eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Дискуссия

Дискуссия

(Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 2004—2005 г.г./ Сост.В.В. Никитаев – М. : Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006. – 368 с.: ил. – ISBN 5-903065-07-4)

П.Г. Щедровицкий. Олег Игоревич, на мой взгляд, указанный вами паразитарно-рефлексивный характер методологической позиции является прямым следствием отказа от собственных проектов и про­грамм.

О.И. Генисаретский. Вы не знакомы ни с одним из моих проектов и программ!

П.Г. Щедровицкий. Яне говорю про вас, я говорю в целом. А именно, я утверждаю, что единственным артикулированным собственным проектом ММК был проект содержательно-генетической логики. И тогда он создавался как инновация, предполагавшая дальше реа­лизацию в некотором профессионально застроенном, институционализированном, но позволяющем этот про­ект осуществить, пространстве. В дальнейшем целый ряд проектных инициатив не был доведён до стадии проектов — у них не возникло реализационных ма­шин, — может быть, из-за невозможности осуществить этот проект в силу политических обстоятельств (в частности, известного исключения Г.П. Щедровицкого из партии). И произошло выдавливание в такую вот реф­лексивно-наблюдательную, в этом смысле несамо­стоятельную, позицию. Поэтому моя мысль заключа­ется в том, что нужно, вернувшись к обсуждению об­щей рамки — идеи методологического мышления, — вычленить набор собственных проектов и программ, под реализацию которых могут быть построены соот­ветствующие команды с определёнными стратегиями когнитивной институционализации, социализации ре­зультатов и т.д., ит.п. В том числе, возможно (хотя я сильно в этом сомневаюсь), вернуться к исходному про­екту содержательно-генетической логики и эпистемо­логии и понять, насколько он сегодня реалистичен. В этом плане я считаю, что ваш заход с изысканиями всё равно предполагает ответ на вопрос: изыскания под ка­кие разработки?.. Да, могут быть изыскания, направленные на консервацию. Но консервация тоже есть форма деятельности.

О.И. Генисаретский. На консервацию чего?

П.Г. Щедровицкий. На консервацию изысканно­го. Открыли месторождение и потом законсервировали, не разрабатываем, считаем это стратегическим запасом. Но в общем изыскания всегда предполагают деятельностное отношение, иначе это не изыскания.

О.И. Генисаретский. Совершенно верно. Стой частью вашего выступления, в которой речь идёт о возвращении к первоначальному проекту и его «ре­монту» или, так сказать, апгрейду, в его сначала узнании и затем пересборке, я абсолютно согласен. Эта работа должна делаться непрерывно, и настало время её проделать всерьёз. Вопрос мой направлен и упира­ется в другое, а именно — в мандат ответственности и доверия...

Б.В. Сазонов. Я обращаюсь к той части выступ­ления О.И. Генисаретского, в которой он, со своего ро­да горечью, говорил, со ссылкой на меня, о свободной мысли, которая была в Кружке. С моей точки зрения, это ложный тезис. Когда я обсуждал проблему свободы в Кружке, то делал это в противопоставлении бессмыс­ленным либеральным представлениям о свободе. Сво­бода от чего-то, в частности, свобода от идеологии, свобода от мыслительных штампов и т.д., не предпола­гает выхода в свободное пространство, в частности, в свободную мысль, но предполагает, что вы идёте под другую руку. И когда мы выходили в свободу от идео­логических нагрузок, то это была очень жёсткая сво­бода — свобода, которая контролировалась и нормиро­валась, в том числе и Г.П. Щедровицким. Я утверждаю, что в Кружке не было свободной мысли, а была мысль, которая рефлексировала, контролировала, развивала самоё себя. Причем эта мысль не была чистой техноло­гией мышления — она была социально нагружена. И эта социальная нагруженность была связана с социаль­ными задачами, задачами управления социальным раз­витием (это то, о чём сегодня говорил П.Г. Щедровицкий). И мне представляется, что, как ни парадок­сально, Олег Игоревич [Генисаретский] призывает нас к отказу от ценностных установок методологии мышле­ния и возврату к технологичности. Когда он говорит, что расширение заключается в том, что выстраивается некоторый новый канал трансляции и далее методоло­гически оснащается, то это — чистая технология, пото­му что так можно работать с любым каналом трансля­ции, в любой культурной традиции. Если же вы возвра­щаетесь к проблемам ценностей, то вы возвращаетесь к проблемам того самого активизма. При этом проблема активизма ставится и как рефлексируемая проблема, и как проблема ответственности — ответственности са­мой методологии, ответственности за те ценности, ко­торые она выдвигает, и за те инструменты, которыми она пользуется. Методология, с этой точки зрения, от­ветственна или безответственна не потому, что она не имеет социальных ценностей, а потому что она их экс­плицировала, обсуждала и развивала средства социаль­ной деятельности.

Мне представляется, что Олег Игоревич призыва­ет нас, с одной стороны, к безграничной свободе, забы­вая при этом определенную практику и историю мето­дологического движения, методологической работы, ас другой стороны, призывает нас к отказу от ценностей вообще! Обратите внимание, вы только предлагаете, а возьмёт пусть кто-то другой... Эта позиция смиренно­сти, с моей точки зрения, есть позиция отказа от соци­альных ценностей.

Т.Н. Сергейцев. Для меня главное, из того, что Вы, Олег Игоревич [Генисаретский] сказали, и что я понял, как такую рамку или ограничение, это то, что из наличия проекта еще не следует наличие самого глав­ного — своего самоопределения. Дальше вы разъясни­ли, как мне представляется, конструкцию возможного самоопределения. С этой конструкцией можно и не со­гласиться, потому что можно опираться на ценности, можно не опираться на них, можно считать, что ценно­сти будут результатом самой процедуры самоопределе­ния... Результатом не в смысле чего-то нового, а в смысле фиксации того, как мы их понимаем, потому что можно сказать слово «совершенство», но что это значит?.. В этом деле есть и более простые вещи. На­пример, если работаешь с клиентом, то хотя бы не об­манывай его. Или если взялся что-то делать, и тому, что ты делаешь, есть название, то ты должен сделать то, за что взялся, даже если результат и не понравится заказ­чику. То есть подлинность — это не обязательно такая уж высокая материя, у нее есть простой смысл: не про­изводи подделок.

О.И. Генисаретский. Согласен. Прошу следую­щих выступающих обратить внимание, что я не пользо­вался термином «ценность»... ответ на выкрик) Да не могло это возникнуть в рефлексии! Поскольку само­ценность, на которую я ссылался, рефлексивно над­страивается над ценностью. Есть полезности, ценности и самоценности, или блага. Это — другая материя.

В.М. Розин. Методология — это не социальная технология. И я не могу согласиться с тем, что Петр Щедровицкий говорил о проекте методологии. Именно, если проект, о котором он говорит, связан с тем типом социального действия и с той онтологией, о которых здесь шла речь, то он, на мой взгляд, исчерпан и нечего тут «ремонтировать». Это только затормозит движение. А вот то, что касается необходимости Другого и ком­муникации — совершенно верно. Тут, действительно, сразу возникает вопрос, что понимать под этим Другим.

П.Г. Щедровицкий. Если у вас нет проекта ком­муникации, как вы можете в неё вступить?..

В.М. Розин. Но я, собственно, собираюсь погово­рить о деятельности, взяв тему, которую заявил О.И. Генисаретский.

Напомню известный факт, что теория деятельно­сти и осознание представителями ММК своей работы как методологии складываются одновременно. И это, на мой взгляд, неслучайно. Г.П. Щедровицкий переходит в эти годы (начало 60-х) к методологической экспансии в дизайне, педагогике, психологии, науковедении и т.д. Эта работа, на мой взгляд, уже была слабо оснащена методологически ориентированным исследованием, то есть схемы, которые в ходе нее создавались, по сути дела, не проверялись на социальную и другую адекват­ность. По типу работы суть этой экспансии состояла всегда в том, что осуществлялся методологический по­ворот, то есть переход от дисциплинарного, предмет­ного видения к собственно методологической позиции, вброс соответствующих рефлексивных содержаний (понятий, подходов, рамок, ситуаций развития и т.д.), затем осуществлялась новая сборка этих рефлексивных содержаний и давались «рекомендации» предметникам, как им перестраивать свою дисциплину.

П.Г. Щедровицкий. Поскольку вы не подхваты­вали и не продолжали, то так и происходило.

В.М. Розин. Для оправдания этой работы, во-первых, действительность полагалась в деятельность, то есть как раз в схемы рефлексивных содержаний. Ведь что, собственно, полагалось в схемах деятельно­сти? Рефлексивные содержания: объект, задача, про­блема... Во-вторых, идея рефлексии полагалась в каче­стве объяснения развития деятельности, причём дея­тельность понималась двояко: и как деятельность мето­долога, и как деятельность, находящаяся в плане реаль­ности. Далее, сборка и конфигурирование обеспечива­лось системно-структурным языком, который тракто­вался как часть методологии (Георгий Петрович это четко прописывал). И, наконец, сама работа, которую мы осуществляли, трактовалась как методологическая работа, в отличие от прежней, содержательно-генетической работы Кружка.

Так вот, на что я хочу обратить внимание? Что предельным основанием всей этой работы служит представление социальных действий в эдаком декартово-марксистском ключе («шаг развития», «власть методолога» ит.д.). Здесь я должен согласиться с критикой О.И. Генисаретского в адрес ММК. Однако, если не принимать эту установку, а также связанные с нею дру­гие — социотехническую, естественнонаучную, ото­ждествление методологического мышления и бытия, — то надо, на мой взгляд, расклеить методологическую работу и теорию деятельности и выйти на другое по­нимание социального действия и другое понимание со­циальной действительности. Полемика, которая про­изошла в этом зале, по-моему, связана как раз с обсуж­дением, какой тип социального действия необходим для дальнейшего развития методологии. В связи с этим мне представляется, что необходимо обязательно вос­становить значение методологически ориентированно­го исследования, которое бы давало ответ на вопрос, в какой мере схемы, которые мы строим, имеют отноше­ние к реальности и насколько они эффективны.

Необходима кооперация с представителями пред­метных дисциплин (об этом Б.В. Сазонов говорил дав­но — когда еще полемизировал с Г.П. Щедровицким), а не позиция, в которой методолог, по сути, является и создателем схем, и одновременно — пытается быть де­миургом по отношению к бытию. Необходимо изучение рефлексивных содержаний (а это всегда связано с мето­дологическим поворотом), выращивание их на себе, ис­следование и т.д.

Необходима ориентация на новое, а не на развитие. Идея развития, рефлексии и сложившееся, старое понимание методологии — это всё идеи очень тесно друг на друга завязанные. Сегодня речь должна идти не о развитии в прежнем понимании, а именно о том, что
методолог всегда участвует в порождении принципиально нового, в
событии мысли. В этом смысле методологические конструкции — это не проекты (как утверждал Г.П. Щедровицкий), а гипотетические схемы и сценарии, не более того.
Необходим, на мой взгляд, отказ от монистической позиции и переход к
множеству оснований: дея­тельность, организация, культура, институты, власть ит. д., а чтобы всё это не представляло из себя раз­розненное поле — переход к принципу соотноситель­ного анализа.

И, наконец, последнее. Главное — всё-таки дол­жен быть опыт методологической работы, методологи­ческого поворота, методологически ориентированного исследования, а не онтология.

А.Н. Горбань. Я приехал по приглашению Петра Щедровицкого из Цюриха и представляю небольшую региональную группу, созданную в своё время при уча­стии Г.П. Щедровицкого. Региональную скорее в том смысле, что наш «регион» — это наука физика,  в то время как наша география — это почти весь мир, за ис­ключением стран Африки и Латинской Америки.

Предыдущий выступающий [В.М. Розин] потряс меня тем, настолько его представление о работе мето­долога (как типичном таком культуртрегерстве среди папуасов) не соответствует той работе, которую мы ве­ли с Георгием Петровичем. Не соответствует абсолют­но. Георгий Петрович всегда готов был вести с предста­вителем науки — подчёркиваю, не науковедения (я не знаю, что такое науковедение, научный результат дол­жен быть, в конце концов, научным результатом, а не науковедческим), а науки — нормальный диалог, очень бережный, без монологизма и «мочиловки».

Теперь о том, почему я вышел выступать. В физике сейчас началась методологическая революция. Ив первую очередь происходит распад самоценности (мне очень понравилось это понятие) объективности. Распад самоценности объективности привёл к личным драмам великих учёных. Например, И. Пригожин последнюю часть жизни бился за объективность физики, породил кучу мифов, но ничего не добился. В физике существу­ют огромное пространство для методологии, для мето­дологического мышления, потому что богатство мето­дологических приёмов и техник колоссальное. В част­ности, в проблеме необратимости и в самых основаниях физики происходит введение в предмет представления о субъекте и деятельности, происходит в сложных цик­лах введения субъекта и обратно. Что может здесь счи­таться результатом?.. Те, кто занимаются физикой, по­нимают, что если удалось пройти от методологической рефлексии ситуации физики до новых уравнений, ска­жем так, признанных в сообществе и проверяемых эм­пирически, это и есть результат.

Н.И. Кузнецова. Оба доклада привели меня в восхищение. Первый [П.Г. Щедровицкого] — потому, что я была готова подписаться под каждым словом, доклад был прекрасный! Второй доклад [О.И. Гениса­ретского] так же прекрасен, потому что хочется спорить со всем. Начну с него.

Наша жизнь как воспитанников ММК была довольно колоритной. Вчера я встретились с Сашей Веселовым, с которым долго не виделись, и мы бросились друг другу на шею со словами: «Помнишь, как мы с тобой ругались?» Мы вспомнили замечательную, колоритную жизнь ММК. И когда сегодня я слышу, как муссируется вопрос о свободе, то хочу сказать, что я лично была в восторге от ММК, от дисциплины, от того, что меня «заставляли ходить строем», ибо я не понимаю, как может быть свободной геометрия Евклида, уравнения Максвелла и т.д. Вообще сам факт, что в мышлении надо соблюдать дисциплину, вызывал, по крайней мере у некоторых, просто восхищение. Это с одной стороны. С другой стороны, Олег Генисаретский, конечно, прав насчёт интонации. В качестве примера я студентам говорю: (угрожающе) «Ты у меня будешь счастлив!» — что победит: фраза или инто­нация?.. В самом деле, если старушка не хочет перехо­дить через улицу, то её переводить, вероятно, не надо. Щедровитяне, по крайней мере в 70-80-егоды, были немного на таких пионеров похожи, они всех хотели перевести через дорогу, в том числе и те науки, кото­рые вовсе никуда не собирались переходить. И это оставляло определённый след.

Мне хотелось бы обратить внимание — тут я со­вершенно согласна с Петром Щедровицким — на неко­торое изменение акцентов. Программирование, которое он [П.Г. Щедровицкий] проводил, меня просто восхи­щает, я считаю, что это очень точная постановка вопро­са. Георгий Петрович однажды в одном из своих интер­вью говорил о фундаментальности понимания, о его чрезвычайной важности для XXI века. И выучка, я бы даже сказала — дрессировка ММК, которую я прошла, дала мне то, за что меня, собственно, ценят: я прежде всего понимаю других. И это переставляет акценты: лю­дей надо не столько организовать, сколько соорганизовать. Нужно нарисовать, в каких мирах они живут, и показать, как это можно конфигурировать, или «разрулить» ситуацию. И человек ММК, если он выучен — повторяю, выучен, а не ученичество пережил, — он умеет это делать. С моей точки зрения, для тех из нас, кто выучился, сейчас есть благодатные условия для реа­лизации именно этой практики.

О.И. Генисаретский очень красиво говорил здесь о пересмотре деятельности. Я хочу напомнить вам из­вестную двухпозиционную схему с «верстаком дея­тельности» и «табло сознания», расположенными вер­тикально над ним. Собственно, этого достаточно для того, чтобы объяснить, что такое рефлексия, ввести рефлексивную позицию наряду с позицией актора. Ге­оргий Петрович в кружке когда-то привел прекрасный афоризм одного американского автора, который ска­зал: «Рефлексия — это когда, высунувшись их фор­точки, ты видишь себя пересекающим двор». Н.Г. Алексеев описал процедуру такой рефлексии «правилом трёх О» (очень хорошо запоминается сту­дентами): остановиться, оглянуться и описать. Оста­новить действие, это для рефлексии очень важно. Ог­лянуться на этот момент и описать. Спрашивается, за­чем? Да потому что двор пересекал не оптимально! Вот для этого и нужна рефлексия.

Теперь хочу обратить ваше внимание на то, что у нас есть некоторые возможности двигаться в этой схеме дальше. В частности, для того, чтобы говорить о пони­мании, необходимо ввести ещё такую фигуру, которая могла бы взглянуть на систему рефлексии со стороны. Благодаря выходу вот в эту третью позицию, которая не является рефлексивной, очень хорошо осуществлять понимание. Прыгать туда-сюда, рисовать, как агенты действия действуют, какое у них осознание, и при этом я не смешиваюсь с ними. Я сейчас не буду это разви­вать, но, обратите внимание, моя выучка, которая по­зволяет мне занимать эту позицию, — это есть то самое расширение, о котором говорил Олег Генисаретский. У нас сегодня, действительно, XXI век, постмодернизм, плюрализм безудержный, а потому проблема понима­ния, учёта Другого — это вопрос нашего выживания. В связи с этим мне представляется, что Пётр Щедровицкий расставил акценты в нашем развитии абсолютно правильно.

П.В. Малиновский. Я бы хотел принять вызов П. Г. Щедровицкого и посмотреть более широко на ту культурно-историческую ситуацию, в которой мы ока­зались. А именно, хочу обратить ваше внимание на то, что в последние двадцать лет происходит предвиденная и предсказанная смена эпистем. Происходит деинституционализации прежних «машин мышления» (одна из которых была достояниям Московского методологиче­ского кружка). Ситуация в физике, про которую нам рассказал коллега из Цюриха, — это сегодня общее ме­сто для многих наук и практик. И нам надо четко пони­мать, чего мы хотим и на что можем надеяться в этой ситуации.

Предыдущие две эпистемы Нового времени — это, как я их называю, аналитическая (декартовская) и диалектическая (характерная для немецкой класси­ческой философии) эпистема. Московский методоло­гический кружок, с моей точки зрения, попытался их синтезировать, и в этом его достижение. Сейчас скла­дывается третья эпистема. Пока среди парадигм, ко­торые претендуют на ядро этой новой эпистемы, можно указать только на так называемую синергетическую парадигму. Парадокс состоит в том, что мето­дология пока находится в стороне от этого движе­ния — мы не пользуемся ни инструментарием, ни со­ответствующими мыслительными конструкциями. Это при том, что написанная П.Г. Щедровицким кар­тина методологической сети реально есть выражение в мыследействовании этого самого синергетического, самоуправляемого мыслительного хаоса. То есть ме­тодологическая сеть практически создала из самой себя субстрат или основу новой парадигматики мыш­ления, но не может её отрефлектировать.

Я поддерживаю мысль, которая прозвучала в двух докладах: с одной стороны, обратиться во­внутрь, к корневым традициям мышления, а с другой стороны — к открытому диалогу с остальными мира­ми. А эти другие миры, обратите внимание, живут сегодня в состоянии полиархии, то есть власть уже не гетарархирована, и не проектно организована, как это было на переходном периоде 80-х годов. Ситуация, которую мы можем наблюдать (я занимался специ­альным анализом): автономные личности в хаотиче­ском мире, которые не могут мыслить системно. То есть традиционный мир высокой институционализированости интеллекта потерян, с ним произошел раз­рыв, и возникла парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, идут рассуждения про эпистемы и парадигмы, а с другой стороны — ничего нет, кроме обозначения темы и построения схем и моделей, практико-ориентированных и конкретных. Нет пере­хода ни к серьезной проблематизации, ни к выдвиже­нию серьезных программ, ни к формулированию аде­кватных теоретических систем. Причем практика по­казывает, что такая система должна быть трансдис­циплинарной, потому что дисциплинарно осмыслить эту хаотическую мешанину невозможно, нужна мно­гофокусная, системная, сетевая и еще много какая-то непонятная проработка.

Возвращаюсь к нашей ситуации. Следует отдавать себе отчет в том, что достижение, которое у нас имеется, а именно — системомыследеятельностное мышление, доведенное в 70-еи 80-е годы до соответствующего уровня, есть наследие первых двух эпистем. И надо четко понимать, что переписывание мира под новую, тре­тью эпистему, выдвижение альтернативного варианта нового складывающегося мира мышления, — это либо наша обязанность и долг, либо мы упускаем шанс.

Поэтому вызов есть и отвечать на него надо. Мне представляется, что первым шагом на этом новом пути является переосмысление в категориях мыследеятельности традиционной категории опыта. Потому что нет ничего другого, кроме опыта, связующего этот полиархически организованный мир, нет никакой другой связи, где было бы нужно мышление, — всё остальное решает­ся на уровне практического действия. И мы либо простроим соответствующие концептуальные мостики и бу­дем строить соответствующие нового типа системы (ка­кие — я пока затрудняюсь говорить), либо нам останется принять тезисы про «музеефикацию» и заняться благо­родным делом: построить картинку второй и первой эпистем (думаю, мы это смогли бы красиво сделать).

И последнее — про свободу. Есть четыре концеп­ции свободы, давайте выбирать: свобода от чего, свобо­да для чего, свобода от кого, и свобода для кого. Насту­пило время, если я правильно этот мир понимаю, сво­боды для кого, то есть свободы выбора и созидания соб­ственных идентичностей.

О.И. Генисаретский. То есть назад, в проектиро­вание?.. Почему вы все проходите мимо того, что есть еще «свобода в.»?. От, для и в, внутри чего-то.

П.В. Малиновский. Конечно.

О.И. Генисаретский. Как сказала Кузнецова, сво­бода применительно к уравнениям Максвелла — это свобода их решать, умение это делать. Делать, а не голосовать!

Н.И. Кузнецова. Надо же прежде понять, что та­кое свобода...

О.И. Генисаретский. Дайте себе труд вникнуть в это! А не задавайте вопросов по случаю.

Д. Куликов. У меня есть несколько замечаний, но непосредственно к прозвучавшим докладам, а не к их обсуждению, которое мне напоминает ситуацию како­го-то активного бреда.

Замечание к выступлению П.Г. Щедровицкого. Да, конечно, онтологическое полагание Другого как необходимости — это важная вещь, но, по-моему, про­скакивается не менее важная вещь: полагание сначала самого себя как методолога. Не производится методо­логического самоопределения, поскольку не обсужда­ется ситуация, в которой это самоопределение возмож­но, её исторические и онтологические характеристики. И поскольку не проделано этой работы, у нас вместо Другого появляется неизвестно что. Надо же понимать, что не каждый гомосексуалист — философ, и не каж­дый философ — гомосексуалист. С кем мы вступаем в это разговор, кого мы приглашаем и в какую ситуа­цию?.. Без ответа на этот вопрос мы вместо Другого будем порождать какую-то замену, всегда ущербную. Мне кажется, что это вопрос принципиально важный. Полагать вместе с другими надо и себя.

Что касается выступления О.И. Генисаретского, то в силу высокой метафоричности сделанных выска­зываний мне трудно к нему отнестись. Однако, мне ка­жется, что продемонстрированный Олегом Игоревичем отказ от проектно-программного самоопределения не может быть частным: нельзя на Чтениях памяти мето­долога и где собираются методологи отказываться от методологического самоопределения, а потом его себе возвращать где-то за углом. Когда мы отказываемся от проектно-программного отношения, происходит то, что происходит сейчас: выходят люди и рассказывают, «как там на самом деле». Наверное, это свобода, Олег Иго­ревич, но это свобода от чего? От методологического самоопределения!

П.Г. Щедровицкий. Собственно, мой тезис за­ключается в следующем: да, идея построения содер­жательно-генетической логики и эпистемологии бы­ла определенным проектом, возникшим в некоторой ситуации и отвечающим на определенные проблемы и запросы, которые выявлялись в этой ситуации с некой позиции. Поэтому мы можем нарисовать эту позицию и считать, что, действительно, самоопреде­ление в этой позиции не находит — не может най­ти — полного выражения в том или ином проекте. В рефлексии этого и, возможно, еще некоторых других подпроектов, возникших при реализации, возникает собственно методологическая рамка, которая в дальнейшем превращается в проект следующего уровня (его можно при желании назвать мегапроектом). Превращается и начинает рассматриваться са­мостоятельно. Это, с моей точки зрения, происходит в определенный период — еще раз скажу, что, воз­можно, это было следствие социально-политической ситуации исключения из партии, связанных с этим потерь десяти лет в плане социального действия и т. д., но, возможно, была и кадровая проблема. Яне знаю, чего там было больше: индивидуального вы­пендрежа или отсутствия возможностей выхода на реализацию, но, так или иначе, те идеи, которые вы­сказываются из этой методологической рамки по от­ношению к другим областям деятельности, в проек­ты не превращаются.

Эта судьба, в частности, постигла проект дизайна. Хотя возникло много интересных людей, которые что-то заимствовали из методологической рефлексии, методо­логических семинаров (кто-то куда-то ходил, кто-то в чем-то участвовал, работала сенежская студия и т.д.), но проект не был сформирован. Это же характерно и для других областей деятельности. То есть в период 1958— 1965 гг. происходит одновременно кризис кадровой ин­фраструктуры, соответствующего менеджмента, кото­рый обеспечивает реализацию проектов, и затем собст­венно социально-политической ситуации и статуса.

Да, я готов согласиться с тем (и готов это обсуж­дать), что за всем этим присутствует еще какой-то дру­гой план. Называйте его «политическим», называйте его «экзистенциальным», называйте его «ценностным» — пока можно называть как хотите, если мы понимаем, что это — еще один пласт ситуации.

С моей точки зрения, необходимо вернуться к рефлексии этой большой, объемлющей ситуации. Её следует положить заново, внутри неё пересмотреть контекст собственно методологического мегапроекта и пересмотреть совокупность тех проектов (о которых, собственно, очень точно говорил Горбань), которые до­водят результаты методологической рефлексии мыш­ления до реальных продуктов, принятых и принимае­мых в соответствующих областях и сферах деятельно­сти, на которые направлен этот проект. Без этого, с моей точки зрения, мы, действительно, вывалимся или бу­дем продолжать осуществлять ту паразитарную реф­лексию, о которой здесь очень хорошо и образно сказал О.И. Генисаретский.

О.И. Генисаретский. Если кратко, то всё, что я сказал в своем докладе, было возражением против ре­дукции практики к деятельности. Эта редукции сама является, в целом, результатом экспансии индустриаль­ного, финансово ориентированного общества, где дея­тельность превращена в товар, который поставляется, как правило, в форме навязывания, интервентно. Эта редукция практик, практического разума к деятельно­сти в ее системном выражении есть — не хочется пере­ходить на классовый язык, но придётся — форма экс­плуататорского проекта в условиях мондиалистического общества.

Разговор в терминах социального действия есть паллиатив. Первая фаза методологического проекта формулировала себя в терминах, как вы помните, вос­становления русской интеллигенции. Только контакт со структурным функционализмом Парсонса и знакомство с азами социологии, заставило в какой-то момент при­нять словосочетание «социальное действие» в работу. С тех пор социологическая оснастка сообщества значи­тельно продвинулась. Например, уже вся дискуссия и все деятельности по поводу институциональной тематики есть гораздо более развитая форма социальной рефлек­сии, чем в терминах «социального действия», гораздо более развитое! И просторы для движения вперед в этом социологическом воображении и рефлексии открыты, господа! Милости просим в партнерство с социологиче­ской мыслью, практикой и, так сказать, развитостью современной социологии. Там вас ждет много всего ин­тересного, но даже это будет частным продвижением, потому что исходное полагание было в ином. И тут я согласен с П.Г. Щедровицким, что стояло бы вернуться к той части методологического проекта, когда еще социо­логические недоделки, которыми жила тогдашняя совет­ская социология, не застили взор, как застят они до сих пор тем, кто социологией заниматься не стал.

В завершении хотел бы защитить честь дизайна. Дизайнерский проект был попыткой  в уме воссоздать тот мировой дизайн, который существовал в 20-егодыв России и в 60-е в мире. Воссоздать целостность в уме! Как только появилась практика, имитировать этот симулякр дальше стало бессмысленным.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44