eng
Структура Устав Основные направления деятельности Фонда Наши партнеры Для спонсоров Контакты Деятельность Фонда за период 2005 – 2009 г.г. Публичная оферта
Чтения памяти Г.П. Щедровицкого Архив Г.П.Щедровицкого Издательские проекты Семинары Конференции Грантовый конкурс Публичные лекции Совместные проекты
Список изданных книг
Журналы Монографии, сборники Публикации Г.П. Щедровицкого Тексты участников ММК Тематический каталог Архив семинаров Архив Чтений памяти Г.П.Щедровицкого Архив грантового конкурса Съезды и конгрессы Статьи на иностранных языках Архив конференций
Биография Библиография О Г.П.Щедровицком Архив
История ММК Проблемные статьи об ММК и методологическом движении Современная ситуация Карта методологического сообщества Ссылки Персоналии
Последние новости Новости партнеров Объявления Архив новостей Архив нового на сайте

В. М. Розин "Темы и дилеммы, подлежащие обсуждению"

1. Необходимость в методологии схем, их специфика.

Тезис: методолог без схем не может ни мыслить, ни работать.

Антитезис: методолог вполне может обходиться без схем (см., например, методологические работы Л.С.Выготского или М.М. Бахтина).

Тезис: методологические схемы в принципе ничем не отличаются от других схем.

Антитезис: методологические схемы – это особый тип и класс схем.

2. Природа схем.

Тезис:    это обычный способ и язык графической фиксации сложившегося  опыта мышления.

Антитезис: это средство решения задач, а также способ конституирования реальности.

Тезис: схема – штучное изобретение.

Антитезис: схема – это оперативная система, например, вполне можно говорить о логике построения схем и схематизации.

Тезис: схема – это семиотическое образование (Розин).

Антитезис: схема не семиотическое образование, а самостоятельная реальность (например, в рамках организационной доктрины, С.Попов).

3. Схематизация и познание.

Тезис: идеальный объект – это другое название для схемы в науке.

Антитезис: Схема и идеальный объект принципиально  отличаются друг от друга.

Тезис: научное мышление делает ненужным схематизацию или потому, что заменяет последнюю или потому, что снимает (например, в соответствующих понятиях и категориях).

Антитезис: научное мышление не может вытеснить  практики схематизации, но, напротив, постоянно их использует.

4. Правильные и неправильные типы схематизации.

Тезис: если что-то зарисовано в привычной методологической графике, то это уже схема.

Антитезис: только определенные способы схематизации являются эффективными.

Предлагаемое решение этих дилемм.

  1. Если специфицировать методологию как организацию мысли и конституирование мышления или как работу с рефлексивными содержаниями (понятиями, подходами, позициями, знаниями, способами работы и т. п.), то можно обойтись дискурсивным мышлением без схематизации. Но если (как у методологов ММК) наличествует  установка на оперативность и конфигурирование, стоит задача быстро трансформировать видение и сознание многих людей, то без схем обойтись невозможно (тем более - если есть склонности и привычки к научно-техническому мышлению и визуальной культуре).
  2. Схема – семиотическое образование. Она двухслойна: один слой (предмет) выражает другой. Семиотический характер схем выявляется или в генезисе (при объяснении их происхождения) или в контексте обсуждения условий их мыслимости. Когда же схема «надета» на индивида, то есть освоена им и используется именно как схема, то – это самостоятельная реальность (здесь Попов прав).
  3. Необходимо различать четыре относительно независимых контекста жизни схем: 1) становления нового, 2) решения задач в рамках ставшего, 3) контекст познания и науки и 4) контекст практического использования схем.
  4. В первом контексте схема задает новое видение, соединяет несвязанные между собой предметные области и смыслы, позволяет на новых началах организовать деятельность и поведение человека.
  5. Во втором контексте схемы позволяют получить новые знания за счет схематизации (подведения под схемы новых ситуаций и развертывания самих схем).
  6. В контексте становления схемы – это всегда штучное изобретение. В контексте ставшего могут складываться оперативные системы схем.
  7. В контексте познания схемы – это одновременно и конструкции идеальных объектов (то есть, строя схемы, ученый приписывает явлению определенные  свойства; при этом он старается быть непротиворечивым, ответить на определенные вызовы времени, реализовать себя). За пределами науки (познания) в практическом контексте идеальные объекты используются как собственно схемы.
  8. По материалу (графика, нарратив и прочее) одно и то же образование может быть схемой (в контексте становления), идеальным объектом (в познавательном контексте), другим типом схем (в контексте ставшего и практическом контексте).
  9. В своих работах я различал «онтологические схемы», «направляющие», «коллективные», «приватные», «организационные». Типология схем строится с  опорой на эмпирический материал (знание предмета, задач, проблем), предполагает использование понятий схема и схематизация, а также принципов построения самой типологии.
  10. Методологические схемы – это конфигураторы; конструкции идеальных объектов в соответствующих «предметах» (в теории деятельности, семиотике, системно-структурном анализе и др.); оперативные системы; направляющие и онтологические схемы.
  11.  Объективация методологических схем происходит автоматически при смене практического контекста на познавательный. Оестествление схем предполагает их осмысление в рамках той или иной методологической онтологии (например, в теории деятельности).
  12. Обсуждение условий мыслимости схем и соответствующих идеальных объектов предполагает сопоставление их с объектами онтологии, а также специальные методологические исследования.
  13. Схемы самый древний способ получения знаний и построения онтологических представлений о действительности. Дискурсивное мышление в античной культуре складывалось на основе практик схематизации, частично снимая последние. Современное мышление строится и развивается как за счет построения новых схем и схематизации, так и дискурсивного мышления (одно без другого существовать не может, но это не осознается).    
  14.  От анализа схем и схематизации (здесь главное правильно установить контекст, а также содержания, относящиеся к разным слоям, что предполагает специальную реконструкцию), нужно отличать «искусство построения схем» и «искусство схематизации» (вариант обучения такому искусству можно увидеть в тренингах Сергея Попова).
  15. От «содержательной схематизации» (подведение новой ситуации под схему и развертывание схем) нужно различать использование схем для иллюстраций (последние чаще всего создают иллюзию понимания), а также «формальную схематизацию» (чем, например, как мне кажется,  иногда грешат О.Анисимов и А.Зинченко). Формальная схематизация – это зарисовка в языке методологической графики рассматриваемой ситуации, не предполагающая серьезной проблематизации, а также анализа ситуации. Формальная схематизация создает иллюзию выявления содержания, хотя это всего лишь привычный способ интерпретации ситуации в языке сложившейся методологической графики. Дает ли что-нибудь такая интерпретация, еще нужно понять.   
 
© 2005-2012, Некоммерческий научный Фонд "Институт развития им. Г.П. Щедровицкого"
109004, г. Москва, ул. Станиславского, д. 13, стр. 1., +7 (495) 902-02-17, +7 (965) 359-61-44