eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Вклад ММК в мировую философско-методологическую мысль: ключевые идеи и достижения

Введение в дискуссию

В качестве отправной точки для начала дискуссии мы предлагаем Вашему вниманию текст рукописи Г.П. Щедровицкого , в которой он сам выделяет основные результаты ММК за период с 1974 по 1981 гг.

Текст, жанр которого можно охарактеризовать как «рефлексивные заметки», датирован 1 февраля 1982 года. Что же заставило Георгия Петровича именно в этот момент решиться сформулировать основные результаты работы ММК, и почему единицей рефлексивного анализа выступает период с 1974 года? К сожалению, сам ГП не поясняет, почему для подведения итогов он выбирает именно такой отрезок времени.

Как организатор дискуссии, попытаюсь предложить рабочую гипотезу: именно данный период для ММК стал временем формирования основных схем и представлений подхода, впоследствии получившего название системомыследеятельностного (СМД-подхода). Не случайно Георгий Петрович начинает фиксацию достигнутых результатов со следующего: «Первое – это четкое различение деятельности, мышления, рефлексии, понимания и мыследеятельности, полученное за счет работы со схемами передачи текста (т.е. акта коммуникации – В.М.) и соотнесения этой схемы с другими, в частности со схемами воспроизводства. Подготавливался этот результат в работах 1971-1976 гг., но свое завершение получил в 1980 г. на материале Игры-3 и оформился в схеме мыследеятельности».

Если судить по опубликованным работам ГП, то интерес к схемам передачи текста в ММК возник из занятий проблематикой смысла и значения – крупная работа на эту тему вышла как раз в 1974 году (1974а – далее используются обозначения, принятые в Архиве ММК). Первоначально данная проблематика обсуждалась в контексте исследования структуры знака (1971a, 1971g, 1972b, 1973b), но уже в работе «Понимание как компонента исследования знака» (1971c) было показано, что для методологического анализа структуры знака необходимо представление о процессах понимания. Эта линия, продолженная в публикациях 1972f и 1973e, как раз и вывела Кружок на обсуждение схем передачи текста и  коммуникации. Но именно введение слоя коммуникации и позволило на базе имевшихся на тот момент представлений о мышлении и деятельности, дополненных концепцией рефлексии (статьи 1972с, 1974i и упомянутые самим ГП лекции 1978/79 гг.) сформулировать целостную идею мыследеятельности.

1974 год также можно считать рубежом, завершающим период построения общей теории деятельности. В своем первом тезисе Георгий Петрович говорит о соотнесении схем передачи текста со схемами воспроизводства, которые были базовыми для теории деятельности. Парадигмальное изложение исходных представлений и категориальных средств этой теории было дано в работе 1975с, приложении к знаменитому «Кирпичу» –сборнику «Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология)», вышедшему в 1975 году под редакцией Б.В. Сазонова.

С другой стороны, 1981 год – последний, когда базовой формой организации деятельности ММК была семинарская работа. Уже в 1979 году была проведена первая организационно-деятельностная игра (ОДИ), однако два последующих года ушли на рефлексию и освоение данной технологии. Игра-2, имевшая внутренний характер, была по сути семинаром, «примерявшим на себя» игровую форму. Затем на многие годы усилия большинства основных участников ММК сосредотачиваются именно на игровой практике.

Формально период 1974-81 подытоживается программной статьей 1981а, однако его содержательным завершением скорее следует считать работы об ОДИ (1983c, совместно с С.И. Котельниковым) и схеме мыследеятельности (1986a).

В то же время далеко не все основные результаты из числа выделенных Георгием Петровичем будет легко уложить в прокрустово ложе предложенного выше двойного схематизма («от теоретико-деятельностных представлений к мыследеятельностным» и «от семинарской практики к игровой»).

В частности, если понимание природы подхода, представления о пространстве рефлексии, об ортогональном пространстве и способах работы с ним и различение пространств мышления и мыследеятельности можно считать органическими составляющими СМД-подхода, то ряд других результатов имеют самостоятельные основания и значение. В то же время, наряду с перечисленными выше результатами, представления о «верстаке» онтологической работы, о сферно-фокусной схеме и о комплексной организации НИР активно использовались на Играх, тогда как различение нормативного и нормативно-деятельностного подходов стоит особняком как по отношению к практике ОДИ, так и по отношению к СМД-подходу.

Из приведенных выше рассуждений вытекают вопросы, которые я хотел бы адресовать участникам дискуссии:

  • Можно ли основным содержанием периода 1974-81 гг. считать смену теоретико-деятельностных представлений мыследеятельностными?
  • Правомерно ли создание СМД-подхода рассматривать как высшее достижение деятельности ММК в ее «семинарской» форме?
  • В какой мере представления СМД-подхода были развиты, а в какой проблематизированы в ходе последующей практики ОДИ? Насколько актуальны эти представления, а также перечисленные Г.П. Щедровицким во второй части заметок направления работ для современного развития методологии?
  • Какие из выделенных Г.П. Щедровицким результатов и направлений работ сегодня незаслуженно забыты?
  • И, наконец, какие результаты (из перечисленных или, напротив, не упомянутых Г.П. Щедровицким в своих заметках) можно считать ключевыми достижениями ММК за всю его полувековую историю?
  • Что из этих достижений можно считать вкладом ММК в мировую философско-методологическую мысль?

Ждем Ваших текстов! Желательно, чтобы Ваши суждения были аргументированными, и, в то же время, фальсифицируемыми – т.е. допускающими рациональную дискуссию. Для обоснования Ваших мыслей, кроме публикуемых нами в качестве «точки отсчета» заметок Г.П. Щедровицкого [ссылка], Вы можете использовать и другие материалы, представленные на нашем и на дружественных сайтах. См. также список книг по методологии, вышедших за последнее время.

С уважением,
Вячеслав Марача

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44