Методология как практика управления и управление как практика методологии (гипотезы к разбору небольшой коллизии, выявленной после доклада П.Г. Щедровицкого на Чтениях 2009).
А). Методология как практика управления (как то, что практикует управленец в ходе своей практической деятельности).
1. Базовый тезис : "Представления о практике в ММК опираются на результаты работ теоретико-мыслительного периода, когда была схематизирована "деятельность по решению задач". Рассмотрим на примере работы ГП "Аристарх". В ее итоге есть схема двухплоскостного движения мышления; различение формальных и содержательных операций; указание на роль знаковых операций и вообще знаковых фиксаций (по сути - методик) в процессах порождения и употребления знаний. ГП говорит: "мышление оказалось двухплоскостным движением, где краевые знания стыкуются с формальными".
2. Схема практики (представленная как акт «практической деятельности», включающая субъекта, цели, средства, операции, материал и продукт), и, тем более ее конкретные версии для различных областей приложений есть лишь структурная и морфологическая трактовки "процесса решения задач". Примеры из областей : "общая концепция методики"; педагогика, языкознание, дизайн, управление... Практика в трактовке работ ГП предстает как искусственная реализация идеальной схемы, соорганизация позиций при решении задач. Здесь – во всех вариантах – фигурирует «задача, затруднение, проблема, невозможность осуществить деятельность», и «спешащие на помощь» практику, оказавшемуся в затруднительной ситуации – методист, ученый, историк, методолог. Какие задачи предполагалось решать так организованной практикой: "проектирование схемы терминолгической работы"; "проектирование сферы дизайна", "развитие системы образования".
3. Каково место такой методологической практики в управленческой Де в целом. См на эту тему прежде всего доклад О.Алексеева на Чтениях 2009. В указанных предположениях очевидно, что методология не покрывает (да и не должна, не собиралась покрывать ) все пространство управленческой деятельности целиком, и курс методологии не заменит профессиональной подготовки типа МБА. Претензия на практичность методологии состоит/реализуется в схемах соорганизации, позволяющих решать - любые, "по построению" - проблемы и задачи. Решение задач, в смысле изменений и их частного вида, - развития - является не фактом (функционированием), а актом (проектом, шагом), что я утверждал на прошлых Чтениях, и занимает (см, например, доклад Алексеева) – только часть управленческой практики, наряду, например, с обеспечением функционирования.
4. Комментарии из заявленной позиции к докладам и выступлениям на Чтениях 2009.
- доклад Дубровского: рефлексия нормирована задачами; модная дискуссия об управлении была подхвачена - да - но наполнена работами Кружка на предыдущем этапе , в частности, это касается орг.тех и социо.тех систем, т.к.в структуре схем - согласно описаниям в текстах - такой компонент как разрыв, проблема, невозможность осуществить - присутствуют обязательно.
- мое выступление о "плане как единице коммуникации" : различение плана как "перечня мероприятий Робинзона", и плана как сетевого графика - методики, описывающей и предписывающей способ практического выполнения Де.
- доклад Флямера и различение "профессионального" и "методологического" подходов к решению задач (на основе введенного ГП различения в статье "Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной Де") - к тезису о "полноценности заказчика"; вопрос в том, какая задача стоит, и - к вопросу о руководстве - кто решает, какая задача стоит?
- доклад Левенчука : а в чем задача, решаемая стандартизацией, чья она, из разрывов в какой/чьей практике она возникает?
Б). Управление как практика методологии. (управление как то, в чем, через что, на чем, методология осуществляет свою работу...практику).
1. Базовый тезис: позиция ГП и Кружка выражена во фразе "У нас не диалектический материализм, а материалистическая диалектика. Метод у нас материалистический, а мир устроен диалектически.. ". Материалистический метод утверждает наличие внеположенного объекта, и его - в пределе - единство. Именно это и утверждают схемы "практики", "практической деятельности". Единство, связь всех разных позиций, их соотносительность по отношению к единому объекту - человеческой деятельности, практике.
2. В версии Кружка схемы практики, оргтехнической системы иллюстрируют также тезис, который повторял ГП - "Маркс преодолел разрыв между идеализмом и материализмом". Схемы кооперации практика, методиста, ученого, историка, методолога (и их морфологическая трактовка), описывают и предписывают эту связь.
Как можно увидеть снятие этого противоречия (материализм-идеализм) на упомянутых схемах? В работе "..." ГП предъявляет собственную философскую позицию - Фихте vs Ильенков и Батищев - "Именно филиация идей есть способ обеспечения инноваций, новообразований, решения проблем и задач". Верхняя полусфера, "надстройка над практикой" - это место, где и как образуются новые идеи, и тем самым "идеальное" находит себе место, функцию в реальном. Именно так реализуется последний из Марксовых тезисов о Фейербахе "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его".
3. Тезис о практичности методологии в этом ключе есть тезис о причастности мышления миру практики, человеческой Де, в качестве средства, обеспечивающего ее развитие (через филиацию идей).
[1] В силу непричастности автора к разработкам ММК, доклад основан на анализе текстов и работе в семинаре по подготовке к Чтениям. В ходе подготовки доклада в качестве материала для первичной проработки были использованы 89 текстов ГП из так называемого "Архива ММК", распространявшегося Л.П.Щедровицким. Все тезисы доклада обеспечены ссылками и схемами.