eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Методология как практика управления и управление как практика методологии (гипотезы к разбору небольшой коллизии, выявленной после доклада П.Г. Щедровицкого на Чтениях 2009).

Бахтурин Д.А.

[1]

А). Методология как практика управления (как то, что практикует управленец в ходе своей практической деятельности).

1. Базовый тезис : "Представления о практике в ММК опираются на результаты работ теоретико-мыслительного периода, когда была схематизирована "деятельность по решению задач". Рассмотрим на примере работы ГП "Аристарх". В ее итоге есть схема двухплоскостного движения мышления; различение формальных и содержательных операций; указание на роль знаковых операций и вообще знаковых фиксаций (по сути - методик) в процессах порождения и употребления знаний. ГП говорит: "мышление оказалось двухплоскостным движением, где краевые знания стыкуются с формальными".

2. Схема практики (представленная как акт «практической деятельности», включающая субъекта, цели, средства, операции, материал и продукт), и, тем более ее конкретные версии для различных областей приложений есть лишь структурная и морфологическая трактовки "процесса решения задач". Примеры из областей : "общая концепция методики"; педагогика, языкознание, дизайн, управление... Практика в трактовке работ ГП предстает как искусственная реализация идеальной схемы, соорганизация позиций при решении задач. Здесь – во всех вариантах – фигурирует «задача, затруднение, проблема, невозможность осуществить деятельность», и «спешащие на помощь» практику, оказавшемуся в затруднительной ситуации – методист, ученый, историк, методолог. Какие задачи предполагалось решать так организованной практикой: "проектирование схемы терминолгической работы"; "проектирование сферы дизайна", "развитие системы образования".

3. Каково место такой методологической практики в управленческой Де в целом. См на эту тему прежде всего доклад О.Алексеева на Чтениях 2009. В указанных предположениях очевидно, что методология не покрывает (да и не должна, не собиралась покрывать ) все пространство управленческой деятельности целиком, и курс методологии не заменит профессиональной подготовки типа МБА. Претензия на практичность методологии состоит/реализуется в схемах соорганизации, позволяющих решать - любые, "по построению" - проблемы и задачи. Решение задач, в смысле изменений и их частного вида, - развития - является не фактом (функционированием), а актом (проектом, шагом), что я утверждал на прошлых Чтениях, и занимает (см, например, доклад Алексеева) – только  часть управленческой практики, наряду, например, с обеспечением функционирования.

4. Комментарии из заявленной позиции к докладам и выступлениям на Чтениях 2009.

  • доклад Дубровского: рефлексия нормирована задачами; модная дискуссия об управлении была подхвачена - да - но наполнена работами Кружка на предыдущем этапе , в частности, это касается орг.тех и социо.тех систем, т.к.в структуре схем - согласно описаниям в текстах - такой компонент как разрыв, проблема, невозможность осуществить - присутствуют обязательно.
  • мое выступление о "плане как единице коммуникации" : различение плана как "перечня мероприятий Робинзона", и плана как сетевого графика - методики, описывающей и предписывающей способ практического выполнения Де.
  • доклад Флямера и различение "профессионального" и "методологического" подходов к решению задач (на основе введенного ГП различения в статье "Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной Де") - к тезису о "полноценности заказчика"; вопрос в том, какая задача стоит, и - к вопросу о руководстве - кто решает, какая задача стоит?
  • доклад Левенчука : а в чем задача, решаемая стандартизацией, чья она, из разрывов в какой/чьей практике она возникает?  

Б). Управление как практика методологии. (управление как то, в чем, через что, на чем, методология осуществляет свою работу...практику).

1. Базовый тезис: позиция ГП и Кружка выражена во фразе "У нас не диалектический материализм, а материалистическая диалектика. Метод у нас материалистический, а мир устроен диалектически.. ". Материалистический метод утверждает наличие внеположенного объекта, и его - в пределе - единство. Именно это и утверждают схемы "практики", "практической деятельности". Единство, связь всех разных позиций, их соотносительность по отношению к единому объекту - человеческой деятельности, практике. 

2. В версии Кружка схемы практики, оргтехнической системы иллюстрируют также тезис, который повторял ГП - "Маркс преодолел разрыв между идеализмом и материализмом". Схемы кооперации практика, методиста, ученого, историка, методолога (и их морфологическая трактовка), описывают и предписывают эту связь.

Как можно увидеть снятие этого противоречия (материализм-идеализм) на упомянутых схемах? В работе "..." ГП предъявляет собственную философскую позицию - Фихте vs Ильенков и Батищев - "Именно филиация идей есть   способ обеспечения инноваций, новообразований, решения проблем и задач". Верхняя полусфера, "надстройка над практикой" - это место, где и как образуются новые идеи, и тем самым "идеальное" находит себе место, функцию в реальном. Именно так реализуется последний из Марксовых тезисов о Фейербахе "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".

3. Тезис о практичности методологии в этом ключе есть тезис о причастности мышления миру практики, человеческой Де, в качестве средства, обеспечивающего ее развитие (через филиацию идей).



[1] В силу непричастности автора к разработкам ММК, доклад основан на анализе текстов и работе в семинаре по подготовке к Чтениям. В ходе подготовки доклада в качестве материала для первичной проработки были использованы 89 текстов ГП из так называемого "Архива ММК", распространявшегося Л.П.Щедровицким. Все тезисы доклада обеспечены ссылками и схемами.

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44