С.Л. Содин "Методологическая схема как карта движения через различные регионы мышления и деятельности"
- В настоящем докладе я хочу сделать попытку рассмотреть схемы и схематизацию в трёх рамках: семиозиса, кумуляции опыта и навигации (проектирования и организации будущих работ). Я надеюсь также очертить особенности методологических схем и связать их с методологическими формами накопления опыта и интеграции времени. С моей точки зрения специфический для методологии способ использования схем отражает новое понимание категории развития в СМД-методологии.
- Знак, образ, схема. Знак принадлежит (как минимум) двум пространствам. В первом пространстве, когда мы говорим, например, "стол", мы имеем в виду реальный стол –произнесённое слово относится к предмету (указывает на него); во втором пространстве слово принадлежит знаковой системе (языку) и обладает свойствами (например, морфологическими), не имеющими ничего общего со свойствами предметов. Может показаться, что в первом пространстве понимание слова предполагает образ: слыша слово стол, мы имеем в виду реальный стол. Чем можно заменить субъективное (психологическое) понимание образа и, тем самым, не психологизировать знаки? В этом направлении последовательно двигался Г.П. Щедровицкий указывая, что знак замещает объективное содержание, то есть, действия (с предметами). Как, в каких формах может удерживаться само отношение замещения? Место субъективного образа должен занять чертёж, карта, схема стола и обстановки, в которой он находится. Чертёж может быть дополнен схемой, описывающей возможные действия со столом.
- Схема (карта) в рамке семиозиса согласно моей гипотезе есть необходимый посредник между (вербальными) знаками и действительностью. Отнесение знаков к действительности непосредственно не возможно. Субъективный образ вещи, который имеется в виду при понимании знака (см. пример п.1), есть результат интериоризации схемы. Иными словами, – схема первична, а образ является её продуктом. Я считаю, что эта функция посредника и задаёт общее понятие схемы в рамке семиозиса. Функция посредника – далеко не единственная из функций, которые может выполнять схема. Можно предположить, что знаки и схемы образуют две различные, но взаимодействующие линии эволюции языка и мышления. В процессе своего генезиса появляются схемы разных типов; схемы берут на себя ряд других функций: координации и соорганизации деятельности, отображения структуры объекта, пространственной карты и навигации …
- Методологическая схема – это трансрегиональное образование, своего рода карта движения через различные регионы мышления и деятельности. Исторически методологическая схема появилась как изображение структурных отношений; впоследствии со сменой методологических представлений основные схемы получили ряд различных интерпретаций. Методологическая схема – это концепт, прошедший через несколько регионов мышления и деятельности и, соответственно, имеющий несколько интерпретаций. (Метод оформляется путём рефлексии и артификации этих переходов…). Так понимаемая методологическая схема это след (карта) движения методологической мысли. Вместе с тем, методологическая схема может стать инструментом освоения новых областей деятельности и мышления Основой и прототипом такого освоения может служить освоение методологией самой себя (самоосвоение), которое сопровождается переинтерпретацией основных методологических схем. Вместе с тем методологическая схема становится и инструментом работы с будущим (проектирования, программирования…). Этот переход связан с определёнными операциями абстрагирования и перекатегоризации, он подобен переходу от описания истории к норме/методу. Возможно, в рамке мышления методологическая схема уже не является посредником между знаками и миром: она охватывает и координирует и знаки и мир.
- Принципиальная структура схемы может отображаться на разный материал. (Ж. Пиаже, С. Попов). Схемы могут изображаться по-разному – схему не следует отождествлять с графемой, которая её представляет. Схема может быть представлена совместными (координированными) действиями людей, быть выраженной историей и т.д. Потенциал схемы, и её возможности связаны с «масштабом» пространственно временной координации, которую в состоянии охватить схема[1].
- Схемы могут нести функции не только пространственной координации, но и организации и удерживания временных связей, отображения процесса в текущее состояние.
Что представляет собой накопление опыта и «временные связи»[2] на языке схем? Методологические схемы являются своеобразными инструментами развития, «агентами», отображающими накопление (кумуляцию) опыта. Иными словами схемы могут отображать временное движение (процесс) в пространственную структуру. Переинтерпретации схем при изменении основных категорий сохраняют обобщённый тип структурных отношений, т.е., «каркас» схемы. В процессе переинтерпретации схемы могут усложняться; в процессе совместного использования (и взаимной интерпретации) схемы образуют более сложные кортежи. Простейший вариант развития отображается на схемы как процесс их разворачивания, основанный на идеях восхождения от абстрактного к конкретному; развитие может принимать форму изменения интерпретации схем, их усложнение; более сложный вариант развития включает в себя совместное использование нескольких схем.
[1] Эта идея в частном случае схем действий, осваиваемым индивидом в процессе онтогенеза, выдвинута Ж. Пиаже. В общем случае схемы не принадлежат одному индивиду, - например, они могут координируют распределённую деятельность..
[2] В терминологии А. Кожибского временные связи передают накопленный опыт из поколения в поколение.