Дискуссия
Дискуссия
(Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 2004—2005 г.г./ Сост.В.В. Никитаев – М. : Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», 2006. – 368 с.: ил. – ISBN 5-903065-07-4)
П.Г. Щедровицкий. Олег Игоревич, на мой взгляд, указанный вами паразитарно-рефлексивный характер методологической позиции является прямым следствием отказа от собственных проектов и программ.
О.И. Генисаретский. Вы не знакомы ни с одним из моих проектов и программ!
П.Г. Щедровицкий. Яне говорю про вас, я говорю в целом. А именно, я утверждаю, что единственным артикулированным собственным проектом ММК был проект содержательно-генетической логики. И тогда он создавался как инновация, предполагавшая дальше реализацию в некотором профессионально застроенном, институционализированном, но позволяющем этот проект осуществить, пространстве. В дальнейшем целый ряд проектных инициатив не был доведён до стадии проектов — у них не возникло реализационных машин, — может быть, из-за невозможности осуществить этот проект в силу политических обстоятельств (в частности, известного исключения Г.П. Щедровицкого из партии). И произошло выдавливание в такую вот рефлексивно-наблюдательную, в этом смысле несамостоятельную, позицию. Поэтому моя мысль заключается в том, что нужно, вернувшись к обсуждению общей рамки — идеи методологического мышления, — вычленить набор собственных проектов и программ, под реализацию которых могут быть построены соответствующие команды с определёнными стратегиями когнитивной институционализации, социализации результатов и т.д., ит.п. В том числе, возможно (хотя я сильно в этом сомневаюсь), вернуться к исходному проекту содержательно-генетической логики и эпистемологии и понять, насколько он сегодня реалистичен. В этом плане я считаю, что ваш заход с изысканиями всё равно предполагает ответ на вопрос: изыскания под какие разработки?.. Да, могут быть изыскания, направленные на консервацию. Но консервация тоже есть форма деятельности.
О.И. Генисаретский. На консервацию чего?
П.Г. Щедровицкий. На консервацию изысканного. Открыли месторождение и потом законсервировали, не разрабатываем, считаем это стратегическим запасом. Но в общем изыскания всегда предполагают деятельностное отношение, иначе это не изыскания.
О.И. Генисаретский. Совершенно верно. Стой частью вашего выступления, в которой речь идёт о возвращении к первоначальному проекту и его «ремонту» или, так сказать, апгрейду, в его сначала узнании и затем пересборке, я абсолютно согласен. Эта работа должна делаться непрерывно, и настало время её проделать всерьёз. Вопрос мой направлен и упирается в другое, а именно — в мандат ответственности и доверия...
Б.В. Сазонов. Я обращаюсь к той части выступления О.И. Генисаретского, в которой он, со своего рода горечью, говорил, со ссылкой на меня, о свободной мысли, которая была в Кружке. С моей точки зрения, это ложный тезис. Когда я обсуждал проблему свободы в Кружке, то делал это в противопоставлении бессмысленным либеральным представлениям о свободе. Свобода от чего-то, в частности, свобода от идеологии, свобода от мыслительных штампов и т.д., не предполагает выхода в свободное пространство, в частности, в свободную мысль, но предполагает, что вы идёте под другую руку. И когда мы выходили в свободу от идеологических нагрузок, то это была очень жёсткая свобода — свобода, которая контролировалась и нормировалась, в том числе и Г.П. Щедровицким. Я утверждаю, что в Кружке не было свободной мысли, а была мысль, которая рефлексировала, контролировала, развивала самоё себя. Причем эта мысль не была чистой технологией мышления — она была социально нагружена. И эта социальная нагруженность была связана с социальными задачами, задачами управления социальным развитием (это то, о чём сегодня говорил П.Г. Щедровицкий). И мне представляется, что, как ни парадоксально, Олег Игоревич [Генисаретский] призывает нас к отказу от ценностных установок методологии мышления и возврату к технологичности. Когда он говорит, что расширение заключается в том, что выстраивается некоторый новый канал трансляции и далее методологически оснащается, то это — чистая технология, потому что так можно работать с любым каналом трансляции, в любой культурной традиции. Если же вы возвращаетесь к проблемам ценностей, то вы возвращаетесь к проблемам того самого активизма. При этом проблема активизма ставится и как рефлексируемая проблема, и как проблема ответственности — ответственности самой методологии, ответственности за те ценности, которые она выдвигает, и за те инструменты, которыми она пользуется. Методология, с этой точки зрения, ответственна или безответственна не потому, что она не имеет социальных ценностей, а потому что она их эксплицировала, обсуждала и развивала средства социальной деятельности.
Мне представляется, что Олег Игоревич призывает нас, с одной стороны, к безграничной свободе, забывая при этом определенную практику и историю методологического движения, методологической работы, ас другой стороны, призывает нас к отказу от ценностей вообще! Обратите внимание, вы только предлагаете, а возьмёт пусть кто-то другой... Эта позиция смиренности, с моей точки зрения, есть позиция отказа от социальных ценностей.
Т.Н. Сергейцев. Для меня главное, из того, что Вы, Олег Игоревич [Генисаретский] сказали, и что я понял, как такую рамку или ограничение, это то, что из наличия проекта еще не следует наличие самого главного — своего самоопределения. Дальше вы разъяснили, как мне представляется, конструкцию возможного самоопределения. С этой конструкцией можно и не согласиться, потому что можно опираться на ценности, можно не опираться на них, можно считать, что ценности будут результатом самой процедуры самоопределения... Результатом не в смысле чего-то нового, а в смысле фиксации того, как мы их понимаем, потому что можно сказать слово «совершенство», но что это значит?.. В этом деле есть и более простые вещи. Например, если работаешь с клиентом, то хотя бы не обманывай его. Или если взялся что-то делать, и тому, что ты делаешь, есть название, то ты должен сделать то, за что взялся, даже если результат и не понравится заказчику. То есть подлинность — это не обязательно такая уж высокая материя, у нее есть простой смысл: не производи подделок.
О.И. Генисаретский. Согласен. Прошу следующих выступающих обратить внимание, что я не пользовался термином «ценность»... (В ответ на выкрик) Да не могло это возникнуть в рефлексии! Поскольку самоценность, на которую я ссылался, рефлексивно надстраивается над ценностью. Есть полезности, ценности и самоценности, или блага. Это — другая материя.
В.М. Розин. Методология — это не социальная технология. И я не могу согласиться с тем, что Петр Щедровицкий говорил о проекте методологии. Именно, если проект, о котором он говорит, связан с тем типом социального действия и с той онтологией, о которых здесь шла речь, то он, на мой взгляд, исчерпан и нечего тут «ремонтировать». Это только затормозит движение. А вот то, что касается необходимости Другого и коммуникации — совершенно верно. Тут, действительно, сразу возникает вопрос, что понимать под этим Другим.
П.Г. Щедровицкий. Если у вас нет проекта коммуникации, как вы можете в неё вступить?..
В.М. Розин. Но я, собственно, собираюсь поговорить о деятельности, взяв тему, которую заявил О.И. Генисаретский.
Напомню известный факт, что теория деятельности и осознание представителями ММК своей работы как методологии складываются одновременно. И это, на мой взгляд, неслучайно. Г.П. Щедровицкий переходит в эти годы (начало 60-х) к методологической экспансии в дизайне, педагогике, психологии, науковедении и т.д. Эта работа, на мой взгляд, уже была слабо оснащена методологически ориентированным исследованием, то есть схемы, которые в ходе нее создавались, по сути дела, не проверялись на социальную и другую адекватность. По типу работы суть этой экспансии состояла всегда в том, что осуществлялся методологический поворот, то есть переход от дисциплинарного, предметного видения к собственно методологической позиции, вброс соответствующих рефлексивных содержаний (понятий, подходов, рамок, ситуаций развития и т.д.), затем осуществлялась новая сборка этих рефлексивных содержаний и давались «рекомендации» предметникам, как им перестраивать свою дисциплину.
П.Г. Щедровицкий. Поскольку вы не подхватывали и не продолжали, то так и происходило.
В.М. Розин. Для оправдания этой работы, во-первых, действительность полагалась в деятельность, то есть как раз в схемы рефлексивных содержаний. Ведь что, собственно, полагалось в схемах деятельности? Рефлексивные содержания: объект, задача, проблема... Во-вторых, идея рефлексии полагалась в качестве объяснения развития деятельности, причём деятельность понималась двояко: и как деятельность методолога, и как деятельность, находящаяся в плане реальности. Далее, сборка и конфигурирование обеспечивалось системно-структурным языком, который трактовался как часть методологии (Георгий Петрович это четко прописывал). И, наконец, сама работа, которую мы осуществляли, трактовалась как методологическая работа, в отличие от прежней, содержательно-генетической работы Кружка.
Так вот, на что я хочу обратить внимание? Что предельным основанием всей этой работы служит представление социальных действий в эдаком декартово-марксистском ключе («шаг развития», «власть методолога» ит.д.). Здесь я должен согласиться с критикой О.И. Генисаретского в адрес ММК. Однако, если не принимать эту установку, а также связанные с нею другие — социотехническую, естественнонаучную, отождествление методологического мышления и бытия, — то надо, на мой взгляд, расклеить методологическую работу и теорию деятельности и выйти на другое понимание социального действия и другое понимание социальной действительности. Полемика, которая произошла в этом зале, по-моему, связана как раз с обсуждением, какой тип социального действия необходим для дальнейшего развития методологии. В связи с этим мне представляется, что необходимо обязательно восстановить значение методологически ориентированного исследования, которое бы давало ответ на вопрос, в какой мере схемы, которые мы строим, имеют отношение к реальности и насколько они эффективны.
Необходима кооперация с представителями предметных дисциплин (об этом Б.В. Сазонов говорил давно — когда еще полемизировал с Г.П. Щедровицким), а не позиция, в которой методолог, по сути, является и создателем схем, и одновременно — пытается быть демиургом по отношению к бытию. Необходимо изучение рефлексивных содержаний (а это всегда связано с методологическим поворотом), выращивание их на себе, исследование и т.д.
Необходима ориентация на новое, а не на развитие. Идея развития, рефлексии и сложившееся, старое понимание методологии — это всё идеи очень тесно друг на друга завязанные. Сегодня речь должна идти не о развитии в прежнем понимании, а именно о том, что
методолог всегда участвует в порождении принципиально нового, в событии мысли. В этом смысле методологические конструкции — это не проекты (как утверждал Г.П. Щедровицкий), а гипотетические схемы и сценарии, не более того.
Необходим, на мой взгляд, отказ от монистической позиции и переход к множеству оснований: деятельность, организация, культура, институты, власть ит. д., а чтобы всё это не представляло из себя разрозненное поле — переход к принципу соотносительного анализа.
И, наконец, последнее. Главное — всё-таки должен быть опыт методологической работы, методологического поворота, методологически ориентированного исследования, а не онтология.
А.Н. Горбань. Я приехал по приглашению Петра Щедровицкого из Цюриха и представляю небольшую региональную группу, созданную в своё время при участии Г.П. Щедровицкого. Региональную скорее в том смысле, что наш «регион» — это наука физика, в то время как наша география — это почти весь мир, за исключением стран Африки и Латинской Америки.
Предыдущий выступающий [В.М. Розин] потряс меня тем, настолько его представление о работе методолога (как типичном таком культуртрегерстве среди папуасов) не соответствует той работе, которую мы вели с Георгием Петровичем. Не соответствует абсолютно. Георгий Петрович всегда готов был вести с представителем науки — подчёркиваю, не науковедения (я не знаю, что такое науковедение, научный результат должен быть, в конце концов, научным результатом, а не науковедческим), а науки — нормальный диалог, очень бережный, без монологизма и «мочиловки».
Теперь о том, почему я вышел выступать. В физике сейчас началась методологическая революция. Ив первую очередь происходит распад самоценности (мне очень понравилось это понятие) объективности. Распад самоценности объективности привёл к личным драмам великих учёных. Например, И. Пригожин последнюю часть жизни бился за объективность физики, породил кучу мифов, но ничего не добился. В физике существуют огромное пространство для методологии, для методологического мышления, потому что богатство методологических приёмов и техник колоссальное. В частности, в проблеме необратимости и в самых основаниях физики происходит введение в предмет представления о субъекте и деятельности, происходит в сложных циклах введения субъекта и обратно. Что может здесь считаться результатом?.. Те, кто занимаются физикой, понимают, что если удалось пройти от методологической рефлексии ситуации физики до новых уравнений, скажем так, признанных в сообществе и проверяемых эмпирически, это и есть результат.
Н.И. Кузнецова. Оба доклада привели меня в восхищение. Первый [П.Г. Щедровицкого] — потому, что я была готова подписаться под каждым словом, доклад был прекрасный! Второй доклад [О.И. Генисаретского] так же прекрасен, потому что хочется спорить со всем. Начну с него.
Наша жизнь как воспитанников ММК была довольно колоритной. Вчера я встретились с Сашей Веселовым, с которым долго не виделись, и мы бросились друг другу на шею со словами: «Помнишь, как мы с тобой ругались?» Мы вспомнили замечательную, колоритную жизнь ММК. И когда сегодня я слышу, как муссируется вопрос о свободе, то хочу сказать, что я лично была в восторге от ММК, от дисциплины, от того, что меня «заставляли ходить строем», ибо я не понимаю, как может быть свободной геометрия Евклида, уравнения Максвелла и т.д. Вообще сам факт, что в мышлении надо соблюдать дисциплину, вызывал, по крайней мере у некоторых, просто восхищение. Это с одной стороны. С другой стороны, Олег Генисаретский, конечно, прав насчёт интонации. В качестве примера я студентам говорю: (угрожающе) «Ты у меня будешь счастлив!» — что победит: фраза или интонация?.. В самом деле, если старушка не хочет переходить через улицу, то её переводить, вероятно, не надо. Щедровитяне, по крайней мере в 70-80-егоды, были немного на таких пионеров похожи, они всех хотели перевести через дорогу, в том числе и те науки, которые вовсе никуда не собирались переходить. И это оставляло определённый след.
Мне хотелось бы обратить внимание — тут я совершенно согласна с Петром Щедровицким — на некоторое изменение акцентов. Программирование, которое он [П.Г. Щедровицкий] проводил, меня просто восхищает, я считаю, что это очень точная постановка вопроса. Георгий Петрович однажды в одном из своих интервью говорил о фундаментальности понимания, о его чрезвычайной важности для XXI века. И выучка, я бы даже сказала — дрессировка ММК, которую я прошла, дала мне то, за что меня, собственно, ценят: я прежде всего понимаю других. И это переставляет акценты: людей надо не столько организовать, сколько соорганизовать. Нужно нарисовать, в каких мирах они живут, и показать, как это можно конфигурировать, или «разрулить» ситуацию. И человек ММК, если он выучен — повторяю, выучен, а не ученичество пережил, — он умеет это делать. С моей точки зрения, для тех из нас, кто выучился, сейчас есть благодатные условия для реализации именно этой практики.
О.И. Генисаретский очень красиво говорил здесь о пересмотре деятельности. Я хочу напомнить вам известную двухпозиционную схему с «верстаком деятельности» и «табло сознания», расположенными вертикально над ним. Собственно, этого достаточно для того, чтобы объяснить, что такое рефлексия, ввести рефлексивную позицию наряду с позицией актора. Георгий Петрович в кружке когда-то привел прекрасный афоризм одного американского автора, который сказал: «Рефлексия — это когда, высунувшись их форточки, ты видишь себя пересекающим двор». Н.Г. Алексеев описал процедуру такой рефлексии «правилом трёх О» (очень хорошо запоминается студентами): остановиться, оглянуться и описать. Остановить действие, это для рефлексии очень важно. Оглянуться на этот момент и описать. Спрашивается, зачем? Да потому что двор пересекал не оптимально! Вот для этого и нужна рефлексия.
Теперь хочу обратить ваше внимание на то, что у нас есть некоторые возможности двигаться в этой схеме дальше. В частности, для того, чтобы говорить о понимании, необходимо ввести ещё такую фигуру, которая могла бы взглянуть на систему рефлексии со стороны. Благодаря выходу вот в эту третью позицию, которая не является рефлексивной, очень хорошо осуществлять понимание. Прыгать туда-сюда, рисовать, как агенты действия действуют, какое у них осознание, и при этом я не смешиваюсь с ними. Я сейчас не буду это развивать, но, обратите внимание, моя выучка, которая позволяет мне занимать эту позицию, — это есть то самое расширение, о котором говорил Олег Генисаретский. У нас сегодня, действительно, XXI век, постмодернизм, плюрализм безудержный, а потому проблема понимания, учёта Другого — это вопрос нашего выживания. В связи с этим мне представляется, что Пётр Щедровицкий расставил акценты в нашем развитии абсолютно правильно.
П.В. Малиновский. Я бы хотел принять вызов П. Г. Щедровицкого и посмотреть более широко на ту культурно-историческую ситуацию, в которой мы оказались. А именно, хочу обратить ваше внимание на то, что в последние двадцать лет происходит предвиденная и предсказанная смена эпистем. Происходит деинституционализации прежних «машин мышления» (одна из которых была достояниям Московского методологического кружка). Ситуация в физике, про которую нам рассказал коллега из Цюриха, — это сегодня общее место для многих наук и практик. И нам надо четко понимать, чего мы хотим и на что можем надеяться в этой ситуации.
Предыдущие две эпистемы Нового времени — это, как я их называю, аналитическая (декартовская) и диалектическая (характерная для немецкой классической философии) эпистема. Московский методологический кружок, с моей точки зрения, попытался их синтезировать, и в этом его достижение. Сейчас складывается третья эпистема. Пока среди парадигм, которые претендуют на ядро этой новой эпистемы, можно указать только на так называемую синергетическую парадигму. Парадокс состоит в том, что методология пока находится в стороне от этого движения — мы не пользуемся ни инструментарием, ни соответствующими мыслительными конструкциями. Это при том, что написанная П.Г. Щедровицким картина методологической сети реально есть выражение в мыследействовании этого самого синергетического, самоуправляемого мыслительного хаоса. То есть методологическая сеть практически создала из самой себя субстрат или основу новой парадигматики мышления, но не может её отрефлектировать.
Я поддерживаю мысль, которая прозвучала в двух докладах: с одной стороны, обратиться вовнутрь, к корневым традициям мышления, а с другой стороны — к открытому диалогу с остальными мирами. А эти другие миры, обратите внимание, живут сегодня в состоянии полиархии, то есть власть уже не гетарархирована, и не проектно организована, как это было на переходном периоде 80-х годов. Ситуация, которую мы можем наблюдать (я занимался специальным анализом): автономные личности в хаотическом мире, которые не могут мыслить системно. То есть традиционный мир высокой институционализированости интеллекта потерян, с ним произошел разрыв, и возникла парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, идут рассуждения про эпистемы и парадигмы, а с другой стороны — ничего нет, кроме обозначения темы и построения схем и моделей, практико-ориентированных и конкретных. Нет перехода ни к серьезной проблематизации, ни к выдвижению серьезных программ, ни к формулированию адекватных теоретических систем. Причем практика показывает, что такая система должна быть трансдисциплинарной, потому что дисциплинарно осмыслить эту хаотическую мешанину невозможно, нужна многофокусная, системная, сетевая и еще много какая-то непонятная проработка.
Возвращаюсь к нашей ситуации. Следует отдавать себе отчет в том, что достижение, которое у нас имеется, а именно — системомыследеятельностное мышление, доведенное в 70-еи 80-е годы до соответствующего уровня, есть наследие первых двух эпистем. И надо четко понимать, что переписывание мира под новую, третью эпистему, выдвижение альтернативного варианта нового складывающегося мира мышления, — это либо наша обязанность и долг, либо мы упускаем шанс.
Поэтому вызов есть и отвечать на него надо. Мне представляется, что первым шагом на этом новом пути является переосмысление в категориях мыследеятельности традиционной категории опыта. Потому что нет ничего другого, кроме опыта, связующего этот полиархически организованный мир, нет никакой другой связи, где было бы нужно мышление, — всё остальное решается на уровне практического действия. И мы либо простроим соответствующие концептуальные мостики и будем строить соответствующие нового типа системы (какие — я пока затрудняюсь говорить), либо нам останется принять тезисы про «музеефикацию» и заняться благородным делом: построить картинку второй и первой эпистем (думаю, мы это смогли бы красиво сделать).
И последнее — про свободу. Есть четыре концепции свободы, давайте выбирать: свобода от чего, свобода для чего, свобода от кого, и свобода для кого. Наступило время, если я правильно этот мир понимаю, свободы для кого, то есть свободы выбора и созидания собственных идентичностей.
О.И. Генисаретский. То есть назад, в проектирование?.. Почему вы все проходите мимо того, что есть еще «свобода в.»?. От, для и в, внутри чего-то.
П.В. Малиновский. Конечно.
О.И. Генисаретский. Как сказала Кузнецова, свобода применительно к уравнениям Максвелла — это свобода их решать, умение это делать. Делать, а не голосовать!
Н.И. Кузнецова. Надо же прежде понять, что такое свобода...
О.И. Генисаретский. Дайте себе труд вникнуть в это! А не задавайте вопросов по случаю.
Д. Куликов. У меня есть несколько замечаний, но непосредственно к прозвучавшим докладам, а не к их обсуждению, которое мне напоминает ситуацию какого-то активного бреда.
Замечание к выступлению П.Г. Щедровицкого. Да, конечно, онтологическое полагание Другого как необходимости — это важная вещь, но, по-моему, проскакивается не менее важная вещь: полагание сначала самого себя как методолога. Не производится методологического самоопределения, поскольку не обсуждается ситуация, в которой это самоопределение возможно, её исторические и онтологические характеристики. И поскольку не проделано этой работы, у нас вместо Другого появляется неизвестно что. Надо же понимать, что не каждый гомосексуалист — философ, и не каждый философ — гомосексуалист. С кем мы вступаем в это разговор, кого мы приглашаем и в какую ситуацию?.. Без ответа на этот вопрос мы вместо Другого будем порождать какую-то замену, всегда ущербную. Мне кажется, что это вопрос принципиально важный. Полагать вместе с другими надо и себя.
Что касается выступления О.И. Генисаретского, то в силу высокой метафоричности сделанных высказываний мне трудно к нему отнестись. Однако, мне кажется, что продемонстрированный Олегом Игоревичем отказ от проектно-программного самоопределения не может быть частным: нельзя на Чтениях памяти методолога и где собираются методологи отказываться от методологического самоопределения, а потом его себе возвращать где-то за углом. Когда мы отказываемся от проектно-программного отношения, происходит то, что происходит сейчас: выходят люди и рассказывают, «как там на самом деле». Наверное, это свобода, Олег Игоревич, но это свобода от чего? От методологического самоопределения!
П.Г. Щедровицкий. Собственно, мой тезис заключается в следующем: да, идея построения содержательно-генетической логики и эпистемологии была определенным проектом, возникшим в некоторой ситуации и отвечающим на определенные проблемы и запросы, которые выявлялись в этой ситуации с некой позиции. Поэтому мы можем нарисовать эту позицию и считать, что, действительно, самоопределение в этой позиции не находит — не может найти — полного выражения в том или ином проекте. В рефлексии этого и, возможно, еще некоторых других подпроектов, возникших при реализации, возникает собственно методологическая рамка, которая в дальнейшем превращается в проект следующего уровня (его можно при желании назвать мегапроектом). Превращается и начинает рассматриваться самостоятельно. Это, с моей точки зрения, происходит в определенный период — еще раз скажу, что, возможно, это было следствие социально-политической ситуации исключения из партии, связанных с этим потерь десяти лет в плане социального действия и т. д., но, возможно, была и кадровая проблема. Яне знаю, чего там было больше: индивидуального выпендрежа или отсутствия возможностей выхода на реализацию, но, так или иначе, те идеи, которые высказываются из этой методологической рамки по отношению к другим областям деятельности, в проекты не превращаются.
Эта судьба, в частности, постигла проект дизайна. Хотя возникло много интересных людей, которые что-то заимствовали из методологической рефлексии, методологических семинаров (кто-то куда-то ходил, кто-то в чем-то участвовал, работала сенежская студия и т.д.), но проект не был сформирован. Это же характерно и для других областей деятельности. То есть в период 1958— 1965 гг. происходит одновременно кризис кадровой инфраструктуры, соответствующего менеджмента, который обеспечивает реализацию проектов, и затем собственно социально-политической ситуации и статуса.
Да, я готов согласиться с тем (и готов это обсуждать), что за всем этим присутствует еще какой-то другой план. Называйте его «политическим», называйте его «экзистенциальным», называйте его «ценностным» — пока можно называть как хотите, если мы понимаем, что это — еще один пласт ситуации.
С моей точки зрения, необходимо вернуться к рефлексии этой большой, объемлющей ситуации. Её следует положить заново, внутри неё пересмотреть контекст собственно методологического мегапроекта и пересмотреть совокупность тех проектов (о которых, собственно, очень точно говорил Горбань), которые доводят результаты методологической рефлексии мышления до реальных продуктов, принятых и принимаемых в соответствующих областях и сферах деятельности, на которые направлен этот проект. Без этого, с моей точки зрения, мы, действительно, вывалимся или будем продолжать осуществлять ту паразитарную рефлексию, о которой здесь очень хорошо и образно сказал О.И. Генисаретский.
О.И. Генисаретский. Если кратко, то всё, что я сказал в своем докладе, было возражением против редукции практики к деятельности. Эта редукции сама является, в целом, результатом экспансии индустриального, финансово ориентированного общества, где деятельность превращена в товар, который поставляется, как правило, в форме навязывания, интервентно. Эта редукция практик, практического разума к деятельности в ее системном выражении есть — не хочется переходить на классовый язык, но придётся — форма эксплуататорского проекта в условиях мондиалистического общества.
Разговор в терминах социального действия есть паллиатив. Первая фаза методологического проекта формулировала себя в терминах, как вы помните, восстановления русской интеллигенции. Только контакт со структурным функционализмом Парсонса и знакомство с азами социологии, заставило в какой-то момент принять словосочетание «социальное действие» в работу. С тех пор социологическая оснастка сообщества значительно продвинулась. Например, уже вся дискуссия и все деятельности по поводу институциональной тематики есть гораздо более развитая форма социальной рефлексии, чем в терминах «социального действия», гораздо более развитое! И просторы для движения вперед в этом социологическом воображении и рефлексии открыты, господа! Милости просим в партнерство с социологической мыслью, практикой и, так сказать, развитостью современной социологии. Там вас ждет много всего интересного, но даже это будет частным продвижением, потому что исходное полагание было в ином. И тут я согласен с П.Г. Щедровицким, что стояло бы вернуться к той части методологического проекта, когда еще социологические недоделки, которыми жила тогдашняя советская социология, не застили взор, как застят они до сих пор тем, кто социологией заниматься не стал.
В завершении хотел бы защитить честь дизайна. Дизайнерский проект был попыткой в уме воссоздать тот мировой дизайн, который существовал в 20-егодыв России и в 60-е в мире. Воссоздать целостность в уме! Как только появилась практика, имитировать этот симулякр дальше стало бессмысленным.