А. Зинченко. «Тезис по теме «технология проблематизации»
Вопрос и Тезис:
Для чего нужна, и где употребляется технология проблематизации?
Каковы назначение и функции технологии проблематизации?
Ее нужно освоить под руководством тренера, чтобы научиться работать задачно!
То есть - находить на практике выход из любой сложной ситуации.
В подтверждение тезиса привожу фрагменты собственной практики технологизации:
1. Результаты И-29 «Проблемная и задачная организация ситуаций и систем профессинально-производственной и учебной мыследеятельности» (Залучье, Тверская область, 02.09.83 - 14.09.83). Работа на игре, на противопоставлении четырех сферно-фокусных схем (Ю.Громыко) показала, что:
- задачный подход в подготовке (передача знаний в ходе решения задач) приводит к проблемным ситуациям в практической деятельности;
- проблемный подход в подготовке – искусственное создание проблемных ситуаций – позволяет в практике технологично ставить и решать проблемы.
- Проблема в сфере подготовки – где взять преподов, которые готовы и могут проблематизировать собственные знания и опыт? Как на место классно-урочной системы ввести проблемные формы организации?
- Разворачивание схем, полученных на И-29 в ретроспективу – «большую» и «малую» истории технологии проблематизации (принцип А.А.Зиновьева).
«Малая история»: дипломная работа Г.П. Щедровицкого «О некоторых моментах в развитии понятий»; анализ работ Г.Галилея, разработки категории «система», материалы И-16 «Процессы проблематизации в ОДИ» (Москва, НИИОПП, 05.07.82 - 09.07.82) - понятийно-фокусная схема проблематизации по Г.П.:
«Большая история»: «История» Геродота, диалоги Платона - вопрошание, «Об ученом незнании» Н.Кузанского - схема с «пустыми» местами, «Логика и рост научных знаний» К.Поппера – понятие проблема, критика сайентизма П.Файерабенда, «Искусство решения проблем» Р.Акоффа, технологизация проектирования и стратегирования, ААR и прочее…
- Технологическая проработка проблематизации позволяет говорить о смене действительности (подхода), в которой организуется проблематизация в условиях коллективной мыследеятельности.
Г.П.Щедровицкий
Проблемы и проблематизация в контексте программирования процессов решения задач. Доклад на симпозиуме «Логика научного поиска». 30.11.1977:
Очень сложный вопрос о взаимоотношениях и связях между проблематизацией и программированием, с одной стороны, и проектированием систем деятельности и мышления, с другой стороны: ведь если условием проблематизации и программирования являются структурно-функциональные представления деятельности и мышления, то почему нельзя, вместо проблематизации и программирования, осуществлять структурно-функциональное проектирование и таким образом делать все, что нужно, и решать все оргуправленческие задачи в отношении деятельности и мышления?
И параллельно всей этой работе решатель задач может проставлять плюсы и минусы у соответствующих блоков схемы способа и таким образом формировать свое рефлексивное знание о том, чего он не знает и что знает плохо. И он может делать выводы примерно такого рода: я плохо представляю себе цели этой работы, ибо имею слишком смутное представление о ее необходимых и возможных продуктах; у меня нет необходимого для получения этих продуктов исходного материала; у меня явно неадекватные моим целям средства и методы деятельности и мышления, и т.п.
Так или примерно так формируются знания о том, чего не имеет или не знает решатель задач, и благодаря им проблематизация приобретает уже позитивную (или квазипозитивную) форму.
- Наша собственная разработка (не защищена копирайтом, поэтому пользуйтесь, если сможете) – технология ПАС – проектно-аналитическая сессия. В ходе работ на ПАС происходит постановка участникам техник проблематизации в контексте решения проектно- аналитических задач.
Делай так: решай задачу! Уперся – сделай эпохэ, зайди с другой стороны. Снова не получилось – проанализируй способ - как ты работаешь, организуй повышение собственной квалификации – конструируй новый способ и проектируй под него обеспечение работ.
(Движение к объективации – прямо противоположные высказывания по поводу одного и того же объекта (ситуации). Полагание схемы (операционной системы), которая снимает конфликт, например, функционализируя участников).
Случай с «великолепной четверкой» (Н.Герасименко, и другие…).
- Эксплуатация технологий постановки и решения проблем на Западе – «думающие танки» и прочие защищенные авторским правом разработки.