eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

В. М. Розин «Сообщение «схемы»

1. Различение схемы пользователя (без осознания этого понятия) и схемы как средства методологической работы (мышления). Второе понимание предполагает специальную реконструкцию: употребления (контекста) и слоев схемы.

Схема это двухслойное семиотическое образование, где один слой выражает другой и управляет им. Если схема «надета» на пользователя, то есть употребляется им как схема, то она воспринимается как самостоятельная предметная реальность.

 

2. Можно говорить о трех основных контекстах (употреблениях) схем:

  • становления нового,
  • познательном,
  • практическом.

В первом контексте складывается новое видение на основе синтеза (конфигурирования) смыслов и областей, до этого рассматриваемых как независимые.

Во втором построение схем и схематизация выступают как условие и способ   конституирования идеальных объектов.

В третьем схемы используются для решения практических задач.

3. Два кейса.

Схема метро. При становлении этой схемы решались следующие задачи: организация потоков пассажиров, помощь в ориентировке вне метро и в метро, построение рациональных маршрутов плюс требование понятности схемы для горожанина. При создании этой схемы их авторы использовали градостроительные и монтажные схемы.

Когда пассажир пользуется схемой, он получает с ее помощью знания (маршрута, его «длины», пересадок и пр.)

Эти знания позволяют ему строить свое поведение (деятельность) в метро, а схема в целом знать строение метро и видеть его как объект.

Слои: верхний – «движение» в графике, нижний – поведение человека в метрополитене (входы в метро, составление маршрута, пересадки, выходы из метро и др.)

Схемы З.Фрейда

"Благодаря изучению гипнотических явлений, - пишет Фрейд, - мы привыкли к тому пониманию, которое сначала казалось нам крайне чуждым, а именно, что в одном и том же индивидууме возможно несколько душевных группировок, которые могут существовать в одном индивидууме довольно независимо друг от друга, могут ничего не знать друг о друге и которые, изменяя сознание, отрываются одна от другой. Если при таком расщеплении личности сознание постоянно присуще одной из личностей, то эту последнюю называют сознательным душевным состоянием, а отделенную от нее личность - бессознательным... мы имеем прекрасный пример того влияния, которое сознательное состояние может испытать со стороны бессознательного".

Но как могло произойти, что столь аффективно насыщенная группа представлений оказалась такой изолированной?.. На этот вопрос можно  ответить, приняв во внимание два факта, а именно: (1) одновременно с формированием этой изолированной группы представлений возникали истерические боли, и (2) пациентка оказывала сильное сопротивление любой попытке установить связь между этой изолированной группой и другими содержательными компонентами сознания; когда же наконец удалось эту связь установить, она испытала сильную душевную боль. Сознание не может предугадать, когда именно возникнет невыносимое представление. Невыносимое представление исключается и образует изолированную психическую группу вместе со всем, что с ним связано. Но первоначально оно должно было быть представлено в сознании, входя в основной поток мыслей, иначе не возник бы конфликт, являющийся причиной такого исключения. Именно эти моменты мы считаем "травматическими"; именно тогда осуществляется конверсия, результаты которой - расщепление сознания и истерический симптом".

Это тоже схемы, но нарративные. А вот мои схемы для аудитории студентов психологов.

Употребление этих схем: (Фрейд) 1) становления, 2) познавательный (как устроена психика, почему заболевание и т.п.), 3) практический (в отношении собственного исследования и работы, а также работы с клиентом). 

(Розин) 1) исследование в рамках частной методологии (генезис становления представлений З.Фрейда; от психотерапии к теории, от психотехнических схем к теории и онтологии).

Слои: верхний – «чтение» нарратива, «движение» в графике схем, нижний – (Фрейд) собственное исследование (самоорганизация), а также состояния клиента и психики, (Розин) – собственное исследование, а также сознание (видение и понимание) студентов.

Итак, важно понять, с каким контекстом мы имеем дело, что синтезируется в новой схеме, что собой представляют оба слоя, как на основе одних схем создаются другие.

4. Склонность методологов к схемам и схематизации.

  • установка на оперативность (стремление превратить построение схем и схематизацию в самостоятельный дискурс);
  • Средство, позволяющее быстро перестраивать видение и сознание специалистов определенного типа (семинары и доклады Г.П., ОДИ и пр.);
  • Способ конфигурирования рефлексивных содержаний (полагание реальности, разнородность, связи, логика работы и т. п.).
  • Естественно-научная, инженерная и проектная установки.

5. Можно ли в методологии обойтись без схем?

В методологической концепции Г.П. Щедровицкого, безусловно, нет.

В других направлениях методологии, если исключить этап становления, можно за счет дискурсивных способов, втянувших в себя (снявших) схемы.

6. Связь схем и схематизации с познанием. 

Построение новых идеальных объектов предполагает или изобретение схем или схематизацию. Например, у Аристотеля в роли таких схем выступают категории и «начала», у Галилея – категории и математические построения, сегодня примером таких схем являются представления синергетиков.

Имея в контексте становления пересекающийся с идеальными объектами семиотический материал (форму), схемы по понятию отличаются от этих объектов.

7. Проблема адекватности схем.

Одна из главных проблем – последующая критическая рефлексия, призванная ответить на следующие вопросы: что в новой схеме представлено, какие задачи и проблемы она на самом деле позволяет решать. Например, можно показать, что схемы замещения – это семиотические, а не эпистемологические схемы, тем более не схемы мышления. Или что схемы теории деятельности – это организационные и направляющие схемы в рамках определенной практики (семинаров Г.П. или ОДИ). Пытаясь конституировать идеальный объект для того, что Г.П.Щедровицкий назвал слоем чистого мышления, я построил такую схему: 

Она задает простейшую «клеточку мышления» в логике псевдогенетической, культурно-исторической реконструкции. А это означает, что здесь много чего еще не учтено: разворачивание этой структуры, последующую рефлексию, обоснование, наконец, другие структуры (целостности) мышления, сложившиеся позднее и включившие данную структуру как свой элемент. 

 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44