eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Схемопись. Пространственная организация мышления и деятельности

Афанасьев Георгий |12:55 30.11.04

Методологии "наглядно" отличаются от других интеллектуальных школ тем что они "рисуют". О вкладе можно говорить именно в этой зоне отличия от других, но такого отличия которое начинает другими присваиваться и из которого формируется обще-культурное достояние.
Техника пространственной организации мышления и деятельности - по моему является наиболее значимым достижением ММК, которое имеет шанс стать и общекультурным достоянием.
В свою очередь пространственная организация может быть более полно показана в следующих достижениях:
1. Схематизация мышления (ряд схем в том числе и схема МД)
2. Рамочные техники
3. Ортогональная организация
4. Позиционный анализ (в том числе Полиэкранная организация.
Я думаю, что предложенный мною на обсуждение в январе 2004 года, термин "СХЕМОПИСЬ" отражает нововведение ММК, достаточно полно, хотя конечно и метафорично. И что бы продолжить эту метафору - могу сказать, что ряд идеографических языков, выполняет как раз интегрирующую функцию, и позволяет сформировать при множестве "наречий" в принципе непонятных друг другу, общее пространство понимания и взаимоорганизации.

Сообщения


#1 |23:40 03.12.04
n

схематизации смысла/




#2 |20:19 21.02.05
Алексей Ширшов

Уважаемый Георгий!
Китайская интеллектуальная школа тоже рисует (а не пишет), и я слышал, что у Юрия Вячеславовича Громыко даже был замысел "Русский иероглиф". Ещё одна "рисовальная" "интеллектуальная" практика -- это руны. Только там ещё мощнее -- схемы нужно выскабливать в камне или дереве. Рядом и карты Таро: Алексей Тупицын, например, говорил, что есть расклад, идентичный схеме шага развития.
С уважением, Алексей Ширшов, не-журнал "Со-Общение"




#3 |17:00 22.02.05
Георгий Афанасьев

Да, конечно Китайский культурный образец - представляется очень интересным. Именно за счет "рисования" китайская письменность используется в Японии, например. Да и вообще объединяет предельно разно-говорящие народности в рамках самого Китая. Возможность существования Китая - была предопределена схемописью.




#4 |13:37 12.09.07
Георргий Афанасьев

Уважаемые коллеги,

Мы решили реализовать старую идею – анимировать основные методологические схемы. Задача проекта состоит в том, чтобы показать «живые схемы», как они рисуются шаг за шагом в живой методологической дискуссии. При таком введении схемы, как мне представляется, станет более понятна синтагматика схем. Мы используем пошаговую анимацию, чтобы показать развертывание схем, которое обычно в итоговом графическом выражении схемы полностью скрыто. Я знаю, что несколько подобных работ уже осуществлялось разными методологическими группами и заинтересован в изучении прошлых опытов и любой подсказке со стороны людей, делавших подобную работу ранее.
Кроме того, известно, что сразу несколько людей собирали «схемники», куда систематически заносили все графические варианты с разных семинаров, игр, конференций. Есть просьба откликнуться держателей этих схематических активов, мы с удовольствием включим всех приславших материалы в титры программы для анимации методологических схем, упомянем как тех, кто внес свой вклад в эту работу.
Что было бы полезно: фотографии, зарисованные от руки схемы с указанием, где и когда они были введены, особенно будем благодарны за схемы нарисованные рукой Георгия Петровича Щедровицкого. У меня есть замысел сделать всю программу на основе его схематического почерка (надеюсь, что при получении базы основных элементов мы сможем решить и эту задачу) Шлите на почту metod @metod.ru
Афанасьев Георгий, звоните +7 (85) 920 42 84




#5 |00:22 16.09.07
Виталий Сааков | priss@mf.ulstu.ru

А саму анимацию нельзя ли увидеть?
Шайхутдинов лет 15 назад высказывался, что анимированные (движущиеся!) схемы только и являются схемами.
У меня на сайте в дидактических целях слайд-схематизация:
http://priss-laboratory.net.ru/S.C.H.E.M.E.S.-/priss-test_1-1.htm
http://priss-laboratory.net.ru/S.C.H.E.M.E.S.-/priss-test_2-1.htm
Это, конечно же, квази-квази-анимация.
Вопрос: Статичная графема схемы задает одновременно развернутую полноту действительностей (формальный пример: мышления, понимания, рефлексии.., рефлексивного мышления, рефлексивного понимания, рефлексии рефлексии.., понимающего мышления, понимания понимания, понимающей рефлексии...). Двигайся в них, как можешь (не можешь - и анимация вряд ли не спасет). Как предполагается "поженить" раскадровку (по-видимому, фрагменты, детали, части графемы) с фактически и актуально предзаданной полнотой представленной нам схемы?
Виталий Сааков, 16.09.2007




#6 |19:19 04.10.07
Афанасьев Георгий | metod1@yandex.ru

Пока посмотреть анимированные схемы можно в ходе лекций по схематизации, которые читает Петр Щедровицкий примерно раз в две недели. К середине, может быть концу октября я подготовлю публичную версию. и размещу здесь ссылку.




#7 |18:51 30.01.08
Редюхин Владислав Иванович | reduhin@mail.ru

Вот текст
http://www.odn2.ru/bibliot/reduhin_transform_metamorfoz.html
А вот попытка анимации к нему
http://somit.ru/vir_u/transform4.htm
И это делает учитель из маленького байкальского городка вместе с учениками.




#8 |23:47 16.03.08
Лось

Методологии "наглядно" отличаются от других интеллектуальных школ тем что они "рисуют"
- Сколько учусь в Методологическом Проектном Колледже 1314 , все методологи, в том числе и Ю.В. Громыко, и Н.В. Громыко, всегда твердили что нужно не "рисовать" а схемотезировать...




#9 |23:47 16.03.08
Лось

Методологии "наглядно" отличаются от других интеллектуальных школ тем что они "рисуют"
- Сколько учусь в Методологическом Проектном Колледже 1314 , все методологи, в том числе и Ю.В. Громыко, и Н.В. Громыко, всегда твердили что нужно не "рисовать" а схемотезировать...




#10 |23:47 16.03.08
Лось

Методологии "наглядно" отличаются от других интеллектуальных школ тем что они "рисуют"
- Сколько учусь в Методологическом Проектном Колледже 1314 , все методологи, в том числе и Ю.В. Громыко, и Н.В. Громыко, всегда твердили что нужно не "рисовать" а схемотезировать...




#11 |19:00 17.07.08
Сергей | orlovskyysa@nefkom.net

Для меня несомненно, что речь идет не только о рисовании, а о "заменяющем рисовании" в полном герменевтическом понимании замены. Кроме того, не будем забывать, что все это происходит в пространстве деятельности, где мышление становится прозрачным для его участников. Не любое рисование ведет к прозрачности понимания участников процесса.
Кроме того, рисование не свободно от "словаря категорий". Нужен еще и методологический словарь. Рисование происходит понятиями и "полным циклом мышления" : категорийная логика, восхождение, удержание на основе содержательно-генетической логики.




#12 |22:12 11.09.09
Ал-др Гусаров | w432@yandex.ru

Если правильно понял, то Георгий здесь ведёт речь об инструментах для анимации. Наверняка известно, что уже лет 15 существуют компьютерные инструменты, эксплуатирующие послойную схему (где основной осью является время).
Имеет смысл оси сделать развивающимися, а не постоянно заканчивающимися. Тогда в эпистемическом поле можно создавать движущиеся схемы.
Результат разместил здесь (http://w432.narod.ru/Motion/Epistem.htm). Т.к. пользовался линейным графическим редактором, прошу извинения за неудобства.




#13 |22:15 11.09.09
Ал-др Гусаров | w432@narod.ru

Готов к сотрудничеству.
С уважением,
Александр Гусаров, 11 сентября 2009 г.




#14 |08:30 09.01.11
Редюхин Владислав Иванович | reduhin@mail.ru

С наступившим и наступающим новым годом! Интересно, а чем дело кончилось? Или идет?

Я и сам без анимации как без рук http://pedsovet.org/forum/index.php?autocom=blog&blogid=3&




#15 |19:06 10.03.12
Александр Субботин | succeder@list.ru

Здравствуйте!
Не совсем понимаю Вашу систему. Я не нахожу в ней лица, субъекта, его ценностей, и так далее. Сам изучаю современный научный метод и ищу к нему такую "новую дополнительность", чтобы, по словам Т.Куна, выйти в новую научную парадигму, в которой старый метод станет лишь частным случаем нового.
На сегодня, мне кажется, мы подошли близко к границе смены парадигмы. Субъект истории созрел и ему позарез нужно себя занять. Это социум.
Социум есть познавательный (когнитивный) субъект, интеллектуальный субъект, способный к творческому развитию и проектированию своего будущего.
Если Вам будет интересно, свяжемся. Я веду на Фейсбуке группу "Общественный интеллект".




#? |12:55 30.11.04
Добавить сообщение
Ваше имя:
Ваш адрес:
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44