eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

А.Е. Волков: "Опыт схематизации. Свои и Другие"

Тезисы доклада

Обсуждать, в смысле выносить в пространство критики и отношения, имеет смысл то, что делаешь (здесь это (деяние, проживание) трактуется мной в относительно узком смысле как проекты и\или программы развития), в противном случае обоснование и осмысленность будет определяться искусством исторических интерпретаций, или, что еще хуже, эрудицией автора. 

Иметь дело с людьми – одна из наиболее «досадных» необходимостей управления. Они, как правило, не следуют замыслам автора, так как справедливо предполагают насилие над их образами будущего или сложившимися и закрепившимися, в силу массовости повторения, моделями социального поведения. Они «Другие», для всякого одержимого своим замыслом (проектом, программой, планом).

«Свои» - это готовые или демонстрирующие готовность понимать замысел. Они, обычно, несут «установку» (интенцию, отношение) на понимание. Готовы на изменение своих моделей, и следовательно, в пределе, на отказ от «собственных» проектов и программ, во имя сохранение принадлежности к «своим». Здесь отношение первично и приоритетно.

Коммуникация возможна и необходима в ситуации реализации замысла, то есть  выхода его за пределы «одного сознания». Если нет возможности указать на развернутую практику, пусть даже не актуальную, а потенциальную, то захватить сознание других (суть вовлечь) не представляется реалистичным, разве что гипнозом и эмпатией, но это ближе к кинематографу и другим технологиям «иллюзионизма». В этом смысле, коммуникация нужна только, если есть столкновение с Другими и нет выбора избежать этого взаимодействия.

Под схемой здесь понимается знаковая (для ясности, графическая) форма, которая указывает (предписывает) действие. Столкновение людей может быть переведено в конкуренцию проектов (замыслов), если есть возможность (способность и культура) перевести в артикулированную форму (графического изображения) схемы.

Практика схематизации была «прихвачена» (заимствована, скопирована) мною из ОДИ и затем из работ, в рамках образовательной программы, проводимых командой ТАУ (тольяттинская академия управления). Но, до появления собственной практики участия в «больших» проектах, оставалась такой же экзотикой, как прыжки с 4000 т. метров (skydiving) или восхождения на восьмитысячники (high altitude climbing). Экзотикой, в смысле избыточности и непрактичности для организации собственной жизни и деятельности.

Например, разработка и продвижение международной позиции страны (в рамках председательства РФ в Большой Восьмерке) указала на резкую дефициентность текстовой коммуникации в ситуации кроскультурной и мультилингвистической работы. Переход к графической схематизации в создании рабочих понятий, в международных коллективах экспертов, оказался единственным средством, позволившим достичь общего осмысленного поля, а потом и  социального и  политического результата. Разработка программы модернизации в сфере образования и проектирование новой бизнес-школы, при которых возникала необходимость введения общих понятий,  указали на мощность и эффективность инструмента схематизации.

Возникла необходимость различать в  такого рода коммуникативных практиках схемы план-карты и схемы, которые выполняют функцию введения рабочих понятий. Первые могут вводиться (выкладываться) топически, то есть сразу, симультантно и могут выполнять функцию задания поля и рамок (во всяком случае могут так употребляться). Вторые – схемы-понятия, как правило, могут быть введены логически (по мере разворачивания соответствующего дискурса), и то при условии «интеллектуального доверия». Проникающие в практику госуправления и международной кооперации такие странные образования как «дорожная карта», например, указывают на то, что в ряде случаев, начинает «естественно» складываться практика и «культура» соответствующей схематизации.

По всей видимости, систематической практикой работы со схемами и на схемах может стать управленческое образование, которое переживает мучительный кризис (по крайней мере, последние 10-15 лет) расставания с научной парадигмой в смысле содержания обучения.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44