eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

«Возможность мысли»

В.Е. Волков

« И сегодня главный процесс для страны – формирование слоя высококлассных оргуправленцев, а также формирование соответствующих  идей организации, руководства и управления»

Г. П. Щедровицкий

23 февраля этого года основателю методологии Г. П. Щедровицкому исполнилось бы 75 лет. Имя Георгия Петровича (или просто . Г.П., как привыкли называть Щедровицкого его ученики и последователи) известно в нашем городе достаточно многим не только по публикациям, но и тем, кто принимал участие в его мероприятиях и организационао-деятельностных играх, которые он проводил в Тольятти. В ОДИ принимали участие такие известные тольятгинцы А. Г. Зибарев, А. И. Ясинский, А. П. Волошин, А. И. Рыжков. Тольяттинская академия управления - проект учеников Г.П.

ОН СОЗДАЛ ДВИЖЕНИЕ

Из сухой библиографической справки следует: ЩЕДРОВИЦКИЙ Георгий Петрович (1929-1994) - российский методолог и философ, основатель и лидер Московского методологического кружка (ММК). Г. П. Щедровицкий впервые стал рассматривать методологию как особую и самостоятельную сферу знания, а не составную часть философии, науки или инженерии, сформулировал основные принципы и положения деятельностного подхода, а затем, с конца 70-х, системо-мыследеятельностного (СМД) подхода.

Живое отношение к Учителю, к его Делу можно увидеть и почувствовать в День памяти Г. П. Щедровицкого, которому посвящаются ежегодные Чтения. Они проходят 23 февраля, в день рождения Георгия Петровича, в Москве, на них собираются его последователи и ученики. В этом году Чтения посвящены юбилейной дате 75-летию, а также 50-летию ММК, детищу Г.П. Тема десятых Чтений: "Наследие Г. П. Щедровицкого в философском, методологическом, культурном контекстах".

Тем, для кого это имя и непривычные слова - ММК, СМД, малознакомы, можно посоветовать обратиться к множеству публикаций. После прочтения есть возможность поближе почувствовать глубину и напряженность мысли Гения. Кроме того, из воспоминаний его коллег в опубликованных биографических очерках можно сложить впечатление об этом необыкновенном_человеке. Масштаб и значение сотворенного при жизни Г.П., его творческое наследие складывается не только из публикаций, но и из обширного архива (4000 папок), работа с которыми только начинается, внедренных проектов и программ в образовании, дизайне, градостроительстве, экономике и др.

О личности Г.П. сегодня опубликовано достаточно много, в том числе и приуроченного к настоящему юбилею. Но его образ особенно ярко предстает, когда ознакомишься с его автобиографическим текстом, изложенным в книге "Я всегда был идеалистом...". Этот текст позволяет увидеть время, в котором творил Г.П., как-то по-другому, его взглядом понимающего и осмысливающего происходящее из пространства "вечных вопросов". Это виденье формировалось им не в замкнутом пространстве, а в активной жизненной позиции, в столкновении с жесткой реальностью жизни.

За занятую им жизненную позицию идеалиста приходилось расплачиваться - исключение из партии, невозможность опубликовать работы, да и просто ограничение для возможности трудоустройства. Как теоретическая деятельность, так и карьера Г.П. несут на себе отпечаток социо-культурной ситуации в СССР. Он исключался из членов КПСС в 1968-м "за действия, использованные во вред партии и стране", был рассыпан набор книги "Педагогика и логика", которая увидела свет только через 23 года. Взгляды Г.П. объявлялись антимарксистскими в газете "Правда" в 1969-м, лишь с 1995-го началась подготовка к изданию его собрания сочинений. Основная тема его жизни - это создание методологии как самостоятельной сферы знания. Если в начале его деятельности методологическое движение мыслилось в основном как направление в контексте научно-познавательной деятельности (методология науки), то впоследствии в его работах

Для многих современных успешных руководителей имя Щедровицкого определяет выбор метода для совершенствования своего бизнеса.

впервые методология трактовалась как "теория человеческой деятельности", предмет которой принципиально отличен от предмета всех других конкретных наук. К этому времени для Г.П. стало почти аксиомой, что методология - это не просто учение о средствах и методах мышления и деятельности, а форма организации, ив этом смысле "рамка" всей мыследеятельности и жизнедеятельности людей. А это одновременно означало, что ее "нельзя транслировать как знание и набор инструментов от одного человека к другому, а можно лишь выращивать, включая людей в новую для них сферу методологической мыследеятельности и обеспечивая им там полную и целостную жизнедеятельность ".

Можно попытаться сформулировать образно основной смысл его жизни как борьбу с  немыслием. В своих бесчисленных   публичных циклах лекций, которые сегодня оформляются и публикуются в серии "Из архива Г. П. Щедровицкого", он создавал среду, в которой формировался слой элиты, понимающей и способной к практическому осмысленному действию в меняющихся условиях. В качестве иллюстрации этого можно привести мысль, высказанную им в 1981 г.: "Я утверждаю, что употребления знания как способа действия, как способности действовать и как способности понимать задают противоречащие, по крайней мере, иные, требования к организации знания, нежели употребление знания как орудия, как инструмента. Если относительно инструмента или орудия мы можем с какой-то степенью достоверности сказать, что они должны быть простыми в употреблении, то знанию как способности мы предъявляем прямо противоположные требования. Мы говорим, что это знание должно быть настолько сложным, чтобы сделать еще более сложными нас самих и поставить вровень со временем, с уровнем задач

Уровень сегодняшних задач в быстро меняющемся миру требует адекватных знаний, но ни практика производства знаний в научном сообществе, ни прошлый опыт не могут обеспечить все возрастающие возрастающие потребности современного деятеля, и прежде всего управленца. Ибо именно управленцы - это тот слой, элита, от успехов которой зависит развитие общества

Понимая это, Г.П. в 1979 г. предложил новую форму практикования философии и методологии - организационно-деятельностную игру (ОДИ). ОДИ позволили соединить организацию межпрофессиональных коллективов для реализации проектов и программ с рафинированной философской дискуссией и со строгой методологической рефлексией.

Темами ОДИ становились самые острые проблемы: реформы образования и юстиции, безопасность атомных электростанций, экономика БАМа, ВПК или ТЭК, демократизация хозяйства и органов местного самоуправления, свободные экономические зоны и суверенитет союзных республик. Такие игры, а они отныне приобретают регулярный характер, получили имя "организаиионно-деятелъностных" (ОДИ). В отличие от традиционных деловых и учебно-деловых игр содержанием ОДИ стало - по образу и подобию методологического семинара - не усвоение знаний и готовых форм деятельности, а решение проблем. И в то же время в отличие от самого

* семинара это были уже не методологические, а предметно-ориентированные проблемы, и решали их не непосредственно методологи, а специалисты-профессионалы, со-организуемые методологами.

Хотя вся энергия Г.П. в это время была так или иначе направлена на развитие оргдеятельностных и оргтехнических форм бытования методологического движения, он осваивает и ассимилирует и новую предметную проблематику. Работа над ней отражена в таких публикациях, как "Научные и практические вопросы создания проектов, эффективно реализуемых с точки зрения инженерных

„изысканий". Категории сложности изыскательских работ как объект исследований с системодеятельностнрй дочки зрения". Та жизнь, которую в течении нескольких десятков лет вел Г. П., - а главным в ней всегда была работа, - требовала от него непрерывного расхода жизненных сил. 80-е годы, отданные организационно-деятельностным играм, вычерпали эти силы без остатка. За период 1979-1991 гг. он организовал и провел свыше 90 игр (с количеством участников от десятка до нескольких сот человек) в самых разных регионах страны.

Г.П. В ТОЛЬЯТТИ

В конце 80-х годов Г.П. посещает наш город с циклом лекций по линии союза научных и инженерных обществ СССР, Комитета по СМД-методологии и ОДИ. В 1998 году с 23 ноября по 2 декабря в Тольятти проходит первая ОДИ на тему "Перспективы и стратегия развития системы АвтоВАЗтехоб-служивания". Участники той игры - известные в нашем городе' люди А. Г. Зибарев, А. И. Ясинский, А. П. Волошин, А. И. Рыжков и многие другие. Больше всего запомнились с той игры атмосфера напряженной конструктивной коллективной работы, азарт и озарения в обсуждавшихся проблемах. Даже в такой неожиданной постановке темы третьего дня мероприятия как "Система АвтоВАЗтехоб-служивания как средство и механизм развития хозяйства, страны и регионов", более актуальной для сегодняшнего дня.

Личные ощущения от той, первой, встречи - это возникшее понимание иного подхода к решению проблем и необходимость освоения нового инструментария для их решения. По крайней мере, некая осмысленность себя и построение собственного пути в окружающем тебя мире. Многие участники того мероприятия добились заметных успехов в жизни.

В 1989 году Г.П. проводит ОДИ на АвтоВАЗе по теме "Перспективы и программы развития автомобилестроения в стране". Эта игра организовывалась и проводилась в Научно-техническом центре ПО "АвтоВАЗ" под председательством главного конструктора Г. К. Мирзоева и его заместителя П. М. Прусова. Многие идеи, возникшие на игре, были впоследствии реализованы в НТЦ. Интересны и судьбы людей, участников, сыгравших заметную роль в становлении инженерии на ВАЗе. Иногда думается, что если бы та-

место в структуре деятельности инженерного корпуса в виде постоянно действующей функции, то многие сегодняшние проблемы были бы вчерашним днем. При подготовке игры Г.П. утверждал, что для города Тольятти с его молодым населением, инженерия - это то, что должно стать точкой роста его собственного и всей страны. Инженерная мысль имеет здесь необходимые условия для того, что бы стать законодателем в современном обществе. Для этого воспроизводство и подготовку инженерного корпуса должен был обеспечивать Тольяттинский политехнический институт. Что и предопределило следующую игру, которая была спроектирована и проведена в ТПИ (ОДИ-80) с 26 мая по 3 июня 1990 года. Тема ОДИ-80: "Содержание, методы и организационные формы инженерной подготовки и образования в ТПИ". Заказчиком игры выступил В. И. Столбов, среди участников помимо преподавателей ТПИ были работники ВАЗа, выпускники ТПИ, студенты. В обсуждении идеи ОДИ с Владимиров Ивановичем Столбовым была сформулирована основная мысль - для подготовки и разворачивания работ по подготовке инженеров необходимо тесное взаимодействие с производствами ВАЗа, поскольку развитие автомобилестроения зависит от развития образования инженеров. А автомобильная держава, это та, у которой самая передовая инженерная мысль и самая передовая система подготовки инженеров. "Заложив основы промышленного производства, мы должны достроить в вертикальных связях до инженерной, оргуправлнческой мысли, чтобы стать такой державой". Уже тогда, на игре, было понято, что подготовка современного инженера - это задача, требующая, прежде всего, создания новых предметов, формирующих инженерное мышление, технологии подготовки оргуправленцев для современного производства. Тогда же на игре прозвучала мысль о необходимости создания университета в городе.

Образование - эта тема проходит через всю жизнь Г.П. В нашем городе на идеях Г. П. Щедровицкого его учениками реализуется программа подготовки современных оргуправленцев - это Тольяттинская академия управления, возглавляемая вот уже более 13 лет И. В. Богдановым. В истоках её создания лежит интересный эпизод, определивший её методологическую направленность. На одном из мероприятий, проводимых с участием Георгия Петровича, тогда на базе Банк-колледжа, состоялась встреча П. А. Нахмановича и Г.П. На вопрос П. А. Нахмановича, как сделать так, чтобы идеи этого нового учебного заведения получили развитее, Г.П., указав рукой на присутствующих на этой встрече, его коллег по ОДИ, А. П. Зинченко и Н. Ф. Андрейченко, ответил: "Это. то лучшее, что я имею, и передаю его вам".

Сегодня выпускников академии можно увидеть во многих организациях города, где они успешно трудятся, формируя слой современных управленцев нашего города. А в стенах Академии регулярно встречаются со студентами методологи соратники и коллеги ГЛ., благодаря чему в городе имеется возможность обсуждения с ними городских проблем. Можно смело утверждать, что именно это позволяет сохранять мышление о городе, теоретически осмысливать проекты и программы, обсуждая их с известными людьми, такими как В. Глазычев, П. Щедровицкий, С. Попов, О. Гинисаретский, В. Никитин и многие другие. Это то, что позволяет нам быть "впереди планеты всей", поскольку благодаря постоянному обсуждению, возможности мысли по актуальной теме для России - "города и местное самоуправление" мы являемся её точкой роста.

Можно смело утверждать, что на последнем этапе жизни Г.П. Тольятти стал тем местом, где его дело и идеи легли в благодатную почву. Для многих современных успешных руководителей имя Щедровицкого определяет выбор метода для совершенствования своего бизнеса. Все отчетливее проявляются задачи и проблемы для. современных управленцев, способы и пути решения которых достаточно подробно изложены в трудах Г.П., что позволяет надеяться на востребованность его опубликованных и готовящихся к изданию трудов.

Трудно, да, пожалуй, и невозможно вместить в страницы короткого очерка жизнь, даже если иметь в виду только "научную жизнь", человека такого масштаба, каким был Георгий Петрович Щедровицкий. Он всегда шел своим путем, невзирая на внешние обстоятельства и условия, в которых приходилось жить, и был одним из тех людей, о которых говорят, что они сделали себя сами. Живя своими идеями, весь гигантский запас жизненной энергии он вложил в их развитие и воплощение. И вот теперь, после ухода, начинается его жизнь в них и через них.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44