Вклад ММК в мировую философско-методологическую мысль: ключевые идеи и достижения
Введение в дискуссию
В качестве отправной точки для начала дискуссии мы предлагаем Вашему вниманию текст рукописи Г.П. Щедровицкого , в которой он сам выделяет основные результаты ММК за период с 1974 по 1981 гг.
Текст, жанр которого можно охарактеризовать как «рефлексивные заметки», датирован 1 февраля 1982 года. Что же заставило Георгия Петровича именно в этот момент решиться сформулировать основные результаты работы ММК, и почему единицей рефлексивного анализа выступает период с 1974 года? К сожалению, сам ГП не поясняет, почему для подведения итогов он выбирает именно такой отрезок времени.
Как организатор дискуссии, попытаюсь предложить рабочую гипотезу: именно данный период для ММК стал временем формирования основных схем и представлений подхода, впоследствии получившего название системомыследеятельностного (СМД-подхода). Не случайно
Если судить по опубликованным работам ГП, то интерес к схемам передачи текста в ММК возник из занятий проблематикой смысла и значения – крупная работа на эту тему вышла как раз в 1974 году (1974а – далее используются обозначения, принятые в Архиве ММК). Первоначально данная проблематика обсуждалась в контексте исследования структуры знака (1971a, 1971g, 1972b, 1973b), но уже в работе «Понимание как компонента исследования знака» (1971c) было показано, что для методологического анализа структуры знака необходимо представление о процессах понимания. Эта линия, продолженная в публикациях 1972f и 1973e, как раз и вывела Кружок на обсуждение схем передачи текста и коммуникации. Но именно введение слоя коммуникации и позволило на базе имевшихся на тот момент представлений о мышлении и деятельности, дополненных концепцией рефлексии (статьи 1972с, 1974i и упомянутые самим ГП лекции 1978/79 гг.) сформулировать целостную идею мыследеятельности.
1974 год также можно считать рубежом, завершающим период построения общей теории деятельности. В своем первом тезисе
С другой стороны, 1981 год – последний, когда базовой формой организации деятельности ММК была семинарская работа. Уже в 1979 году была проведена первая организационно-деятельностная игра (ОДИ), однако два последующих года ушли на рефлексию и освоение данной технологии. Игра-2, имевшая внутренний характер, была по сути семинаром, «примерявшим на себя» игровую форму. Затем на многие годы усилия большинства основных участников ММК сосредотачиваются именно на игровой практике.
Формально период 1974-81 подытоживается программной статьей 1981а, однако его содержательным завершением скорее следует считать работы об ОДИ (1983c, совместно с С.И. Котельниковым) и схеме мыследеятельности (1986a).
В то же время далеко не все основные результаты из числа выделенных Георгием Петровичем будет легко уложить в прокрустово ложе предложенного выше двойного схематизма («от теоретико-деятельностных представлений к мыследеятельностным» и «от семинарской практики к игровой»).
В частности, если понимание природы подхода, представления о пространстве рефлексии, об ортогональном пространстве и способах работы с ним и различение пространств мышления и мыследеятельности можно считать органическими составляющими СМД-подхода, то ряд других результатов имеют самостоятельные основания и значение. В то же время, наряду с перечисленными выше результатами, представления о «верстаке» онтологической работы, о сферно-фокусной схеме и о комплексной организации НИР активно использовались на Играх, тогда как различение нормативного и нормативно-деятельностного подходов стоит особняком как по отношению к практике ОДИ, так и по отношению к СМД-подходу.
Из приведенных выше рассуждений вытекают вопросы, которые я хотел бы адресовать участникам дискуссии:
- Можно ли основным содержанием периода 1974-81 гг. считать смену теоретико-деятельностных представлений мыследеятельностными?
- Правомерно ли создание СМД-подхода рассматривать как высшее достижение деятельности ММК в ее «семинарской» форме?
- В какой мере представления СМД-подхода были развиты, а в какой проблематизированы в ходе последующей практики ОДИ? Насколько актуальны эти представления, а также перечисленные Г.П. Щедровицким во второй части заметок направления работ для современного развития методологии?
- Какие из выделенных Г.П. Щедровицким результатов и направлений работ сегодня незаслуженно забыты?
- И, наконец, какие результаты (из перечисленных или, напротив, не упомянутых Г.П. Щедровицким в своих заметках) можно считать ключевыми достижениями ММК за всю его полувековую историю?
- Что из этих достижений можно считать вкладом ММК в мировую философско-методологическую мысль?
Ждем Ваших текстов! Желательно, чтобы Ваши суждения были аргументированными, и, в то же время, фальсифицируемыми – т.е. допускающими рациональную дискуссию. Для обоснования Ваших мыслей, кроме публикуемых нами в качестве «точки отсчета» заметок Г.П. Щедровицкого [ссылка], Вы можете использовать и другие материалы, представленные на нашем и на дружественных сайтах. См. также список книг по методологии, вышедших за последнее время.
С уважением,
Вячеслав Марача