eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

А. Зинченко. «Тезис по теме «технология проблематизации»

Вопрос и Тезис:

Для чего нужна, и  где  употребляется технология проблематизации?

Каковы назначение и функции технологии проблематизации?

Ее нужно освоить под  руководством тренера, чтобы научиться работать задачно!

То есть - находить на практике выход из любой сложной ситуации.

В подтверждение тезиса привожу фрагменты собственной практики технологизации:

1. Результаты  И-29 «Проблемная и задачная  организация ситуаций и систем профессинально-производственной и учебной мыследеятельности»  (Залучье, Тверская область, 02.09.83 - 14.09.83). Работа на игре, на противопоставлении четырех сферно-фокусных схем  (Ю.Громыко) показала, что:

  • задачный подход в подготовке (передача знаний в ходе решения задач) приводит к проблемным ситуациям в практической деятельности;
  • проблемный подход в подготовке – искусственное создание проблемных ситуаций – позволяет в практике технологично ставить и решать проблемы.
    • Проблема в сфере подготовки – где взять преподов, которые готовы и могут проблематизировать собственные знания и опыт?   Как на место классно-урочной системы ввести проблемные формы организации?
  1. Разворачивание схем, полученных на  И-29 в ретроспективу – «большую» и «малую» истории технологии проблематизации (принцип  А.А.Зиновьева).

«Малая история»: дипломная работа  Г.П. Щедровицкого «О некоторых моментах в развитии понятий»;  анализ работ Г.Галилея, разработки категории «система», материалы И-16 «Процессы проблематизации в ОДИ» (Москва, НИИОПП, 05.07.82 - 09.07.82) - понятийно-фокусная схема проблематизации по Г.П.:  

«Большая история»: «История» Геродота, диалоги Платона - вопрошание, «Об ученом незнании» Н.Кузанского - схема с «пустыми» местами,  «Логика и рост научных знаний» К.Поппера – понятие проблема, критика сайентизма П.Файерабенда, «Искусство решения проблем» Р.Акоффа, технологизация проектирования и стратегирования, ААR и прочее…

  1. Технологическая  проработка проблематизации позволяет говорить о смене действительности (подхода), в которой организуется проблематизация в условиях коллективной мыследеятельности.

Г.П.Щедровицкий

Проблемы и проблематизация в контексте программирования процессов решения задач. Доклад на симпозиуме «Логика научного поиска». 30.11.1977:

Очень сложный вопрос о взаимоотношениях и связях между проблематизацией и программированием, с одной стороны, и проектированием систем деятельности и мышления, с другой стороны: ведь если условием проблематизации и программирования являются структурно-функциональные представления деятельности и мышления, то почему нельзя, вместо проблематизации и программирования, осуществлять структурно-функциональное проектирование и таким образом делать все, что нужно, и решать все оргуправленческие задачи в отношении деятельности и мышления?

И параллельно всей этой работе решатель задач может проставлять плюсы и минусы у соответствующих блоков схемы способа и таким образом формировать свое рефлексивное знание о том, чего он не знает и что знает плохо. И он может делать выводы примерно такого рода: я плохо представляю себе цели этой работы, ибо имею слишком смутное представление о ее необходимых и возможных продуктах; у меня нет необходимого для получения этих продуктов исходного материала; у меня явно неадекватные моим целям средства и методы деятельности и мышления, и т.п.

Так или примерно так формируются знания о том, чего не имеет или не знает решатель задач, и благодаря им проблематизация приобретает уже позитивную (или квазипозитивную) форму.

  1. Наша собственная разработка (не защищена копирайтом, поэтому пользуйтесь, если сможете) – технология ПАС – проектно-аналитическая сессия. В ходе работ на ПАС происходит постановка участникам техник проблематизации в контексте решения проектно- аналитических задач.

 Делай так: решай задачу! Уперся – сделай эпохэ, зайди с другой стороны. Снова не получилось – проанализируй  способ - как ты работаешь, организуй повышение собственной квалификации – конструируй новый  способ и проектируй под него обеспечение работ.

      (Движение к объективации – прямо противоположные высказывания по поводу одного и того же объекта (ситуации). Полагание схемы (операционной системы), которая снимает конфликт, например, функционализируя участников).

Случай с «великолепной четверкой» (Н.Герасименко, и другие…).


  1. Эксплуатация технологий постановки и решения проблем на Западе – «думающие танки» и прочие защищенные авторским правом разработки.
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44