию метафизически опосредованного мышления и каждый на своем материале указали горизонт новой онтологии и невозможность мыслящего человечества вернуться к  гарантированной объективации (каким бы образом она не полагалась: абсолют, форма, эйдос, понятие, деятельность… наконец, cogito). По сути, настоящие мыслители произвели трансцендентальную ревизию своего времени и развернули философию от метафизики и наукоучения к ее собственным истокам – мышлению предела мышления в истоках трансцендентального возникновения. Категория «трансцендентального» при этом берется в качестве начала самого философского, никем и ничем не гарантированного существования, начала, которое подтверждается лишь одной ценой – личностным смыслом существования.    Поэтому ни о какой логоцентрической тенденции и онтологическом редукционизме здесь и речи быть не может. Настоящий тезис, безусловно, требует особого раскрытия, во-первых, в плане традиционного отношения мышления к деятельности и бытию, во-вторых, в плане отношения знания и познания к пониманию. В контексте исследования мы испытываем концепты настоящих мыслителей в перспективе переосмысления феномена Человек, базовыми определениями которого выступают категории целостности, личностности и системности.

Настоящий доклад является лишь первым этапом и одним из модусов исследования. (тезисный план исследования в целом см. в приложении 1)

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44