eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

Дети в ОДИ

Сергейцев Т.

 

1. Автор работал о детскими группами в ОДИ "Экологическое воспитание школьников и проблемы города", г. Пущино, 5-8.05.85, в ходе Всесоюзного конкурса на замещение вакантной должности начальника Главного управления Всесоюзного пионерского лагеря "Артек", п./л Артек, 29.03.-8.04.87, в ОДИ "Разработка концепции развития Всесоюзного п./л "Артек и определение приоритетных путей его развития", п./л Артек, 23-30.03,88. Участие детей в ОДИ втягивает в игру как ее материал, а также - и как условие -­ целый ряд процессов воспроизводства и развития общественной жизни и деятельности, которые отсутствуют в "классическом" варианте ОДИ, ориентированной на работу с профессионально и предметно определенными контингентами в проблемной ситуации. Мы рассмотрим прежде всего те ориентиры, рамки, представления, которые должен ввести в пространство своей работы организатор ОДИ.

2. В рамках противопоставления взрослых и детей, можно утверждать, что дети, в отличие от взрослых, еще не имеют жест­ких и определенных форм фиксации и реализации себя в мире жизни и деятельности. И если высвобождение личностного потенциала, необходимого для участия в ОДИ, для взрослых возможно через критику и противопоставление их предметным знаниям, профессио­нальной организации и жизненным основаниям и ценностям, то в отношении детей эти механизмы включения в игру как минимум не имеют оснований. Имея дело с детьми, мы имеем дело со своего рода «чистым» потенциалом, не связанным теми или иными конкретными формами актуального выражения. Организатор должен задать, с одной стороны, формы и способы «удержания» этого потенциала, а с другой стороны - каналы и пространство его развертывания.

3. Это не означает, что организатор избавлен от работы по «высвобождению» того ресурса, который представляет собой дет­ский контингент. Общественное отношение "взрослые-дети", вос­производясь в игре, несет два типа рамок, накладываемых на детей, их жизнь и деятельность. Это организационные рамки и рамки педагогики, принятой в обществе. Условием участия детей в игре является их свобода от этик рамок, критика, проблематиза­ция этих рамок в игре. Первый этап освобождения состоит в реф­лексии, которую организатор должен обеспечить, проявляя и де­монстрируя рамку "на себе". Критика и проблематизация могут осуществляться на контингенте взрослых, участвующих в игре.

4. Задание такой свободы предполагает наличие у детей содержания, либо особую доступность или просто наличие нового содержания, которое они могли бы осваивать в игре. Игра «стира­ет» определенность того мира, «ради» которого традиционно осу­ществляется подготовка, воспитание, обучение, образование и превращает содержание в основу и исходную точку попыток форми­рования нового мира. Таким образом, участие детей в игре ставит задачу разделения формальной и содержательной педагогик. Фор­мальная педагогика предъявляет к взрослым требования рефлексии и понимания себя, мира и содержательного самодвижения детей.

5. Проведенные игры показали, что дети, пользуясь свободой игры, легко выходят к категориальным, схематическим, аксиомати­ческим, онтологическим основаниям обсуждаемой проблематики. Идеализации, с которыми начинают работать дети, противостоят не предметно расчлененному знанию, а скорее миру онтического, очевидного, своего рода феноменологии. В то же время, если школа, другие общественные институты в значительной мере о-ис­куствляют воспроизводство предметно расчлененной деятельности, то воспроизводство онтического мира практически не о-искуствле­но, нарушения и сбои в этих каналах воспроизводства практически неконтролируемы. Игры с участием детей могут строиться как поиск прообраза новых социокультурных комплексов, контролирующих и, устойчиво удерживающих такие каналы воспроизводства. А то же время одной из ведущих морфологических характеристик детей, проявляющейся в игре становится отсутствие у детей жизненных оснований, что впрямую можно связывать с реальным отсутствием у привлеченного детского контингента самостоятельной, независимой от взрослых жизни - начиная с социального самообеспечения и кончая самостоятельной функцией в обществе. Это обстоятельство ставит вопрос, насколько вообще возможно воспитание игрой, т.к. цель воспитания требует от воспитателя выход на весь процесс формирования жизненной позиции, ценностей, этических норм в целом. Для этого хронотоп игры слишком мал (в то время как смещение этических норм у взрослых может происходить в хроното­пе игры за счет конфликта по жизненным основаниям, которые в структуру конфликта «концентрируют» процесс воспитания). Воз­можным ходом на введение воспитательных рамок в игру может быть попытка воспроизводства в игре (или создания) детского общества.

6. Участие детей в игре ставит перед организатором также технический, но важный для создания необходимых условий работы детей, вопрос об организации и канализации активности детей, особенно, если коллектив детей является разновозрастным. Организация времени и активности детей на основе идеи режима, используемой во всех детских учреждениях, в игре не работает. В качестве альтернативной формы организации необходимы простран­ственные, топические формы.

 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44