eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Мыследеятельностная и игровая педагогика – история становления и результаты разработки оригинальной (авторской) педагогики ММК (школы Г.П.Щедровицкого).

Зубарева Т. А.

Тезисы к участию в круглом столе

Использование школы Г.П. Щедровицкого  сделало возможным массовое внедрение и реализацию системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова в практику школьного образования и  внедрение  других инноваций в системе школьного образования. 

Именно  в организационно - деятельностных играх  представления о развитии, развитии мышления и деятельности  и образовании,  как создании образа будущего,  получили свое распространение  среди педагогов  и людей,  занимающих управленческие позиции в образовании.

 В организационно- деятельностной игре  эти задачи связаны с актуальными вызовами современной ситуации,  и коллективная мыследеятельность организуется для  самоопределения и выработки пакета действий  по отношению к вызовам. Тем самым восстанавливается целостность и определенность действия людей  участвующих в игре.

Работа с системами знаний позволяет перестраивать себя в сторону некоторого совершенства, усиливает необходимость в самообразовании,  в познании  новых объектов, открывающихся  в игре.

Мышление, сформированное за счет  участия в коллективной мыследеятельности,   в игре,  перестраивает деятельность, позволяет делать ее более осмысленной и    продуктивной.

Система развивающего обучения (речь идет о системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)  позволяет  школьникам так же как ОДИ решать разные по сложности классы задач.

Мой опыт связан с использованием средства СМД - подхода для создания  региональной системы внедрения системы развивающего обучения Эльконина-Давыдова. (Региональный центр   + сеть школ).

В РО   структура  учебной деятельности устроена так, что у учащихся за счет решения учебных задач формируется учебная деятельность, содержанием которой  являются теоретические знания, усвоенные школьником. Исходной формой, в которой усваивается понятие – это осознанный общий способ действия с определенными объектами.

 Понятия служат предпосылкой  умения решать широкий класс задач относительно  этих объектов.  Владение общим способом действия  означает  возможность безошибочно решать задачу из определенного класса, понимать основания собственных действий, ощущать границы применимости данного способа. Иметь понятие об объекте – это значит мысленно воспроизводить и строить его.

 В РО  в процессе формирования у школьников потребности в учебной деятельности происходит ее конкретизация  в многообразии  мотивов, требующих от детей  выполнения учебных действий, формирующих  способы решения учебных задач.   Позволяющие в дальнейшем школьникам переносить  познавательные способы на получения знаний в  других областях знания,  на выстраивание отношений  со сверстниками, с другими  людьми и коллективами. 

Сформированная учебная деятельность в последствии в подростковом и старшем возрасте позволяет школьникам осуществлять пробно-поисковые действия в окружающем социуме и становится одним из важных условий  формирования самоопределения, чаще всего к интеллектуальным типам деятельности, включая исследовательский и управленческий типы  деятельности. 

В основании  самоопределения  выпускников к  интеллектуальным, управленческим ( думаю, что и к инновационным тоже) типам деятельности  лежит  сформированность способа решения  учебных задач.

Учебная задача  по В.В. Давыдову решается школьниками  путем выполнения определенных учебных действий:

  • принятие от учителя  или самостоятельная постановка учебной задачи;
  • преобразование условий задачи с целью обнаружения  всеобщего отношения изучаемого объекта;
  • моделирование выделенного отношения  в предметной, графической  и буквенной формах;
  • преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;
  • построение системы частных задач, решаемых общим способом;
  • контроль за выполнением предыдущих действий;
  • оценка усвоения общего способа как результата решения учебной задачи.

 Преимущество организации усвоения понятий  на основе специфических учебных действий  учащихся заключается в  осуществлении рефлексии  на сами способы познавательной активности.  Важный и существенный момент рефлексии это способность учащегося определять границу знания и незнания, умения и неумения. Предметное содержание понятий  и сама мыслительная деятельность становятся объектом усвоения.

Использование моделирования и других схем организации понимания в практике   РО  служит основанием для расширения мыслительных средств, позволяющих преобразовывать ту или иную ситуацию.

 Чтобы практика  формирования теоретического мышления у школьников была возможна,  важно было организовать работу с педагогами так, чтобы  они сами освоили  и прожили на себе  формирование учебных действий.

 Поскольку освоение  системы шло  в условиях  ее внедрения, то сопровождение внедрения и стало той сложной задачей, решение которой происходило в условиях неполной информации и коллективного действия.

 В такой ситуации системомыследеятельностная педагогика Щедровицкого стала средством  достижения результатов заложенных в психолого-педагогических основаниях РО   и  в концепции подростковой школы РО ( коллектив авторов под руководством Б.Д.Эльконина)

 В ОДИ  организация коллективной мыследеятельности в игре происходит за счет создания оргдеятельностной схемы, позволяющей учесть все  цели интересы и мотивы,  людей собравшихся на игру.  При этом  базовый процесс  в ОДИ - процесс решения сложной проблемы в условиях неполной информации и коллективного действия.

Проблемной  нашу ситуацию  можно было назвать потому, что это освоение происходит  в период   «перестраивания на марше» советской школы.   Освоение  носил инновационный характер, так как нет   образцов и норм правильного действия.  

 ОДИ подобные формы работы  использовались нами для подготовки педагогов  и в  работах со старшеклассниками и подростками  и для кооперации и организации сетевого взаимодействия школ, осуществляющих опытно-конструкторские разработки в регионе, внедряющих концепцию  подростковой школой РО.

Использование оргдеятельностных форм организации коллективной   мыслительной работы стало средством  достижения успешности,   как в освоении технологии, так и в обеспечении преемственности обучающих режимов  в подростковой и старшей школе.  

Схемы  СМД – подхода легли в основание проектирования различных форм промысливания концептуальных оснований  системы РО и  организации проблемных семинаров, совместного проектирования погружений, совместное проектирования реализации образовательной программы, содержащей в себе инновационные элементы, планирования шагов эксперимента.

Это позволило   создать  сообщество педагогов-экспериментаторов, освоивших разные позиции (мышления, понимания, действия), несущих на себе  опыт осуществления инновационной деятельности. 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44