eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Люди и вещи

Щедровицкий: - Забегая несколько вперед, скажу, что вскоре я начну обсуждать вопрос о том, что такое практика, и должен вас сразу предупредить, что я буду изображать ее таким образом, что в ней вообще не окажется "вещей". Вы сами понимаете, что если там не окажется "вещей", а будет нечто другое, то тогда тезис о том, что формы вещей создаются самой практикой, а знаковые формы наших знаний лишь фиксируют эти формы, будет основательно подорван. Двигаясь в этом плане, я постараюсь показать вам, как вещи и их формы создаются, формуются "сверху", т.е. теми средствами замещения, которые используем.

  Вернемся, однако, к основному контексту рассуждений. Я сказал выше, что мы можем принимать две разные точки зрения на практику: в первом случае она придает форму или организацию материалу, во втором случае она преобразует уже оформленный материал, следовательно, некоторый объект, предмет, вещь или что-то другое в другой, иначе оформленный объект, предмет или вещь. Я сказал, что возможны две разные точки зрения на практику. Но, что самое интересное, так это то, что меняя наш взгляд на практику - а это значит, меняя регулятивы, управляющие нашей деятельностью, - мы меняем саму практику. Несмотря на исключительную абстрактность подобных представлений, всякий человек очень практически использует их, и в каждой деятельности практик или инженер-конструктор принимает одну их них и соответственно ей строят всю свою деятельность. Можно сказать иначе: познание может двояко относиться ко всему, что ему дано. Особенно отчетливо это выступает в области научного исследования. В одних случаях все знания, данные ему, организованные структурированные в рамках научной теории и теорий, рассматриваются как исходный материал. Но само это отношение очень знаменательно. Характеризуя нечто как исходный материал, мы тем самым утверждаем, что можем формировать и организовывать его безотносительно к тем структурам, которые раньше задавали его как строго определенные элементы определенной теории. В других случаях наоборот, в качестве исходного принимается уже существующая структура и мы начинаем развертывать все дальше имея в виду инерцию этой структуры. В этом случае способы развертывания обязательно должны быть соотнесены с возможностями самой этой структуры.

  Тем самым заданы два типа практики. В одном случае мы не учитываем прежней структуры и, следовательно, совершенно произвольно и по-новому формуем весь данный нам материал, в другом - учитываем прежние структуры и поэтому уже не можем действовать произвольно.

  Если мы останавливаемся на втором варианте, то вынуждены отказаться от приницпа не иерархичности материала. Тогда, даже в тех случаях, когда мы создаем новую организованность, это означает, что мы каждый раз встаем на новый уровень иерархированности. Это дает нам возможность рассмотреть оба случая в одном ряду. Во втором, когда речь пойдет о трансформации одной структуры в другую, в первом - о наложении на уже существующие структуры и формы организаций новых структур и новых организаций. В этом случае мы устанавливаем определенные отношения между прежними структурами и новыми.

  Нетрудно увидеть, что в инженерии и дизайне мы имеем оба эти случая. Они должны быть разделены и рассматриваться по отдельности.

  На это я заканчиваю первую часть своего сообщения и хочу перескочить на другой уровень детализации, чтобы рассмотреть все проблемы как бы по второму кругу и выявить то, что нельзя было выявить при первом, глобальном подходе.

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44